План работы педагога-психолога Лукахиной М.И. на 2014-2015 учебный год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 22
Кузьмина Л.М.

План работы педагога-психолога
МОУ СОШ № 22
Лукахиной М.И.
на 2014-2015 учебный год

Цель:
Создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи:

предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся;
содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками образовательных организаций развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников;
оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.
















Содержание разделов плана





Направление деятельнос-ти
Название мероприятия
С кем
проводится (с детьми, родителями, педагогами)
Форма проведения
Предполагаемый результат

Сентябрь


Психодиагностика

Диагностика процесса адаптации учащихся 1-х классов.


Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов.

Экстренная диагностика

Учащиеся 1 –х классов


Учащиеся 5-х классов


По запросам




Тестирование, составление психологического портрета учащихся, наблюдения


Определение особенностей личностного развития ребёнка, особенностей познавательной сферы, изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новой социальной ситуации. Рекомендации учителям и родителям. Составление плана коррекционно-развивающей работы. Выявление проблем и их коррекция.

Коррекционно-
развивающая
работа
Формирование групп развития





Учащиеся 1-х ,
5-х классов




Групповые занятия по развивающей программе.


Помощь в адаптации к обучению. Коррекция и развитие познавательной и личностной сфер.

Профилакти-ческая работа
«Культура здорового образа жизни».
Учащиеся 2-х классов
Соревнование

Формирование здорового образа жизни.

Консультатив -ная работа
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1-х и 5-х классов.

Консультирование родителей учащихся 1-х и 5-х классов (по запросам).

Участие в родительських собраниях учащихся 1-х классов.


Педагоги


Родители


Родители



Консультация, лекция.
Психологическое просвещение педагогов и родителей.

Помощь в обучении и воспитании учащихся с проблемами в адаптации к обучению в школе.

Профориента-ционная работа
Определение профессиональных предпочтений учащихся.


«Самооценка и уровень притязаний». «Темперамент и профессия. Определение темперамента».
«Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций». «Стресс и тревожность».

Учащиеся 9-х, 11-го классов


Учащиеся 9-х классов
Тестирование



Групповые занятия
Анализ интересов учащихся, близких к тому или иному виду деятельности.

Формирование у учащихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учётом их возможностей и рынка труда.

Работа с детьми группы риска
Формирование банка данных на детей группы риска.
Учащиеся школы
Беседа с классными руководителями, социальным педагогом.
Сбор информации, составление психолого-педагогических карт учащихся.

Организационно-методическая работа
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, для коррекционно - развивающей работы
Посещение уроков
Оформление стенда «Конструктивное разрешение конфликтов».




Октябрь

Психодиаг-ностика
Исследование личностных особенностей детей группы риска.



Экстренная диагностика.

Определение уровня сформированности учебной мотивации у учащихся.

Выявление адаптации у учащихся старшего звена.


Диагностика межличностных отношений в классном коллективе.



Учащиеся 1-11-х классов, по запросу кл. руководителей.

По запросам

Учащиеся 7-х,9-х, 10-11-х классов
Учащиеся 10-го класса


Учащиеся 5-х классов



Тестирование по
методике Баса-Дарки, темперамент и характер.

Тестирование, наблюдение.
Анкета школьной мотивации

Диагностика типа школьной мотивации, методика М.И.Рожкова
Социометрия




Составление психолого-педагогических карт, рекомендации педагогам.


Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации.
Определение характера учебной мотивации. Советы педагогам.
Выявление преобладающего типа мотивации. Советы педагогам.

Определение уровня развития навыков межличностного взаимодействия


Коррекционно-
развивающая
работа
Работа адаптационных групп.





Адаптационные занятия с учащимися 10-х классов.
Учащиеся 1-х,5-х классов.




Учащиеся 10-го класса
Групповые занятия по развивающей программе.



Групповые занятия
Помощь в адаптации к обучению. Коррекция и развитие познавательной и личностной сфер.


Создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.

Профилакти-ческая работа
«Безопасное питание»


Учащиеся начальной школы
Беседа-соревнование

Формирование представления о здоровом образе жизни


Консультаци-онная работа
Участие в родительських собраниях 5- классов.

Консультирование классных руководителей и учителей - предметников по вопросу адаптации.


«Как подготовиться к экзаменам».
Родители.


Педагогический коллектив.



Учащиеся 9-х, 11-го классов
Лекции, консультации.

Консультации.




Консультация № 1.
Психологическое просвещение педагогов и родителей.

Помощь в обучении и воспитании учащихся с проблемами в адаптации к обучению в школе.

Способствование снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.


Профориен-тационная работа
Диагностика профессиональной направленности личности.



« Определение типа мышления». Внимание и память».
«Уровень внутренней свободы». «Обобщающее занятие».

Диагностика профессиональных интересов и склонностей.

Учащиеся 9-х классов



Учащиеся 9-х классов



Учащиеся 9, 11 классов

Тестирование на классных часах.



Групповые занятия.




ДДО, КОС

Формирование адекватного представления учащихся о своём пофессиональном потенциале на основе самодиагностики.
Ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Выявление склонностей учащихся.


Работа с детьми группы риска
Психологический лекторий по профилактике вредных привычек.

Учащиеся с девиантным поведением.
Лекция: «Знакомство с собой. Я и эмоции».

Обратить внимание учащихся на важность эмоциональной сферы в жизни человека.

Организацион-но-методическая работа
Разработки развивающих и коррекционных программ.
Посещение уроков.





Ноябрь

Психодиаг-
ностика
Диагностика межличностных отношений в классном коллективе.

Экстренная диагностика.

Диагностика сформированности социальных навыков. Диагностика тревожности.

Анкетирование учащихся: «Отношение к школе, к экзаменам, к ЕГЭ».



Учащиеся 7-х-
9 –х классов

По запросам

Учащиеся 8-х классов

Учащиеся 10-го- 11-го классов.
Социометрия.


Тестирование.

Тестирование.


Анкетирование
Определение уровня развития навыков межличностного взаимодействия.
Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации.
Изучение информации о социально-психологическом статусе учащихся.
Выявления отношения учащихся к школе, к экзаменам, в частности к ЕГЭ и первичного представления о системе подготовки к ЕГЭ.

Коррекционно -развивающая работа
Работа группы развития.




Адаптационные занятия с учащимися 10-х классов.
Учащиеся 1-х, 5-х классов.



Учащиеся 10-го класса
Развивающие занятия.




Групповые занятия
Помощь в адаптации к обучению. Коррекция и развитие познавательной и личностной сфер.

Создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.

Профилакти-ческая работа
«Путешествие в страну здорового образа жизни».

Учащиеся начальной школы
Внеклассное мероприятие

Привлечение учащихся к здоровому образу жизни.


Консультационная работа
Консультирование классных руководителей по результатам проведенных методик.
«Как подготовиться к экзаменам».


Классные руководители

Учащиеся 9-х, 11-го классов
Консультация.


Консультация № 2.
Психологическое просвещение педагогов.

Способствование снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.


Профориента -ционная работа
Определение профессиональной мотивации. Определение профессионального типа личности.
«Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии».
«Профессия, специальность, должность. Интересы и склонности в выборе профессии».
Учащиеся 9-х классов

Учащиеся 9-х классов

Методика Е.Головаха.
Методика Д. Голланда.
Групповые занятия
Выявление преобладающего типа личности и профессиональной мотивации.
Формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале.

Работа с детьми группы риска
Диагностика уровня тревожности.
Учащиеся «группы риска»
Тестирование.
Определение уровней тревожности. Рекомендации учителям.

Организаци-онно-методическая работа
Разработки развивающих и коррекционных программ.





Декабрь

Психодиагностика
Диагностика тревожности.




Экстренная диагностика.
Учащиеся 9-х и 11-го классов.



По запросам
Тестирование




Тестирование.
Определение уровней тревожности. Рекомендации учителям.


Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации.


Коррекционно -развивающая работа
Работа группы развития.
Учащиеся 1-х и 5-х классов.
Развивающие занятия

Помощь в адаптации к обучению. Коррекция и развитие познавательной и личностной сфер.

Профилакти-ческая работа
«Здоров будешь – всё добудешь!»
Учащиеся 5-х,
6-х классов
Групповые занятия.
Игра.
Формирование здорового образа жизни.

Консультационная работа
Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по вопросам проведенных диагностик.


Групповые консультации для младших школьников с нарушенными межличностными отношениями в коллективе.

Как подготовиться к экзаменам.





Диалог личности и субличности.
Педагогический
коллектив



Учащиеся 1-х-4-х классов


Учащиеся 9-х классов




Учащиеся 11-го класса
Консультация.




Консультация.



Консультация № 3.





Консультация по подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Психологическое просвещение педагогов. Помощь в обучении и воспитании учащихся с проблемами в адаптации к обучению в школе.
Развитие навыков межличностного взаимодействия

Способствование снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.
Овладение старшеклассниками приемами и техниками стрессоустойчивости, приемами релаксации; приобретение внутренней уверенности в собственных силах.


Профориента -ционная работа
Диагностика профессиональной направленности личности.



«Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества».
«Профессия и здоровье. Обобщающее занятие».
Учащиеся 11 -го класса



Учащиеся 9-х классов
Тестирование




Групповые занятия
Формирование адекватного представления учащихся о своём пофессиональном потенциале на основе самодиагностики.
Формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале.

Работа с детьми группы риска
Коррекция девиантного(осложнённого)
поведения.



Консультирование родителей.
Учащиеся с девиа
·нтным поведением


Родители детей состоящих на внутришкольном учете
Тренинг




Консультация
Формирование новых мотивов, стериотипов поведения с целью достижения позитивной самореализации личности

Психологическое просвещение родителей. Рекомендации.

Организационно-методическая работа

Оформление кабинета.






Январь

Психодиагностика
Диагностика творческого потенциала педагогов.


Анкетирование учащихся 9-х классов после проведённых пробных экзаменов

Экстренная диагностика.
Педагоги


Учащиеся 9-х классов

По запросам
Тестирование


Анкетирование


Тестирование, наблюдение
Психологическое просвещение педагогов по результатам диагностики.
Рефлексия полученного опыта


Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации

Коррекционно -развивающая и профилактическая работа
Работа адаптационных групп


Беседа с учащимися «Как подготовиться к экзаменам не испытывая стресса».

Тренинг «Как справиться со стрессом на экзамене».

Беседа «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростка»
Учащиеся 1-х, 5-х классов

Учащиеся 9-х классов

Учащиеся 11-го класса

Учащиеся 7-х классов
Групповые занятия


Беседа


Тренинг


Беседа
Помощь в адаптации к обучению.

Психологическая подготовка к ГИА

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Формирование представления о здоровом образе жизни.


Консультационная работа
Консультация родителей учащихся, имеющих заключение ПМПк.


Индивидуальное консультирование учащихся и их родителей по подготовке к ГИА





По запросу Родители


Учащиеся 9-х классов и их родители




Собеседование, консультация.


Консультации






Помощь в выборе пути решения существующей проблемы, способам действий в создавшейся ситуации.
Способствование снижению стресса в экзаменационный период через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.

Профориента –ционная и просвети-тельская работа.
«Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности»

«Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности»
Учащиеся 9-х классов



Учащиеся 9-х классов
Групповые занятия




Групповые занятия

Формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале

Работа с детьми группы риска
Коррекция самооценки

Учащиеся из «группы риска»
Групповые занятия
Повышение самооценки

Организацион-но-методическая работа
Разработки развивающих и коррекционных программ.
Разработка рекомендаций для учащихся по подготовке к ГИА







Февраль

Психодиагностика
Изучение межличностных отношений в классных коллективах.

Определение уровня школьной тревожности.



Экстренная диагностика.
Учащиеся 2-х-3-х классов

Учащиеся 4-х классов


По запросам
Тестирование
Социометрия.

Тест школьной тревожности Филлипса

Тестирование
Определение уровней развития навыков межличностного взаимодействия.
Определение уровней тревожности. Рекомендации педагогам.

Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации.

Коррекционно –развивающая и профилактическая работа
Классный час для школьников с проявлениями тревожности.


Работа групп развития.


Тренинг «Уверенность на экзамене».



Выступление перед классами волонтёров «Спектр» с агитбригадой.
Учащиеся 4-х классов


По запросам


Учащиеся 9-х, 11-го классов


Учащиеся МОУ СОШ № 22
Тренинг, сказкотерапия


Развивающие занятия

Тренинг



Агитбригада


Повышение самооценки учащихся, обучение учащихся способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
Коррекция и развитие познавательной и личностной сфер
Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ


Формирование у учащихся здорового образа жизни.

Консультационная работа
Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по вопросам проведенных диагностик.

Рекомендации по подготовке к ГИА




Памятки для выпускников и учителей по ЕГЭ





«Детская агрессивность. Пути решения проблемы».

«Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»
Педагогический коллектив


Учащиеся 9-х классов



Учащиеся 11-го класса




Педагоги начальных классов


Родители учащихся начальных классов
Консультации



Консультации




Групповые занятия





Семинар



Родительское собрание
Психологическое просвещение педагогов. Помощь в обучении и воспитании учащихся.

Способствование снижению стресса в экзаменационный период через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.
Знакомство старшеклассников с особенностями и процедурой ЕГЭ, отработка умений пользоваться основными способами снижения тревоги, развитие уверенности в себе.
Формирование у педагогов культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

Профориента –ционная и просвети-тельская работа
«Способности к предпринимательской деятельности».
«Артистические способности».
Учащиеся 9-х классов
Групповые занятия
Формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале.

Работа с детьми группы риска
Коррекция самооценки.


Консультирование родителей учащихся, состоящих на внутришкольном учете



Учащиеся группы риска

Родители
Групповые занятия

Консультация
Повышение самооценки.


Помощь в выборе пути решения существующей проблемы, способам действий в создавшейся ситуации.

Организационно-методическая работа
Сбор материала для родительского собрания по вопросам подготовки к ГИА





Март

Психодиагностика
Изучение готовности учащихся к переходу в среднее звено.




Экстренная диагностика.
Учащиеся 4-х классов




По запросам.
Тестирование
Определение уровня развития познавательных процессов. Рекомендации педагогам и родителям. Составление коррекционно- развивающих занятий.
Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации.

Коррекционно -развивающая и профилактическая работа
Работа группы развития.


Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

КВН «За здоровый образ жизни».


«Готовимся к экзаменам: обучение приёмам релаксации и снятия напряжения».


«Моя ответственность на экзамене».




По запросам


Учащиеся 4-х классов

Учащиеся 9-х-10-го класса

Учащиеся 9-х классов


Учащиеся 11-го класса

Развивающие занятия

Развивающие занятия.

Игра-соревнование


Тренинг



Тренинг


Коррекция и развитие познавательной и личностной сфер.
Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся начальных классов.
Формирование здорового образа жизни.

Знакомство с особенностями и процедурой экзаменов, отработка умений пользоваться основными способами снижения тревоги, повышение уверенности в себе в своих силах.


Консультационная работа
Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по вопросам проведенных диагностик.
Экстренное консультирование педагогов и родителей


Индивидуальное консультирование учащихся и их родителей по подготовке к ГИА




Учителя начальных классов

Педагоги, родители


Учащиеся и их родители
Консультация


Консультация



Консультации
Психологическое просвещение педагогов. Помощь в обучении и воспитании учащихся.
Помощь в выборе пути решения существующей проблемы, способам действий в создавшейся ситуации.
Психологическое просвещение по подготовке к ГИА

Профориента –ционная и просвети-тельская работа
«Уровни профессиональной пригодности. Мотивы и потребности».
«Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда».

Учащиеся 9-х классов
Групповые занятия
Формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале.

Работа с детьми группы риска
Диагностика профессиональной направленности личности


Учащиеся с осложнённым поведением
Тестирование
Помощь в выборе пути решения проблем и сложившихся ситуаций.

Организационно-методическая работа
Психолого-педагогический консилиум




По запросу



Апрель

Психодиагностика
Экстренная диагностика.

Оценка достижения планируемых результатов обучающихся по ФГОС
По запросам

Учащиеся 1-4-х классов
Тестирование

Тестирование
Выявление проблем и их коррекция.
Отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребёнка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения

Коррекционно -развивающая и профилактическая работа
«Экзамен без стресса»

«Сдаём ЕГЭ»





«Быть здоровым – жить в радости».
Учащиеся 9-х классов
Учащиеся
11-го классов




Учащиеся 8-х классов
Тренинг

Тренинг





Классный час




Знакомство с особенностями и процедурой экзаменов, Отработка умений пользоваться основными способами снижения тревоги, повышение уверенности в себе в своих силах.

Формирование у учащихся здорового образа жизни.

Консультационная работа
Индивидуальное консультирование учащихся по подготовке к ГИА и ЕГЭ
Консультирование классных руководителей по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы.

Консультирование учащихся

«Детская тревожность»

«Упрямство: от противостояния к пониманию».
Учащиеся 9-х-11-го классов
Классные руководители


По запросу

Педагоги начальных классов
Родители учащихся начальных классов
Консультации

Семинар

Родительское собрание
Психологическое просвещение учащихся
Психологическое просвещение педагогов. Помощь в обучении и воспитании учащихся.
Психологическое просвещение учащихся.

Психологическое просвещение педагогов
Психологическое просвещение родителей учащихся начальных классов

Профориента -ционная и просветительская работа
«Пути получения профессии. Навыки самопрезентации».
«Стратегия выбора профессии. Обобщение».
Учащиеся 9-х классов
Групповые занятия
Подвести учащихся к выбору учебного заведения и познакомить с различными учебными заведениями.

Работа с детьми группы риска
«Моя будущая профессия».
Учащиеся «группы риска»
Беседа
Осознание учащимися сформированности собственных профессиональных планов.

Организационно-методическая работа
Оформление стенда




Май

Психодиагностика
Экстренная диагностика.

По запросу


Тестирование


Выявление проблем и их коррекция. Рекомендации.


Коррекционно -развивающая и профилактическая работа
Конкурс рисунков



Учащиеся начальной школы
Конкурс рисунков
Формирование у учащихся здорового образа жизни.

Консультаии-онная работа
Консультирование педагогов по проблемным вопросам.
Индивидуальное консультирование учащихся по подготовке к ГИА и ЕГЭ

По запросу

Учащиеся 9-х-11-го классов

Консультация

Консультации
Психологическое просвещение педагогов.
Психологическое просвещение учащихся


Профориента -ционная и просветительская работа
«Стратегия выбора профессии».
Учащиеся 9-х классов
Групповые занятия
Подвести учащихся к правильному выбору профессии.

Работа с детьми группы риска
Диагностика особенностей характера
Подростки группы риска
Тестирование
Рекомендации педагогам и самим учащимся.

Организацией но-
методическая работа
Оформление кабинета
Итоговое оформление документации. Написание отчёта.










15