Служба медиации в школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Асекеевская средняя общеобразовательная школа»
Асекеевского района Оренбургской области


РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете школы
(протокол от 29.03.2016г. № 4)
УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от 29.03.2016г. №
Директор школы_______Т.И.Шахмеева





Положение о службе школьной медиации


I. Общие положения

1. Настоящим Положением определяется порядок организации деятельности службы школьной медиации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Асекеевская средняя общеобразовательная школа».
2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
служба школьной медиации – служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогических работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших обучение процедуре медиации, применению метода «школьная медиация», медиативного и восстановительного подходов;
медиация – способ разрешения спора или конфликта мирным путем на основе выработки сторонами спора или конфликта взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора;
процедура медиации – способ урегулирования споров или конфликтов при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях принятия ими взаимоприемлемого решения;
метод «школьная медиация» – инновационный метод, применяемый для разрешения и предотвращения споров или конфликтов в образовательной организации в качестве современного альтернативного способа разрешения споров;
медиативный подход – подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного сообщения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров или конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;
восстановительный подход – использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров или конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, возмещение материального и морального ущерба;
медиатор – независимое физическое лицо из числа педагогических работников образовательной организации, учащихся и их родителей, входящих в состав службы школьной медиации, привлекаемое сторонами в качестве посредника при разрешении спора или конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора или конфликта;
стороны – желающие разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации субъекты отношений в образовательной организации: педагогические работники образовательной организации, учащиеся и их родители;
группы равных – группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации, методу «школьная медиация», медиативному и восстановительному подходам с целью последующего их применения при разрешении и предупреждении споров или конфликтов, а также для распространения среди сверстников;
конфликтная ситуация – ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для спора или конфликта, провоцирующая враждебные действия, спор или конфликт; конфликт – открытое противостояние сторон как следствие взаимоисключающих интересов и позиций;
соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, при необходимости заключенное в письменной форме, до возникновения спора или конфликта либо после их возникновения об урегулировании с применением процедуры медиации спора или конфликта, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
медиативное соглашение (примирительный договор) – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или конфликту, отдельным разногласиям спора или конфликта, при необходимости заключенное в письменной форме.

II. Цели и задачи службы школьной медиации

Целью создания службы школьной медиации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем:
применения метода «школьная медиация», медиативного и восстановительного подходов в системе профилактической и коррекционной работы с детьми в образовательной организации, а также в системе защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
обеспечения досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, подвергнутых ограничениям личной свободы; формирования безопасного пространства (среды) для учащихся, их родителей и педагогических работников образовательной организации, воспитания у них культуры конструктивного поведения в спорах и конфликтах.

III. Принципы деятельности службы школьной медиации

Деятельность службы школьной медиации основывается на следующих принципах:
добровольности, предполагающем добровольное участие и обязательное согласие сторон на участие в работе службы школьной медиации и применение в отношении них процедуры медиации;
конфиденциальности, предполагающем обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения, за исключением положений, закрепленных в медиативном соглашении (примирительном договоре) по согласованию со сторонами;
нейтральности, запрещающем службе школьной медиации принимать мнение сторон спора или конфликта, выяснять вопрос виновности или невиновности сторон.

IV. Организация деятельности службы школьной медиации в образовательной организации

1. Для организации службы школьной медиации в образовательной организации приказом директора образовательной организации утверждаются состав службы школьной медиации и руководитель службы школьной медиации.
2. В состав службы школьной медиации включаются педагогические работники образовательной организации, учащиеся и их родители, выбранные на заседании педагогического коллектива образовательной организации.
3. Администрацией образовательной организации создаются необходимые условия для обеспечения деятельности службы школьной медиации (предоставление помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного оборудования).
4. Руководитель службы школьной медиации организует:
1) обучение членов службы школьной медиации методу «школьная медиация», применению медиативного и восстановительного подходов;
2) ознакомительные семинары для педагогических работников образовательной организации, учащихся и их родителей о целях, задачах, составе и порядке работы службы школьной медиации;
3) согласование решения службы школьной медиации по вопросу разрешения конкретного спора или конфликта одним из медиаторов;
4) взаимодействие службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного образования, труда и занятости;
5) взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Асекеевский район», органами полиции, судом, если одной из сторон является учащийся образовательной организации, совершивший административное или уголовное правонарушение, в целях досудебного урегулирования ситуации, связанной с правонарушением.
5. Служба школьной медиации образовательной организации осуществляет:
1) разрешение споров и конфликтов между учащимися, родителями, педагогами, педагогами и учащимися, родителями и учащимися, родителями и педагогами, возникающих в образовательной организации, на основе информации, полученной от педагогов, учащихся, родителей, администрации образовательной организации, а также органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования «Асекеевский район»;
2) заключение со сторонами (при необходимости – в письменной форме) соглашения о применении процедуры медиации и медиативного соглашения (примирительного договора) в случае достижения сторонами положительных результатов в разрешении споров или конфликтов путем применения процедуры медиации;
3) контроль и анализ выполнения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора);
4) мероприятия по предотвращению возникновения конфликтов в образовательной организации, препятствованию их эскалации;
5) внесение на рассмотрение администрации образовательной организации предложений по снижению конфликтности в образовательной организации;
6) формирование и обучение «групп равных» в образовательной организации;
7) координацию действий участников «групп равных» в работе по распространению знаний о медиации и основах позитивного общения среди учащихся образовательной организации;
8) проведение среди педагогических работников, учащихся образовательной организации и их родителей просветительской работы о необходимости конструктивного разрешения споров или конфликтов;
9) ведение журналов регистрации обращений в службу школьной медиации и подготовка отчетов о деятельности службы школьной медиации, получение у педагогических работников, учащихся и родителей, обратившихся в службу школьной медиации, разрешения на обработку их персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных»;
10) осуществление анализа эффективности деятельности службы школьной медиации.
6. Медиаторы, входящие в состав членов службы школьной медиации, вправе:
предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации;
отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной заинтересованности в ее результате;
самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с предложением участвовать в процедуре медиации, заключении соглашения о применении процедуры медиации и медиативного соглашения (примирительного договора) в письменной или устной форме с учетом сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации представителей органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Медиатор, входящий в состав членов службы школьной медиации, не вправе:
быть представителем какой-либо из сторон;
осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
8. Требования к соглашению о проведении процедуры медиации:
1) заключается между медиатором и сторонами (при необходимости – в письменной форме);
2) содержит сведения о предмете спора, медиаторе, сторонах и сроках проведения процедуры медиации.
9. Требования к медиативному соглашению (примирительному договору):
1) заключается между медиатором и сторонами (при необходимости – в письменной форме);
2) содержит сведения о медиаторе, сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения, сроках контроля за выполнением обязательств;
3) подлежит исполнению на добровольной основе.
10. Службой школьной медиации осуществляется использование медиативного подхода при организации в образовательной организации работы по:
предупреждению безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних, являющихся учащимися образовательной организации;
осуществлению работы с семьями учащихся образовательной организации, находящихся в социально опасном положении;
воспитанию у учащихся образовательной организации культуры конструктивного поведения в спорах или конфликтах и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
коррекции девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей, являющихся учащимися образовательной организации, в том числе при участии представителей правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

V. Порядок проведения процедуры медиации в образовательной организации

1. Процедура медиации осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
2. Подготовительный этап включает:
получение информации о споре или конфликте, происходящих в образовательной организации;
регистрацию в журнале службы школьной медиации информации о споре или конфликте (данные о сторонах, суть спора или конфликта, дата и место, дополнительная информация об участниках и иных обстоятельствах спора или конфликта);
определение руководителем службы школьной медиации медиатора для разрешения конкретного спора или конфликта;
предложение (при необходимости – в письменной форме) каждой из сторон принять участие в разрешении спора или конфликта с помощью процедуры медиации с указанием даты, времени и места проведения встречи;
заключение (при необходимости) по согласию сторон соглашения о проведении процедуры медиации;
обязательное приглашение для участия в процедуре медиации родителей (законных представителей) несовершеннолетнего участника спора или конфликта, совершившего противоправное действие, и представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции.
3. Основной этап включает:
а) проведение встречи с каждой стороной:
обращение к сторонам с предложением применить восстановительный подход с целью разрешения спора или конфликта на основе достижения медиатором контакта со сторонами;
разъяснение каждой из сторон принципов работы службы школьной медиации и способов конструктивного выражения эмоций и требований;
обсуждение деталей и хода спора или конфликта, важных с точки зрения сторон, и принципов службы школьной медиации;
проведение беседы с каждой из сторон с использованием уточняющих вопросов о том, что произошло (до конфликтной ситуации, во время спора или конфликта, после него, в настоящее время, о других участниках, потерпевшем, друзьях каждой из сторон, своих состоянии и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям), переформулирование, уточнение событий, изложенных каждой из сторон;
выражение медиатором поддержки и сопереживания чувствам сторон;
обсуждение возможных способов и последствий разрешения спора или конфликта с точки зрения каждой из сторон, в том числе вариантов заглаживания вины перед потерпевшим;
формирование чувства ответственности у каждой из сторон за разрешение спора или конфликта;
обсуждение с каждой из сторон планируемой встречи всех сторон спора или конфликта как возможный вариант действия, направленного на их разрешение (примерный план, перечень участников будущей встречи, предпочтительные время и место встречи);
информирование каждой из сторон об ожидаемых результатах выполнения медиативного соглашения (примирительного договора);
б) проведение встречи сторон:
подготовка места проведения встречи сторон с учетом принципов работы службы школьной медиации;
приветствие медиатором сторон и приглашенных лиц, объявление цели встречи, правил процедуры медиации, позиции медиатора, плана встречи сторон;
предложение медиатором каждой стороне высказать свое мнение о споре или конфликте, путях их разрешения, об отношении каждой из сторон к услышанному на встрече сторон;
осуществление диалога между сторонами по поводу спора или конфликта и их последствий на основе взаимоуважения сторон и управления эмоциями;
нейтрализация медиатором негативных высказываний сторон в целях осуществления конструктивного диалога и сотрудничества сторон;
поддержка медиатором выражения сторонами осознания своей вины и прощения друг друга;
обсуждение и закрепление оптимальных для сторон вариантов разрешения спора или конфликта, механизма реализации принятых в ходе встречи сторон решений и анализ последствий заключения медиативного соглашения (примирительного договора);
уточнение необходимости повторной встречи сторон;
отражение эмоционального состояния участников встречи сторон;
заключение (при необходимости – в письменной форме) медиативного соглашения (примирительного договора) с учетом согласия сторон.
4. Заключительный этап – анализ выполнения медиативного соглашения (примирительного договора) включает:
организацию медиатором встречи сторон через 2–3 недели после заключения медиативного соглашения (примирительного договора);
информирование каждой из сторон о проведенных мероприятиях по выполнению медиативного соглашения (примирительного договора);
оценку медиатором объема выполнения медиативного соглашения (примирительного договора);
обсуждение целесообразности и результативности проведения процедуры медиации и реализации восстановительного подхода при разрешении спора или конфликта;
обсуждение предложений по предотвращению споров или конфликтов в дальнейшем.
5. Прекращение процедуры медиации осуществляется в случаях:
заключения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора) – со дня заключения (подписания) указанного соглашения;
заключения соглашения сторон о прекращении процедуры медиации – со дня заключения (подписания) указанного соглашения;
заключения (заявления) медиатора сторонам после консультаций с ними о нецелесообразности дальнейшего проведения процедуры медиации – в день обращения (направления заявления);
заявления одной, нескольких или всех сторон об отказе от продолжения процедуры медиации – со дня получения медиатором указанного заявления.

VI. Показатели эффективности деятельности школьной службы медиации в образовательной организации

Эффективность деятельности школьной службы медиации определяется:
нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих споров и конфликтов между участниками образовательного процесса путем обучения педагогических работников и родителей основам медиации, учащихся – медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди учащихся образовательной организации;
сокращением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
формированием условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития каждого учащегося образовательной организации;
повышением уровня социальной компетентности всех участников образовательного процесса.