Урок по литературе на тему: Святоотеческое наследие святителя Тихона Задонского
С.А. Щелкунова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 »,
методист Учебно-методического центра образования
г. Сергиев Посад
Святоотеческое наследие святителя Тихона Задонского
на уроках литературы
По сложившейся традиции отечественного образования на уроках литературы разговор всегда шел о душе человеческой. В разные времена говорили об этом по-разному, но «вечность» темы всегда обязывала учителя – словесника ориентироваться в нравственных категориях и понятиях.
Вот уже несколько лет речь идет не просто о нравственном, а о духовно-нравственном воспитании на уроках литературы. Если нравственные нормы определяют поведение людей в отношении друг к другу и обществу, то духовность является особым состоянием сознания, проникающим в суть вещей с целью постижения Истины. Духовно просвещенный человек – это человек, обладающий универсальным, целостным мировоззрением, отражающим всю полноту бытия. На пути духовного просвещения своих воспитанников учителю литературы не обойтись без Священного Писания и Священного Предания, святоотеческого наследия Православной церкви.
Наши дети живут сегодня в экстремальных условиях мощнейшео информационного поля, в рамках которого утверждаются качественно новые отношения между людьми, и при этом, к сожалению, фундаментально меняется внутреннее состояние человека. Материальное благополучие, комфорт, наслаждение любой ценой возводится в настоящий культ. СМИ обещают рай на земле, но достижение его связано с грехом как нормой жизни. В условиях мощных информационных атак учитель на уроке литературы призван сегодня вести диалог со своими учениками, опираясь на такие понятия, как Грех и Добродетель, Добро и зло, Подвиг и Жертвенность и многие другие, представление о которых у подрастающего поколения очень часто или совсем отсутствует или носит неопределенный характер.
Путеводителем таких «вечных» понятий для учителя и ученика является книга схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», рекомендованная Министерством Просвещения в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию. Система использования данного пособия на учебных занятиях в моей педагогической практике значительно повысила образовательный и воспитательный потенциал урока литературы.
Впечатления, чувства и эмоции составляют суть душевной жизни ребенка и являются естественным способом познания мира. Сформировать у ребенка правильное отношение к миру возможно только опираясь на определенную систему базовых ценностей. Классическая литература пробуждает у детей «чувства добрые», учит переживать, жалеть, сочувствовать, прощать, любить
Так при изучении в 5 классе сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» необходимо раскрыть детям суть противоположных понятий Греха и Добродетели. В этих довольно пространных статьях «Симфонии» учитель может выбрать все необходимое для детей данной возрастной группы и донести суть: «Грех есть нарушение Закона Божия, нарушение заповедей Божиих и противление воле Божией». Этот закон действует в мире независимо от наших желаний, и от выполнения или нарушения его зависит судьба человека, его счастье, состояние его души.
Так греховные поступки мальчика Фильки, героя сказки «Теплый хлеб», повлекли за собой цепь роковых событий. Очень важно, чтобы дети осознали, что любой грех – это источник беды, мук совести и даже смерти, и боялись его совершать.
В 6 классе при изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» и повести «Метель» предоставляется уникальная возможность обратиться к теме человеческого счастья, любви, тайне брака и супружества. Учителю самому будет интересно познакомиться с такими статьями:
«Таинство» «Супруги»
«Храм» «Верность»
«Чудо» «Счастье»
и выбрать необходимую информацию для детей данной возрастной группы. Это поможет постичь глубину и таинственность пушкинской прозы, извлечь незабываемые уроки из прочитанного и сделать важнейшие выводы о природе человеческого счастья.
Во втором полугодии в 6 классе проходит урок-проект по нескольким изученным произведениям, объединенным под названием «Уроки доброты». («Евангельская притча и милосердном самарянине, сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», рассказы В.А.Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Г.Распутина «Уроки французского»). Урок организован как эстафета; следуя по маршруту от одного произведения к другому, ребята преследуют цель: выяснить, как в мире живет и действует доброта и любовь.
В этом ряду произведений единого тематического блока принципиально важно начать с Евангельской притчи.
Этот первоисточник помогает понять очень важный закон жизни, знакомит с основной из основных Заповедей Божиих: «Люби ближнего как самого себя». Любовь к ближнему, добрые дела человека, готовность к самопожертвование свидетельствуют, как пишет свт. Тихон Задонский, о красоте души человека. Опираясь на основные понятия «Симфонии», мы анализируем образ Антипыча, который передал свою доброту и любовь собаке Травке в «Кладовой солнца», спасшей погибающего в Блудовом болоте упрямого Митрашу, знакомимся с мудрой бабушкой из рассказа «Конь с розовой гривой», подарившей незаслуженный пряник своему внуку, чтобы он всегда помнил о своем раскаянии в совершении злых дел, восхищаемся учительницей Лидией Михайловной («Уроки французского»), преступившей закон ради любви к своему ученику и пожертвовавшей очень многим: честью, работой, положением. Из статьи «Симфонии» мы узнали, что добрыми делами нельзя гордиться, они должны стать естественной потребностью человеческой души.
В 7 классе, когда душа ребенка готова к восприятию таких понятий, как подвиг и самопожертвование проходит урок-проект «Русские женщины». Это итоговое занятие по трем программным произведениям: древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове», поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Целью урока является знакомство учащихся с основными национальными особенностями русского женского характера и расширение представления о внутреннем (духовном) богатстве человека на примере женских образов.
Речь на уроке пойдет о трех ключевых свойствах, трех особенностей женской души:
мудрости (образ Февронии Муромской)
верности (образ Алены Дмитриевны)
жертвенной любви (образ княгини Екатерины Трубецкой)
Разобраться в таких непростых понятиях нам помогают статьи «Симфонии». Тайну мудрости мы постигаем при знакомстве с такими добродетелями Февронии Муромской, как рассуждение, терпение, смирение. Верность Алены Дмитриевны, жены купца Калашникова зиждится на целомудрии и чистоте, а любовь княгини Екатерины Трубецкой к своему опальному мужу, это не что иное, как подвиг, в основе которого лежит жертвенность.
Уроку предшествует большая подготовительная работа, тщательный подбор, составление информационных таблиц, с которыми работают дети. На таком занятии представлены самые разнообразные виды проектной деятельности учащихся: работа с текстом художественного произведения, инсценировки отдельных эпизодов, прослушивание и исполнение русских народных песен, рисование. Такие уроки приносят колоссальное удовлетворение как учителю, так и детям. Я вспоминаю с каким чувством восхищения они рисовали цветы, каждый из которых символизировал то или иное свойство души русской женщины: ромашка – скромность, незабудка – верность, роза – любовь, мак – самопожертвование. Очень важно, чтобы подросткам открылась истинная красота человеческой души, которая может вдохновит юные сердца на новые подвиги любви и бескорыстного служения ближнему.
Опыт обращения к женским характерам в 7 классе поможет учащимся встретиться с любимыми героинями Тургенева, Толстого, Достоевского.
Но, пожалуй, самым результативным является обращение к «Симфонии» в период изучения в 8 классе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Статьи этого пособия помогают раскрыть замысел автора и осмыслить важнейшие проблемы, поднятые на страницах повести, Пушкиным-историком и Пушкиным-художником.
На первом этапе урока-проекта, раскрывая образ самозванца, Емельяна Пугачева необходимо обратиться к таким духовно-нравственным понятиям, как «Злонравие», «Гордость», «Жестокость», «Кощунство», «Ненависть», непростые взаимоотношениях Пугачева и Гринева нам помогут осмыслить такие статьи симфонии, как «Родство душ», «Милость», «Милостыня», «Закон», «Клятва», «Верность», «Ближний», «Любовь к ближнему»; при сравнительном анализе двух офицеров – Гринева и Швабрина мы с большой пользой для души прочитаем изречения свт. Тихона Задонского в разделах «Друзья», «Зависть», «Обида», «Ожесточение», «Ненависть»; «Ссора», «Оскорбление», «Отмщение». В размышлениях об уроках истории, о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном» нам помогут такие понятия, как «Отечество», «Народ», «Свобода», «Царство Земное и Царство Небесное».
На заключительном этапе урока необходимо сделать вывод о том, что условием благоденствия общества, его процветания великий святитель Церкви Тихон Задонский и гениальный Пушкин считают нравственное усовершенствование человека, красоту его души.
Без таких понятий, как Грех, Душа, Страх Божий, Суд Страшный, Судья, Спасение невозможно полноценное изучение гениальных творений Гоголя – комедии «Ревизор» в 8 классе и поэмы «Мертвые души» в 9 классе.
Опыт изучения программных произведений русской и зарубежной литературы, базирующийся на ключевых нравственных понятиях, собранных в книге схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», свидетельствует о приобщении наших воспитанников к неиссякаемому источнику святоотеческой мудрости, сокровенным знаниям о природе и свойствах человеческой души.
Заголовок 115