Материал для классных часов в 5-7 классах Как научиться жить по -христиански по христианским заповедям святого Феофана Святителя
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53
Материал к классному часу.
«Как научиться жить по-христиански?»
Выполнила : Мехедова А.П. – учитель русского языка и литературы
Г. ХАБАРОВСК
2014 год
Как научиться жить по- христиански?
Как научиться жить по- христиански? Вопрос для меня не простой, вопрос, требующий глубокого разбирательства. «Жизнь христианская не есть жизнь естественная» - так говорил Святитель Феофан Затворник Вышенский (он же Егор Васильевич Говоров, рожденный у нас в России, в XIX веке). Это был человек с большой буквы, его поистине можно назвать великим светочем христианства. Он написал множество сочинений, в которых подробно изложил свои размышления и познания обо всех сторонах нравственной жизни христианина, которые и по сей день являются пособиями для людей, желающих изменить свою жизнь к лучшему.
Само христианское учение святителя Феофана, по таким произведениям, как «Письма о христианской жизни», «Наставления в духовной жизни», «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», на первый взгляд, представляется мне загадочной фабрикой по производству нравственных качеств и добрых дел у людей, стремящихся познать, что такое добро и зло. Только работа этой фабрики зависит от нас самих, ведь именно в каждом из нас она имеется. Начальной базой для работы такой фабрики должны стать вложения – духовные наставления, а именно по совету Феофана – чтения Библии (Священного Писания), жития святых, духовных рассказов и хрестоматий, где на примере отдельных личностей мы узнаем об истинной и праведной жизни. Не надо ходить за сто верст и искать где бы нам найти такую духовную мудрость. Еще с детства нам пытаются вложить азы познания: что такое хорошо и что такое плохо. Русские сказки, пословицы и поговорки, детские книги, произведения древнерусской и классической литературы стали нашими спутниками для раскрытия в нас таких духовных ценностей как дружба, единство, уважение, любовь, правда, справедливость, бескорыстие, благородство и многое другое.
Возвращаемся к советам Феофана, чтобы наша фабрика заработала, нам необходимы: мозг, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу; сердце – орган чувств, для того, чтобы измерить то, что нам приятно или неприятно; и воля, которая управляет нашими желаниями. Мысли, чувства и желания святитель Феофан назвал движениями души человеческой, которые отвечают за «ведение дел земной жизни». И руководит человеческой душой, а значит и нашей фабрикой «голос Божий» - Дух - он же совесть - «норма святой, доброй и праведной жизни».
Теперь, попробуем завести этот механизм нашей деятельности по производству нравственных деяний человека и немного приблизиться к христианской жизни. Сначала, мы заглянем внутрь себя и попробуем осознать, в каком состоянии находятся все наши жизненные силы, конечно, это потребует некоторого уединения и осмысления своей жизни. Многие из нас смогут заметить, что «блуждание помыслов, непостоянство желаний страстных и тревоги сердца непрестанно беспокоят нас, не давая ни одного дела сделать как должно и всегда почти сбивая нас с пути». Так Феофан описывал дисгармонию движений жизни, которые приводят к тому, что дух наш - совесть теряет власть над душой и телом, мы начинаем лениться, ошибаться в своей жизни, делать необдуманные поступки. «Если б каждый… делал возможное для того, кто у него пред глазами, то все люди … делали бы то, в чем нуждаются все нуждающиеся, и, удовлетворяя их нуждам, устрояли бы благо всего человечества, сложенного из достаточных и недостаточных, из немощных и сильных». Суть этих слов Феофана велика, они актуальны и на сегодняшний день, ведь равнодушие, которое поселилось в людях, тысячелетиями тормозит работу нашей фабрики, не дает ей создать по-настоящему добрые дела. Равнодушные люди не смогут понять характер и индивидуальность другого человека, не смогут войти в его положение, а не поняв его, не смогут ему помочь. Все это приводит к тому, что люди вместо добра начинают производить зло: зависть, ненависть, агрессию, тщеславие, самолюбие, осуждение и гнев. Эти плохие качества всегда создавали вред для человека и всего общества.
И тогда, чтобы исправить это положение мы должны постараться найти в себе высшую силу - духовную ревность, «… когда ее нет, значит, дух спит, и когда он спит, нечего и толковать о духовном». Так, что же это такое духовная ревность, по словам святителя Феофана «Ревность - дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь». То есть, эта такая огромная сила духа человека, которая своим рвением стремится только к добру. «Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться готовностью к трудам и борьбе, стремлением непременно достигнуть желаемого. Решившись, должно тотчас начинать дело и продолжать с терпением и постоянством» . Эти слова святителя Феофана говорят о том, что без труда и самопринуждения мы ни в чем не будем иметь успех. Если хочешь спать, а надо вставать, вставай! Если можешь сделать необходимые дела сегодня, не откладывая на завтра, делай сегодня! Тяжело в трудах праведных, не жалей себя, терпи и продолжай трудиться! И так до бесконечности, ведь у каждого человека найдутся свои слабости и проступки.
Вот мы и добрались до самого главного, успех нашего предприятия по созданию добрых дел во многом зависит от нашего самосознания и принуждения, как писал Феофан «владыками нужно быть над самими собою». Это значит, что мы сами должны заведовать всеми движениями своей души - мыслями, чувствами и желаниями. Значит должны иметь власть над всем, что внутри нас происходит. Надо всегда помнить и при «… всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали…», а если говорить точнее, Бог хочет, чтобы мы исполняли предписанные им заповеди: «Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать – работайте, и прочее, и прочее, и прочее... » . Таким образом, наши мысли, чувства и желания должны быть, как единый сплоченный коллектив, который в процессе своей работы не должен допускать ошибок, это позволит нам создать мир во всем мире, любовь к окружающим, духовную и нравственную красоту, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми.
Человек - есть фабрика добра и зла, и если мы хотим научиться жить по – христиански, то по указанию «Слова Божия» и советам Святителя Феофана, мы должны творить только добро, «…не на один месяц или год, но на всю жизнь», ведь истинное существо христианства заключается именно в непрерывном производстве добра и в этом вся его сила!
***************