Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся
Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся
Современная школа внедряет федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Поэтому сегодня необходимо научить детей чувствовать, думать и творить. А это возможно при реализации научно – познавательного направления внеурочной деятельности.
В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса.
Современная педагогика рассматривает «познавательный интерес» не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку — интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью.
К научно-познавательному направлению относится работа творческих объединений «Музей истории школы» и «Юные музееведы», которые знакомят детей с историей музейного дела, развивает способности к поисково – исследовательской, творческой деятельности и способствует воспитанию в детях самостоятельности и инициативы.
Возможность школьного музея синтезировать разнообразные направления в работе помогает во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира.
Школьный музей — одно из действенных средств формирования у учащихся гражданско-патриотического воспитания, научных интересов и профессиональных склонностей и навыков общественно полезной деятельности.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства»
Актуальность работы подтверждается событиями последнего времени, а это:
-экономическая дезинтеграция;
-социальная дифференциация общества;
-девальвация духовных ценностей
Эти факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Одним из путей решения этой задачи может стать обновление гражданско-патриотического воспитания школьников через самые разнообразные формы работы с детьми, связанные с работой школьного музея.
Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.
Изучая с учащимися историю Великой Отечественной войны, обращаясь к материалам музея, одной из главных задач становится задача воспитания чувства сопереживания, соучастия к судьбам людей, отдавших жизнь за Родину, и к тем, кто остался жить и живет рядом с нами.
Именно использование музейных приемов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы.
Основной учебной базой для проведения занятий становится школьный музей, располагающий полноценной многотемной экспозицией, тесно связанной с массово-просветительской деятельностью школы, ведущий разнообразную учебную и культурно-просветительную работу среди учащихся, родителей и местного населения.
Цель: создание условий для развития системы патриотического воспитания и обучения школьников средствами музейной педагогики.
Первоочередной задачей любого музея является, конечно, поисково-собирательная работа – составление, систематизация материалов в экспозицию и учет всех экспонатов, документирование всех сведений. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребѐнка к активной жизни в обществе. Многие ученики школы и без всяких заданий активно врываются в поиск, творчество, сборы и несут в музей свои находки, поделки, работы, желая оставить свой след в истории школы, музея.
Но одними и основных задач остаются воспитательные:
-воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города;
-разработать комплекс мероприятий, обеспечивающий развитие патриотического сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России, Нижнего Новгорода в судьбах мира и страны.
Главным методом образовательной деятельности, который предлагался и для музейной сферы деятельности, становился экскурсионный метод. «В умах всех, кто живо причастен к делу воспитания юношества, звучит теперь азбучною истиною, что обучение без экскурсированья – мертвая буква и экскурсионный метод – необходимый школьный прием» – отмечал один из основоположников экскурсионной школы в отечественном образовании И. М. Гревс. Экскурсоводы из числа учащихся проводят экскурсии в школьном музее.
Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей.
У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.
Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы.
Ежегодно в школьном музее создаются новые экспозиции: В.П.Чкалов, «Защитник Ленинградского неба» (Федяков С.М.), «Мы этой памяти верны» (Кузовкин С.П.)
За последние годы учащиеся творческих объединений достигли больших результатов в поисково-исследовательской работе:
В конкурсе поиково-исследовательских групп «Выдающиеся нижегородцы» учащиеся занимают призовые места (очерки «Медики – горьковчане» - 1 место район, 2 место-город, «Атясов Николай Иванович – врач и ученый» - 1 место район)Призовые места учащиеся объединения занимают в смотре-конкурсе стационарных выставок («Мы этой памяти верны» - 1 место район, «Защитник Ленинградского неба» - 2 место район)
Экскурсоводы школьного музея ежегодно принимают участие в районном конкурсе «Юные музееведы» (экскурсии «Мы помним о вас» - 3 место район, «Через века заглянем в будущее» - 2 место район)
В проекте «Голос ребенка» сочинения Антона Ким «От дня первого до Победного - жили, любили, верили, ждали…» и Игоря Ким «Медики-горьковчане» вошли в 30 лучших работ в номинации «Мы – наследники победителей»Поисковая группа «следопыты» опубликовала 2 статьи в газете «Нижегородская правда», посвященные героизму горьковчан в годы Великой Отечественной войны
При содействии музея истории школы издан сборник очерков под редакцией Ким Олега Сененовича.
Участие в городском историческом исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страны»
Участие в районном конкурсе «Это наша Победа» с презентацией «Мы этой памяти верны», посвященной ветерану Великой Отечественной войны Кузовкину С.П.
Участие в финальном этапе акции Молодежной палаты «Живая книга», которая была посвящена 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (Антон Ким).
Школьники из числа кружковцев активно принимают участие в подготовке общешкольных мероприятий (концерт, посвященный Дню Победы, предметная неделя)
В период проведения Поста№1 у Вечного Огня Славы учащиеся с удовольствием презентовали свои очерки о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне и результаты поисково-исследовательской деятельности
Перечень мероприятий проводимых на базе музея позволяет сказать, что музей активно включается в учебно-воспитательный процесс школы. Экскурсоводы из числа учащихся проводят регулярно экскурсии по различным темам в школьном музее
Роль музея в деле духовно-нравственного воспитания школьников неоценима. Без музея в школе сегодня не обойтись. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.
Выдающийся деятель Русской православной церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Ива Матвеевича Снычев заметил: «Плачет сердце, глядя на растерзанное, одурманенное Отечество, полнится жалостью и скорбью душа, взирая на позор Святой Руси. Но ведь не безотрадна наша беда, не окончательна гибель, не утерян спасительный путь. Объединимся же под сенью родных святынь, объединимся сознательно и прочно – тогда обретѐм силы для исправления жизни, для возрождения великого русского мира». И роль музея в этой работе неоспорима