Исследовательская работа Школьная экологическая тропа




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Левоча










Учебно-исследовательская работа
«Школьная экологическая
тропа».





Работу выполнила
Хлебникова Снежана
ученица 5 класса
МАОУ СОШ с. Левоча





Руководитель
Мельникова Н.Л.
учитель химии












2014 год.
Содержание

Введение..2
1.Основная часть.3
2.1. Из истории экологической тропы..3
3.1. Понятие «школьная экологическая тропа»3
4.1. Стоянки на тропе..
4.1.1. Цветник...3
4.1.2. Кленовая аллея...3
4.1.3. «Зелёная аптека».4
4.1.4. Декоративные хвойные.4
4.1.5. Берёзовая аллея..4
4.1.6. Минидендрарий.4
5.1. Анкетирование..4
Заключение6
Литература.7
Приложения..




































Введение


В ходе анкетирования учащихся 5-11 классов, мы выявили, что учащиеся не проявляют достаточного интереса к биологии и у большинства из них низкий уровень экологической культуры.
Это и определило тему нашей работы «Школьная экологическая тропа».
Гипотеза: если мы проложим на территории школы экологическую тропу и будем проводить экскурсии, то это будет способствовать повышению интереса к биологии и формированию экологической культуры и экологической ответственности.
Объект исследования: школьная территория.
Предмет исследования: экологическая тропа.
Цели: 1. Исследовать школьную территорию и выявить интересные объекты с точки зрения биологии и экологии.
2. Проложить экологическую тропу.
3. Разработать экскурсию.
4. Заложить минидендрарий.
Задачи. 1. Ознакомление с литературой и другими источниками по данной теме.
2. Выбор методов исследования.
3. Выполнение исследований, запись результатов.
4. Анализ и обобщение результатов.
Методы исследования. 1. Наблюдение.
2. Анкетирование.
3. Опрос.
4. Фотографирование.
5. Регистрация и обработка результатов.
Ожидаемый результат: отчёт о работе в форме презентации, паспорт экологической тропы, выступление на районной конференции.
В ходе выполнения работы мы изучили следующую литературу: «Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии». Из данного источника мы взяли, как организовать исследовательскую работу и как оформить её результаты. Из книги «Экологический бумеранг» мы взяли методику проведения анкетирования «Моё отношение к природе». Из экологического словаря мы узнали об истории создания экологической тропы. Интернет-источники помогли нам раскрыть понятие «школьная экологическая тропа» и составить паспорт экологической тропы.



















Основная часть


«Очаровательна природа на Руси:
Леса, озёра, реки, водопады.
За грубость к ней прощенья попроси,
Нам не сыскать другой такой отрады.
Она нас лечит, душу согревает
И красоту земную учит нас любить.
С ней человек надежду обретает,
Её должны мы для потомков сохранить».
Впервые понятие «природная» или «экологическая» тропа появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» - проложить тропу по Аппалачскому хребту. Длина этой тропы составила 3300 метров. И сразу же она стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев. Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по происхождению, длинные и короткие по протяжённости. Такие же тропы созданы в Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Индии, Японии и других странах.
В России в 1916 году в Крыму, в семи километрах от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Её называют Голицинской, так как её строительство проводилось по указанию князя Л.С. Голицина.
В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446-й средней школы. В настоящее время увеличивается число троп и расширяется география их распространения. Появившись впервые как тропа для взрослых и детей, она стала очень популярной в детских учреждениях.
Экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможность образования, воспитания и отдыха. Школьная экологическая тропа – это маршрут, созданный для знакомства с природой, на котором определены места остановок, где экскурсоводы (учащиеся 6 класса) совместно с руководителем рассказывают о растениях и влиянии на них человека.
Наша экологическая тропа находится на территории школы. Маршрут включает 6 стоянок: цветник, кленовая аллея, участок дикорастущих растений, декоративные хвойные, берёзовая аллея и минидендрарий. ( Приложение №1 ). При выборе тропы учитывались следующие условия: доступность, безопасность, эстетическая привлекательность, многообразие природных объектов, а так же возможность использования тропы для учебных занятий на уроках биологии и внеурочных занятиях по экологии.
Стоянка №1. Школьный цветник.
Цветник с весны до поздней осени радует нас яркими красками. В нем уживаются растения разных стран и континентов. Весной красиво цветут нарциссы, тюльпаны и люпины. Летом цветник превращается в разноцветный ковёр из бархатцев, петуний, георгинов, ромашек, эшольции, а в сентябре мы наслаждаемся прощальным многоцветием уходящего лета.
Здесь учащиеся знакомятся с многообразием декоративных цветковых растений. В течении лета учатся правильно ухаживать за цветами, а осенью собирают коллекции семян.
Стоянка №2. Кленовая аллея.
Пожалуй, осенью нет более красивого дерева, чем клён. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков. Его крылатые плодики, опадая, вращаются, словно пропеллеры.
Клёны вместе с другими деревьями высаживали для озеленения территории школы. Из рассказа учителя истории Сенченко Петра Ивановича мы узнали, что клёны сажали в конце 70-х годов всей школой на субботниках, а аллею подсаживали выпускники 1980 года.
Зимой на деревьях мы развешиваем кормушки для подкормки птиц.
На этой стоянке учащиеся узнают много интересного об использовании древесины клёна, а также о полезных свойствах кленового сока.

Стоянка №3. Зелёная аптека.
Как необыкновенно выглядит поляна, кипящая разнотравьем. Каких только растений здесь не встретишь: лютик и герань, ромашка и лапчатка, манжетка и горец. Важно раскачиваются на ветру разные виды злаков. Вся зелёная аптека представлена на нашей поляне: тысячелистник, подорожник, одуванчик, пижма, щавель конский, крапива и многие другие.
Здесь учащиеся не только знакомятся с многообразием лекарственных растений, но и узнают, как правильно собирать лекарственное сырьё.
Стоянка №4. Декоративные хвойные.
Многообразие хвойных деревьев на территории школы представлено не только елью обыкновенной, сосной и можжевельником, но и декоративными деревьями: голубая ель и туя. Они отлично вписываются в ландшафт участка, создавая оригинальную композицию вместе с цветами.
Из рассказа учителя английского языка Андреевой Галины Александровны мы узнали, что голубые ели туи были посажены выпускниками 1997 года.
Стоянка №5. Берёзовая аллея.
Берёза – удивительное растение. У неё единственной в мире белая кора. Стройный белый стан, гибкие ветви, изящные листочки всегда были символом прекрасного, символом России. Из рассказа учителя химии Мельниковой Надежды Леонидовны мы узнали, что эта аллея была посажена выпускниками 2008 года.
Стоянка №6. Минидендрарий.
Здесь будут посажены декоративные и плодово-ягодные деревья и кустарники6 облепиха, черноплодная рябина, калина, белая и синяя сирень, снежник. Мы планируем заложить дендрарий в мае 2014 года учащимися 5 – 6 классов на внеурочных занятиях по экологии. Мы предполагаем, что минидендрарий можно будет использовать не только как место отдыха учащихся, но и как зелёный кабинет для проведения уроков биологии и экологии.
В ходе исследования мы провели анкетирование учащихся 5-11 классов.
1. Выявление интереса к биологии.
Учащимся было предложено расположить изучаемые ими предметы по их интересу к ним. Обработав данные, мы получили следующий результат:
- 5 класс – на 4 месте
- 6 класс – на 4 месте
- 7 класс – на 9 месте
- 8 класс – на 7 месте
- 9 класс – на 8 месте
- 10 класс – на 10 месте
- 11 класс – на 7 месте.
Исходя из этого, мы делаем вывод, что у учащихся нет достаточного интереса к биологии. Поэтому, разработав экскурсию по экологической тропе для учащихся 1-6 классов, мы планируем привлечь в качестве экскурсоводов учащихся 7-11 классов, чтобы разработать ещё две экскурсии с учётом материала биологии, изучаемого в данных классах.
2.С целью выявления уровня экологической культуры у учащихся, мы провели анкетирование «Моё отношение к природе». (Приложение 2.) В анкетировании принли участие 78 человек. После обработки данных, мы получили следующие результаты:
1 группа – от 20 до 29 баллов – 9 человек – отношение к природе осознано и очень активно;
2 группа – от 30 до 39 баллов – 53 человека – отношение к природе осознаётся глубоко и правильно;
3 группа – от 40 и более баллов – 25 человек – отношение к природе недостаточно осознано, в отношении к природе преобладают эмоции.
Таким образом, 68% учащихся – осознанное отношение к природе, 32% - мало или недостаточно осознано.
Особое внимание мы обратили на вопросы, связанные с бережным отношением к природе:
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?
Да – 27 человек. Нет – 10 человек. По-разному – 41 человек
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?
Да – 39 человек Нет – 17 человек По-разному – 22 человека
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?
Да – 16 человек Нет – 25 человек По-разному – 37 человек
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?
Да – 30 человек Нет – 9 человек По-разному – 39 человек.
Таким образом, 31,6% учащихся проявляют негативное отношение к природе, 44,6% - равнодушное отношение к природе. Исходя из этого, мы делаем вывод, что у учащихся нашей школы низкий уровень экологической культуры.
Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как её разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем самих себя.







































Заключение


Изучив имеющуюся литературу, проведя исследование и проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что школьная экологическая тропа – это природоохранная зона, где учащиеся будут проводить наблюдения за растительным и животным миром, заниматься описанием и определением растений, проводить фенологические наблюдения и исследования. Кроме того, будут высаживать деревья, кустарники, цветы и ухаживать за ними. Всё это будет способствовать повышению интереса к биологии, повышению уровня экологической культуры и экологической ответственности.











































Литература
Биологический энциклопедический словарь. / Под редакцией Гилярова Н.В. М.: Советская энциклопедия, 1986. 350с.
Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Просвещение, 1982. 185с.
Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. М.: Просвещение, 1983. 104с.
Самкова В.А.Экологический бумеранг. М.: Новая школа. 1996. 96с.
5.Харитонов Н.И. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии. М.: Лесная страна. 2008. 32с.
sgp.uz/userfiles/методическое пособие.pdf.












































Приложение 2.
Анкета «Моё отношение к природе».
Прочитайте внимательно вопросы, выберите один из трёх ответов и напишите их цифрами:
Да -2 балла. Нет- 0 баллов. По-разному – 1 балл.

1.Задумываетесь ли вы о своём отношении к природе?
2. Делите ли вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные?
3. Всегда ли вы бережно относитесь к природе?
4. Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая среда и происходящие в ней явления?
5. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас среду?
6. Всё ли в окружающей природе вас интересует?
7.Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?
8. Цените ли вы разнообразие в природе?
9. Влияет ли природа на ваше настроение?
10. Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные природные явления?
11. Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?
12. Любите ли вы читать описание природы в книгах?
13. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?
14. Часто ли вы отдыхаете на природе?
15. Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?
16. Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?
17. Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?
18. Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах?
19. Или в более старшем возрасте?
20. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах или фотографиях?
21.Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?
22. Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?
23. Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?
24. Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки или другие занятия? Если да, то укажите какие конкретно.

Посчитайте общее количество баллов и запишите.
Спасибо!

15