Заключение по результатам экспертизы образовательной среды КОУ ВО «Воронежская школа-интернат №6 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Заключение
по результатам экспертизы образовательной среды
КОУ ВО «Воронежская школа-интернат №6 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В результате пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды мы получили следующие результаты:
Показатели Максимальный балл Итоговый балл
Широта образовательной среды 32 15
Интенсивность образовательной среды 16 6
Осознаваемость образовательной среды 28 16
Обощенность образовательной среды 24 14
Эмоциональность образовательной среды 16 11
Доминантность образовательной среды 12 10
Когерентность образовательной среды 12 4
Социальная активность образовательной среды 16 11
Мобильность образовательной среды 16 8
Делая общий анализ данной экспертизы, мы видим, что в нашем учебном учреждении наблюдаются низкие показатели по таким критериям как:
Интенсивность образовательной среды;
Когерентность образовательной среды;
Мобильность образовательной среды;
Интенсивность образовательной среды – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. О высокой степени интенсивности образовательной среды можно говорить, когда уровень требований к учащимся выходит за рамки Госстандарта. Однако, специфика данного учреждения такова, что уровень требований к учащихся депривированным по слуху не может выходить за рамки Госстандарта, однако, большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования, налажена система внеурочной работы, во время каникул организуются активные развивающие формы отдых.
Здесь возможно существенное улучшение в ходе реализации программы педагогического эксперимента за счет внедрения активных форм и методов работы педагогов и повышения требований к учащимся, как общего их уровня, так и индивидуально к учащимся, проявляющим особые способности
Когерентность образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания. Когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности или она тесно с ней связана, высоко интегрирована в нее. По результатам диагностики нами выявлено, что в школу-интернат №6 могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий. А подготовка учащихся ограничивается требованиями Госстандарта.
Для повышения данного параметра необходимо направить усилия, прежде всего на расширение социальной интеграции школы. Достичь этого можно, в частности, за счет целенаправленного развития профилизации обучения, социально-психологической работы, усиления внимания к предметам и методам обучения, развивающим коммуникативность учащихся.
Мобильность образовательной среды служит показателем ее способности к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте со средой обитания. Мы видим, что образовательный процесс в данном учреждении направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований Госстандарта. Лишь некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы на занятиях.
Для повышения данного параметра необходимо пересмотреть учебный план, ориентируясь на современные запросы учащихся, их родителей, общества. В соответствии с изменением содержания следует менять и методы (технологии). Повышению квалификации педагогов также следует придать целенаправленный характер.
Наиболее высокие показатели наблюдаются по таким критериям как:
Осознаваемость образовательной среды;
Эмоциональность образовательной среды;
Социальная активность образовательной среды
Высокая оценка осознаваемости образовательной среды показывает меру сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Практически все педагоги школы, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения. Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь. Каждый год торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения.
Показатели эмоциональности образовательной среды говорят нам о том, что в педагогическом коллективе школы-интернат №6 принято делиться и профессиональными, и личными проблемами в малых группах; педагоги сопереживают и поддерживают воспитанников; эмоциональность оформления пространственно-предметной среды на достаточно хорошем уровне. В эмоционально насыщенной среде каждый педагог и учащийся ощущает сопереживание и поддержку по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом.
Социальная активность образовательной среды служит показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Школа-интернат №6 славится в регионе творческим коллективом «Поющие сердца», участники которого регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах жестового пения. Фотографии отдельных выпускников, которые достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми, висят на доске почета школы-интерната, тем самым показывая пример остальным учащимся.
ПАРАМЕТРЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Для проведения ориентировочной количественной оценки параметров психолого-педагогической экспертизы образовательной среды необходимо следующее:
В каждом блоке пометить ту строку, в которой, на Ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в анализируемой среде. Для пометки соответствующих строк служит первый (чистый) столбец таблицы.
Каждый блок снабжён дополнительной чистой строкой. В эту строку можно записать своё содержание, если оно значительно отличается от предложенного в других строках данного блока. ВНИМАНИЕ! Это новое содержание блока должно рассматриваться только вместо предложенных в таблице, но не суммироваться с ними.
Баллы, полученные по данному блоку (в случае необходимости они суммируются), записываются в строку с названием данного блока.
Далее суммируются баллы, полученные во всех блоках данного параметра и записываются в строку “итоговый балл” под названием соответствующего параметра.
Итоговые результаты представляются в процентном соотношении от максимально возможного балла по данному параметру.
Бланк методики
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 32
1.МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ
(пешком, на городском и пригородном транспорте) практически не проводятся 0
проводятся, но не для всех учащихся 1
каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие 2
каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 3
периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) 4
2. ПУТЕШЕСТВИЯ. практически не бывает 0
не для всех учащихся 1
каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие 2
каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 3
поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса 4
3.ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
(театры, концерты, выставки и т.д.) практически не бывает 0
не для всех учащихся 1
каждый школьник раз в пол года имеет возможность посещения 2
каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения 3
периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса 4
4.ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится 0
обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер 1
производится систематический приём школьников из других учебных заведений 2
учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.) 3
реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или (и) зарубежными учебными заведениями 4
5.ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится 0
обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер 1
педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях 2
педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, ВУЗов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) 3
реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или (и) зарубежными учебными заведениями 4
6.ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД кроме занятий в своём классе у учащихся, практически, нет других образовательных возможностей 0
некоторое учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам 1
каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам 2
+ учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) 3
+ учащиеся имеют возможности выбора учителей 4
7.ГОСТИ учащиеся общаются, практически, только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко 0
+ гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами 1
+ родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки) 2
+ периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. 3
+ периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей 4
8.ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые 0
занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает 1
имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений 2
наряду со “стандартным набором” хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). 3
имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (“Интернет”) 4
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 16
1.УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ к знаниям учащимся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) 0
требования к знаниям учащихся как правило не превышают соответствующих требований госстандарта 1
требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта 2
ко всем учащимся предъявляются повышенные требования 3
образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам (например по программам ВУЗа) 4
2.УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ часто в ходе уроков учащиеся остаются “недогруженными” учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. 0
занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило после уроков учащиеся уходят из школы 1
после уроков учащихся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания - минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий) 2
после уроков учащихся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания 3
практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например в специализированных интернатах и т.п.) 4
3.ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА выходные дни и каникулы учащиеся как правило проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения 0
в выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) 1
на осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) 2
на период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. 3
учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) 4
4.ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ в образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала 0
некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные (“диалоговые”) формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) 1
большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования 2
педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении 3
интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами 4
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 28
1.УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. 0
Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения 1
История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением 2
Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения 3
Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения 4
2.СИМВОЛИКА Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики
Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей 0
Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название (школа “Радуга”, школа имени... и т.п.) и все учащиеся об этом знают 1
Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) 2
Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия 3
Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, “фирменные” шапочки и т.п.) которые учащиеся и педагоги охотно носят 4
3.ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер 0
Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения 1
Ведётся летопись учебного заведения (оформляются фото, кино, видео и другие материалы) 2
Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка 3
Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения 4
4.СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный эпизодический характер 0
Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году 1
Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка 2
Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь 3
Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения 4
5.АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты 0
Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению 1
Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи 2
Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения 3
Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении 4
6.АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) 0
Значительная часть учащихся охотно откликаются на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению 1
Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи 2
Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения 3
Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении 4
7.АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) 0
Значительная часть родителей охотно откликаются на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению 1
Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи 2
Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения 3
Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении 4
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 24
1.КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются 0
Заместители директора составляют его “команду”, к педагогам ими предъявляется система единых методических требований 1
В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей 2
Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду 3
В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию 4
2.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется “по инерции” 0
Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе 1
Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления 2
В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом 3
Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов 4
3.ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется 0
+ На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса 1
+ Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений 2
Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения 3
Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения 4
4. ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения 0
Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения 1
Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы 2
Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав “команды”, разрабатывающей стратегию развития учебного заведения 3
Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов 4
5. ВКЛЮЧЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения 0
На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения 1
Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы 2
Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями 3
Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав “команды”, разрабатывающей стратегию развития учебного заведения 4
6. РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки 0
Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определённой методической модели, администрация получила консультацию от учёных перед началом реализации проекта 1
Учёные - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов 2
Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведётся учёными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения ,
3
Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, учёные - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами 4
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 16
1.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и “посторонние разговоры” не поощряются администрацией 0
Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции 1
Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как “в стенах” учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) 2
Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач 3
В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами 4
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой 0
Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются “внеучебных” проблем учащихся 1
Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) 2
Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом 3
Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку 4
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой 0
Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются “внеучебных” проблем 1
Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) 2
Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом 3
Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку 4
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.), строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации 0
В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) 1
Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению 2
Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги 3
Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п. 4
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 12
1. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Большинство педагогов работает ещё и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации 0
Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально 1
В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключён главный смысл жизни 2
Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации 3
Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлечённостью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность 4
2. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей 0
Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом 1
Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но “школьная (студенческая) жизнь”, всё-таки, составляет для них одну из их важнейших ценностей 2
В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д. 3
Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлечённостью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность 4
3. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом 0
Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами 1
Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей 2
Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам 3
Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов 4
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 12
1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В учебное заведение принимаются учащиеся по микрорайону 0
В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий 1
Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий 2
Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, ВУЗы и т.д.) 3
Учебное заведение имеет сопряжённые программы с ВУЗами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний 4
другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 3,3)
2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Учебное заведение практически не сотрудничает с другими организациями 0
Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями 1
Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления 2
Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона 3
Включённость данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции) 4
3. ШИРОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Подготовка учащихся не всегда соответствует требованиями стандарта 0
Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта •В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий 1
Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.) 2
Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.) 3
Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом 4
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл 16
1. ТРАНСЛЯЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ Достижения учебного заведения незначимы 0
+ Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня 1
+ Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) 2
+ Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) 3
+ Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.) 4
2. РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ не бывает информвции об учебном заведении 0
В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении 1
Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио 2
Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п. 3
+ Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении 4
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ Учебное заведение не принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей 0
Учебное заведение является инициатором различных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей 1
Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам шефская работа и т.п.) 2
Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) 3
Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив 4
4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Выпускники учебного заведения не являются известными людьми 0
Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.) 1
Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной) 2
+ Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми 3
+ Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России 4
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ итоговый балл 16
1. МОБИЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта 0
В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.) 1
Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие 2
Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.) 3
Учебное заведение тесно сотрудничает с вузами, реализуются совместные программы обучения 4
2. МОБИЛЬНОСТЬ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять) 0
Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.) 1
Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе 2
В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования 3
Все педагоги имеют возможность стажироваться в других учебных заведениях 4
3. МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Новые учебные курсы обеспечиваются за счёт дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику 0
Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины 1
Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение 2
Для преподавания новых дисциплин пригашаются иногда дипломированные специалисты соответствующего профиля 3
Для преподавания новых дисциплин пригашаются всегда дипломированные специалисты соответствующего профиля 4
4. МОБИЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАНИЯ В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет 0
Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д. 1
Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения 2
Эпизодически приобретаются приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д. 3
Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д. 4