Статья Школьная служба медиации

Королева Наталья Александровна (педагог-психолог, I квалификационная категория)
Школьная Служба Медиации -
способ позитивной самореализации обучающихся.
Согласно Федеральным государственным стандартам основного общего образования (ФГОС) определены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ. При реализации такого направления деятельности, как психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления, рекомендовано использовать медиативные технологии.
Школьная медиация включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми и умениям предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации. Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества и социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
На сегодня в нашей школе, как и во многих других образовательных организациях, собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени. Как правило, в школах приняты такие способы реагирования учителей на конфликты, которые не помогают освоению навыков цивилизованного общения, понимания обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых детям для разрешения важных жизненных вопросов. Типичные способы реагирования на конфликты в школе:
- административно-карательный;
- направление к педагогу - психологу или социальному педагогу;
- стрелки;
- замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта «спускается сверху», либо вытесняется за пределы школы. В результате обучающиеся не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Отсутствие установки на понимание позиции «противника», ее оснований, точки зрения и положения собеседника служит основой для неконтролируемого обществом использования силовых и репрессивных практик. Мы решили взглянуть на способы и приемы урегулирования конфликтов и на саму конфликтную ситуацию как источника развития конструктивных форм общения у всех участников образовательного процесса.
Принципиальным является участие обучающихся в службе урегулирования конфликтов (школьная медиация):
- во-первых, это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет. Ведь, если медиаторами будут только взрослые, то множество ситуаций не только не разрешится, а просто не будут замечены взрослыми.
- во- вторых, подросткам проще достичь доверия со сверстниками – они говорят друг с другом на одном языке.
- в-третьих, для самих подростков-медиаторов работа в школьных службах медиации представляет прекрасный тренинг по конструктивной коммуникации, который им пригодится в дальнейшей жизни.
Школьные службы медиации являются каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми через самих детей. И при этом часть детей (медиаторы) являются проводниками таких норм, реализуя их в ходе разрешения конфликтных ситуаций. Освоение школьниками курса «группы равных» дает возможность избегать прямых включений взрослых в жизнь детей, так как специально подготовленные ученики, выступая в роли медиаторов, сами становятся проводниками цивилизованных способов взаимоотношений.
Сложные конфликтные ситуации в образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития.
В связи с этим главная цель медиации в воспитательно - образовательном контексте – выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Медиативный подход основан на диалогичном общении всех сторон, предполагающем равноправие и предоставление равного пространства для самовыражения и защиты своих интересов. А для реализации этих возможностей все стороны должны четко представлять и знать не только свои права и свои обязанности, но и осознавать границы своей ответственности. Создавая с помощью медиативного подхода безопасную среду в образовательной сфере, мы говорим о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право и за своим оппонентом реализовать свои интересы, не нанося ущерба другим.











15