разработка урока по литературному чтению Серая Шейка Д.Н. Мамин- Сибиряк (3 класс)

ПОЗНАНИЕ МИРА
Тема: Семья. Я и мы.
Цель: 1. Довести до сознания детей, что семья-это самое дорогое, что есть у человека.
2. Развивать речь, логическое мышление, внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение к семье.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование: картинки «Семья», алфавит, генеалогическое дерево, таблицы, таблицы-шифровки, индивидуальные листы, кластер «Семья».
Ход урока
Орг. момент
Психологический настрой
Сообщение темы и цели урока
5
6
5
21
26
12
1

д
е
д
у
ш
к
а

14
1
14
1

м
а
м
а

- Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. А тему урока вы сможете назвать сами, если расшифруете слова.
2
1
2
21
26
12
1

б
а
б
у
ш
к
а


17
1
17
1

п
а
п
а

5
16
25
30

д
о
ч
ь

19
29
15

с
ы
н





- Как можно объединить эти слова и назвать одним словом? (семья)
4. Работа по теме
а) Беседа: Не случайно считают счастливым того человека, который с радостью идет на работу и с такой же радостью спешит домой. А что вы понимаете под словом семья?(7я)
Семья-это близкий круг родных людей.
б) Работа по картинкам
1) Галлия и Ермек - муж и жена. У них двое детей. Они живут в собственном доме. Вместе с ними живет бабушка, мать Галии. (Да)
2) Гульнара вдова. Она живет одна с тремя детьми. (Да)
3) Айгуль и Арман не могут иметь детей. Они усыновили Асель и Каната. И очень любят их. (Да)
в) Закон о правах ребенка. (8 августа 2002 г.)
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
г) Генеалогическое дерево
Семья похожа на дерево.
Корни – дедушки и бабушки.
Ствол – папа и мама.
Ветки – дети.
д) Работа по индивидуальному листу (прилагается)
1 задание: Перечислить членов своей семьи (написать имена)
2 задание: Составление кластера «Моя семья»(соединить стрелками от того кто делает к тому, что делает)
В семье все трудятся друг для друга.
3 задание: Как можно назвать родных? (расшифровать слово)
«Волшебники» рассказ с. 19 хрестоматия
е)Физминутка (музыкальная – когда в семье весело - танцы)
4 задание: Что связывает всех членов семьи между собой? (любовь)
Отец и мать, бабушка и дедушка, брат и сестра – самые близкие нам люди, которых мы любим.
«От отца-ум, от матери-доброта». «Есть старший брат-есть у тебя воротник, есть младший-есть у тебя покой» - говорит народ.
Большое счастье жить в семье, где царит любовь и уважение, где есть согласие.
5 задание: А для того, чтобы все жили в дружбе и согласии необходимо выполнять следующее правило: (орфограммы).
ж) Работа с учебником с.111
- Кто входит в состав семьи?
- А если дедушка и бабушка живут отдельно, можно ли их назвать членами семьи?
- Как нужно о них заботиться?
з) Стихотворение «Моя семья»
Перед бабушкой – дед,
А за бабушкой вслед-
Члены нашей семьи
Все родные мои.
Тут и мать и отец,
Старший брат молодец.
И сестрица Айым,
Я привязан к родным
И ласкаюсь я к ним.
и) Составление кластера: «Моя семья» (Что получает в семье каждый из ее членов?)
(любовь, дружба, доброта, нежность, ласка, забота, помощь, тепло и т. д)
5. Итоги
- О чем говорили на уроке?
- Что новое узнали?
- Что понравилось?
6. Оценки (У кого больше сердечек?)




























Закон твоей жизни

Закон правды – Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Закон заботы – Будь добр к ближнему - и добро вернется к тебе.

Закон добра – Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви – Любовь – это одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

Закон милосердия – Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти – Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Закон уважения – Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости – Помни: Старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Закон свободы – Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10. Закон смелости – Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

11. Закон чести – Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Актив 3«В» класса

Лидер класса: Эльяз Камиль

Староста: Миркурбанов Миркарим

Санпост: Шакирова Камиля
Шпагина Инна
Мададова Софья

Книголюбы: Алиев Юсуф
Гусейнова Хадия

Халилов Ислам
Довгань Ира

Османова Зульфия
Алиев Бислан
Группа труда: Тейфуров Мухамед
Шаев Мамед
Мамедов Тельман

Цветоводы: Делеваров Сархан
Дургалова Наргиз
Декке

Тема: «Серая Шейка» Д. Н. Мамин- Сибиряк. Цели:1. Продолжить работу над произведением. Учить анализировать произведение, давать характеристику героям, учить оценивать и выражать свое отношение. 2. Развивать речь, память, внимание; умение читать по ролям; кратко пересказывать текст.3. Воспитывать любовь к живой природе, познавательный интерес, творческую активность. Форма проведения: ролевая игра Оборудование: картины природы, сюжетные рисунки к произведению, кластеры характеристики героев, отрывки из текста для кастинга главных героев произведения, мультфильм «Серая Шейка»
Ход урока
Орг. момент
Узнай родной язык
В нем сила и свобода.
Узнай родной язык
В нем государства гордость.
Родной язык – в нем честь
И совесть человека.
Учи чужую речь,
Свою цени навеки!
- О каком языке говорится в этом стихотворении? (о казахском)
- Как догадались? (В нем государства гордость)
- Какой язык в Казахстане государственный? (казахский)
- А какой язык в Казахстане является языком межнационального общения? (русский)
Верно! Поэтому мы должны изучать этот язык. И сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением русского писателя-реалиста Д. Н. Мамина- Сибиряка.
-Как называется это произведение?
Работа по теме
Вводное слово:
- Вы любите мультфильмы?
- А вы знаете, как их делают? (Высказывания детей)
Над изготовлением мультфильма работает много людей:
Автор сценария
Режиссер
Художник- постановщик
Художник- мультипликатор
Кинооператор
Звукооператор
Композитор
Роли озвучивали
Директор съемочной группы
(Краткое объяснение вида деятельности каждого члена съемочной группы)
- А хотите, мы с вами тоже попробуем сделать свой мультфильм?
Повторение об авторе
- Любой фильм начинается со сценария. Я предлагаю взять за основу произведение «Серая Шейка»
- Что вы знаете об авторе?
- Как его настоящая фамилия? (Мамин)
- Сколько произведений для детей он написал? (130- разного жанра)
- Какая особенность у его произведений? (животные разговаривают как люди)
Выборочное чтение
- Чтобы более точно можно было понять героев, их чувства, переживания, какой прием используют авторы? (описание природы - пейзаж)
- Этим занимаются декораторы.
- В какое время года и где начались события сказки?
(Дети находят в тексте описание пейзажа «Осень», «Зима» , а учитель обращает внимание на картины природы их соответствие с текстом)
Составление характеристики героев
-Назовите главных действующих лиц
Серая Шейка
Утка
Лиса
Заяц
Акинтич
- Я как главный режиссер сама составила характеристики героев. Согласны ли вы с ними? (Кластеры)

заботливый трусливый беззащитная

добрый внимательный одинокая калека

беспомощный терпеливая ласковая

осторожная коварная лукавая внимательный

добрый старый

умная хитрая подслеповатый веселый
(Дети находят несоответствия, доказывают свою точку зрения)
Краткий пересказ
- Художники- мультипликаторы сделали стоп кадры к мультфильму, нужно восстановить последовательность событий
(Дети восстанавливают сюжетную линию текста, с помощью сюжетных рисунков, кратко пересказывая содержание)












Физминутка
-Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Крепко глазки закрываем
Дружно до пяти считаем:
1, 2, 3, 4, 5!
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем.
Выборочное чтение, чтение по ролям
-Нам осталось озвучить мультфильм. Для этого устроим кастинг.
- Что такое кастинг? (выборы лучших актеров-чтецов)
Кастинг – для выбора лучшего чтеца на каждую роль приглашается несколько человек:
Заяц: Ах, как ты меня напугала, глупая! Душа в пятки ушла
Утка: Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, - любо на них посмотреть. Живут, душа в душу.
Лиса: А, старая знакомая, здравствуй! Давненько не видалисьПоздравляю с зимой.
Акинтич: Эх, старуха, убежала наша шуба! Ну, вот отдохну и пойду искать другую
Автор: Утка вообще была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась.
(Озвучивается каждый сюжетный рисунок, по каждому стоп-кадру учитель сразу дает краткую характеристику чтению учащихся.)
III. Оценки
-Итак, фильм озвучен, дайте оценку работы наших актеров.
(ученики самостоятельно оценивают работу своих товарищей)
IV. Итоги
- Мы с вами закончили снимать фильм. Вам понравилось?
- Чему мы учились на уроке?
А наградой вам за хорошую работу на уроке будет мультфильм, снятый по мотивам сказки «Серая Шейка»(Дети смотрят м/ф. и находят различия с произведением. Вывод: Читайте произведения в подлиннике!)

Заяц

Лиса

Серая Шейка

Акинтич



Рисунок 85Рисунок 88Рисунок 55Рисунок 118Рисунок 115Рисунок 1615