Какие вопросы решает школьная служба медиации
Что происходит в школе, когда происходит конфликт: Что делают с нарушителем? Ученика приглашают в кабинет и начинают разбирать ситуацию. С ним проведут профилактическую беседу на совете профилактике, педсовете . Это на какое-то время удержит учащегося от дальнейших разрушающих действий, но не решит проблему. А значит, скоро все вернется на круги своя.
Что делает подросток, которого ругают?
То же, что делал бы любой человек в этой ситуации: начинает защищаться и оправдываться. В любом случае о чувстве раскаяния речь в этой беседе не идет. Точнее, идет, но только в наставлениях взрослых: «Тебе должно быть стыдно и т.п.
Но пока он не начал сочувствовать жертве. И взрослые, не видя раскаяния, начинают еще больше давить, говоря, что он должен испытывать чувства, о наличии которых подросток может и не подозревать, ведь в подростковой культуре не принято выражать стыд, раскаяние и другие чувства, поскольку это трактуется окружением как слабость.
А что делать потерпевшему, как ему существовать в этом всем процессе наказания обидчика, к которому он не приложил руку?
В любом случае отношения между нарушителем и пострадавшим оказались разрушенными. Ведь без активной позиции сторон конфликта и их собственного желания разрешить ситуацию, «за них» это сделать невозможно. То есть в этих механизмах реагирования ребенку, навязывается определенная позиця ( морализируют, заставляют, советуют, решают за него), но не дают возможности самому разрешить сложившуюся ситуацию, не передается ответственность за разрешение ситуации.
Поэтому решением конфликтов в школе занимаются многие кроме самих участников оного, что фактические мешает реальному решению ситуации с принесением искренних извинений, исправлением ситуации, возмещением ущерба, избавлением от негативных эмоций.
Медиация же фокусируется на ответственности обидчика в первую очередь перед потерпевшим. А главное, договориться как будет решена эта сложившаяся ситуация они должны сами в ходе переговоров. Этот медиативный или восстановительный (цель которого - восстановление ущерба и отношений) подход основан на том, что, без вмешательства стороны взрослых, дети смогут сами найти выход из создавшейся конфликтной ситуации.
Фактически целью медиации в школе является примирение сторон, в работе подобной школьной службы медиации или примирения поднимаются три важных вопроса:
- Первый вопрос – «К каким последствиям привел конфликт, и какие чувства он вызвал у участников?». Высказывание чувств с одной стороны помогает выговориться, рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это со стороны.
-Второй вопрос: «Если потерпевшему причинен вред, то, как его можно восстановить?» И здесь уже стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение. Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если стороны договорились, то это должны определять сами участники конфликта, а не директор, завуч или учитель.
-Третий вопрос – «Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?». Здесь уже разбирается социальная ситуация сторон и возможная социальная помощь.
Организационно подобная программа альтернативного разрешения конфликтов состоит из трех этапов: предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с их родителями), непосредственная примирительная встреча сторон на которой происходит построение такого общения и взаимопонимания сторон, чтобы они смогли принять на себя ответственность за разрешение ситуации. При этом ведущий поддерживает участников встречи в равной степени и стремится организовать им поддержку со стороны их ближайшего окружения: родственников, друзей, социального работника и т.д. Результатом проведения программы является договоренность сторон о том, как будет разрешена данная ситуация и как избежать повторения подобного в дальнейшем. Далее формируется последующая работа по помощи участникам индивидуально каждому или в группе. Встречи проводит медиатор, который и реализует принципы примирения сторон. Будучи нейтральным (не играя роль учителя, адвоката, прокурора, судьи или советчика), он встречается со сторонами, помогает в формировании иного пути разрешения конфликта. В школьных службах примирения и сами ученики, прошедшие специальную подготовку являются ведущими, это бывает крайне полезно для помощи в разрешении конфликтов ровесникам. Конечно, стоит сказать, что подобные службы курируются взрослым, прошедшим предварительную подготовку.