Конспект урока по русскому языку Суффиксы –чик-, -щик-
Тема: Суффиксы –чик-, -щик-.
Цели: Л. Используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий.
П.Развивают орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм орфографического правила. К. Учатся слушать и понимать речь других, работать в паре. Р. Учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно».
Ход урока
І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы и мне хочется, чтобы наш урок был интересным и полезным, чтобы вы не только изучили новый материал, но и получили хорошее настроение.
ІІ. Актуализация опорних знаний
1. Проверка домашнего задания.
2. Словарный диктант.
3. На доске записаны слова: собака, улитка, фотоаппарат, фортепиано, индеец, книга, свеча. Затем ученики записывают первые буковки в словах. У них получается слово «суффикс».
4. Устный опрос.
- Что такое суффикс, для чего он служит?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
На доске записаны слова с суффиксами –чик-, -щик- в два столбика и подчеркнуты буквы д, т, з, с, ж.
Объездчик обойщик Пулеметчик фонарщик Грузчик танцовщик Разносчик прицепщик Перебежчик съёмщик - Что обозначает в этих словах значимая часть слова суффикс -чик (-щик)? (этот суф. обозначает человека по профессии и роду занятий).
- Почему в первом столбике записаны слова с суффиксом –чик-, а во втором – с суффиксом -щик-?
- Какая тема сегодняшнего урока?
IV. Постановка целей и задач урока. Дети самостоятельно пытаются определить цель урока.
V. Работа над темой урока
1. «Я тоже здесь» 2. Работа с учебником.
- В каких случаях еще пишутся слова с суффиксом –чик-? - Будет ли относиться правило «звезда» к написанию таких слов? 3. Физминутка. Исправить допущенные ошибки в предложениях:
1. Барабанчики яростно колотили в барабаны. 2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. 3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. 4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.5. Рабочие передавали сменчикам станки. 6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.7. Резко сигналили шофёры, покрикивали извозщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
VI. Итог урока
1. Лексический диктант. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: 1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик. 2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик. 3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь –подносчик. 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик. 5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик. 6. Рабочий, специалист по типографскому набору –наборщик. 7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик. 8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности –съёмщик. 9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик. 10. Работник бани, обслуживающий посетителей –банщик.
VII. Рефлексия
- Чему научились на уроке? Что было непонятно? Что понравилось? С каким настроением уходите с урока?
VIII. Домашнее задание