Доклад на МО Духовно – нравственное воспитание и семейные ценности в психолого-педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника

СЕМИНАР

Духовно-нравственное воспитание в трудах святых отцов, учителей Церкви, выдающихся педагогов, деятелей науки в контексте
новых образовательных стандартов
Петрова Л.Н.
Доклад на МО
Тема: Духовно – нравственное воспитание и семейные ценности в психолого-педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника.
Введение
  Одно из направлений отечественной педагогики в настоящее время предполагает обращение к духовно – нравственным традициям российского образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия. Педагогическая практика показала, что это направление является наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.  В сентябре 1997 года был принят Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В преамбуле признается особая роль православия  в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое, согласно пункту 2 статьи 14 Закона «Об образовании», ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуры.
  Фундаментом традиционной российской педагогики всегда было православие.  Исторически сложившаяся закономерность рассмотрения образования и воспитания с православной точки зрения ориентировала российскую педагогику на развитие отечественных традиций, на выявление духовного смысла жизненных явлений.    Возвращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно – нравственного становления бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании ,творениях святых отцов и учителей церкви, работах православных педагогов. Развивался этот опыт и в трудах православных богословов и мыслителей религиозной философии, в работах и деятельности подвижников благочестия, видевших своё служение в педагогической деятельности.
  Среди выдающихся ученых – богословов и иерархов Русской Православной Церкви Х I Х века особое место занимает святитель Феофан Затворник Вышенский. В своих сочинениях святитель умело сочетал глубину психологического анализа и возвышенность богословия с простотой изложения. Ему принадлежит особое место в истории развития русского общества. Из многих лет общественного служения святителя большая часть была посвящена педагогической деятельности. Он служил во всех типах духовных школ, начиная от низшей и до высшей. В своей воспитательной деятельности  Феофан Затворник являлся истинным христианским педагогом, верящим только в силу любви и придающим значение только нравственным воздействиям.   Святитель Феофан оставил после себя ещё и множество литературных  творений. По данным архимандрита Георгия Тертышникова библиография его работ насчитывает 167 произведений самых разных жанров – от фундаментальных богословских работ до душевноспасительных поучений и обширного эпистолярного наследия. В сущности, все работы носят дидактический характер и могут рассматриваться как объект педагогического исследования. Его труды углубляют и конкретизируют педагогические представления о цели и содержании воспитания, дают представление о воспитательных методах и средствах. В своих работах архипастырь затрагивает тему семьи и семейного воспитания, указывая на важную роль родителей в духовно - нравственном становлении ребёнка.   В педагогике Феофана Затворника ценно то, что она вбирает в себя   и синтезирует достижения богословской науки и науки светской, подчиняя всё духовному началу. Ученость у святителя Феофана сочеталась с даром популяризаторства, с умением говорить простым, доступным языком.   Верность богословию Православной Церкви, высокое достоинство нравственного учения  и его огромное влияние на духовное обновление общества – вот важнейшие факторы, обеспечивающие святителю Феофану большое уважение в Русской Православной Церкви. Его называли столпом Православия, человеком, олицетворяющим собою весь дух Православной Церкви.
Глава 1.  Феофан Затворник о воспитании.
Определить педагогический идеал и поставить цель воспитания не представляется возможным путём теоретических рассуждений и мысленных предположений. Эта задача решается как национально – историческая.    Анализируя сборники религиозно – нравственного воспитания, распространенные в Древней Руси, автор «Истории русской педагогики» П. Ф.Каптерев приходит к выводу о ветхозаветном идеале русской педагогики. Основанием для такого вывода послужило то, что в этих  сборниках практически все мысли в области воспитания взяты из Притчей Царя Соломона и Премудростей Иисуса, сына Сирахова, а поучения Иоанна Златоуста – из Ветхого Завета. Подтверждением этих рассуждений служило то, что самой читаемой книгой на  Руси была Псалтырь.   Приведенные свидетельства говорят лишь о том, что педагогическая мысль на Руси нашла в Ветхом Завете средства для практического удержания человека, особенно ребенка, от зла, которое неизбежно имеется в нас из – за  первородного греха.   В поучениях Иоанна Златоуста есть указание на цель воспитания: « Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: чти отца твоего и матерь твою, направленные к твоей пользе.» Цель, поставленная Иоанном Златоустом как воспитательная, повторяется и в творениях русских святых.
Святитель Феофан затворник пишет: «Главная цель воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал в себе, что он христианин возникши к самостоятельности, он поставит для себя первым и существенным делом – самостоятельно хранить и взгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству».  Достижение поставленной цели – воспитание христианина – не является чисто педагогической задачей и есть частное раскрытие дела Церкви на Земле. Пробуждение духовной жизни, одухотворение души происходит в определенных условиях. Создание этих условий, а не поиск причин пробуждения и составляет содержание педагогической деятельности. Это понимал и Феофан Затворник, опираясь на данный принцип в своей педагогической работе. Посвятив учению о воспитании много своих писательских трудов. В своей воспитательской деятельности святитель является истинным христианским педагогом. Христианскую любовь он считал началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение – лучшей средой и средством доброго воспитания. Он верил только в силу любви и придавал значение только нравственным воздействиям. Когда его спрашивали о лучших способах воспитания, он отвечал: «Полюбите детей и они полюбят вас». «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова», - советовал святитель. Он считал, что соответствующим природе человека является только религиозно - нравственное воспитание, а дух церковности – лучшее для этого средство. Святитель составил руководство духовной жизни под названием: «Письма о христианской жизни», а сочинение «Путь ко спасению» есть изложение науки о воспитании. «Воспитание, - пишет Феофан Затворник, - из всех святых дел самое святое». Но главное в его работе то, что он первым из православных богословов дал нравственным явлениям психологическое обоснование, практически создав христианскую психологию, чему способствовали не только его наблюдения над духовным миром и глубина знаний в этой области, но и пережитый внутренний духовный опыт.
Христианская жизнь начинается словами с момента духовного рождения в таинстве крещения, развивается и укрепляется через доброе воспитание в семье под влиянием Церкви и церковности. Правильное начальное воспитание имеет важное нравственное значение. Им в значительной степени определяется, а нередко от него и зависит вся дальнейшая судьба человека. Святитель отмечал, что детство – это время, когда в растущем человеке развиваются все его силы, как душевные, так и физические, закладываются основы телесного и психического здоровья. От того, каким откроется ребенку мир, будет зависеть и его духовный рост. «Младенец живет, - пишет Феофан Затворник, следовательно, можно влиять на его жизнь». Здесь приложены все святые тайны, за ними вся церковность, и с ними вместе вся вера и благочестие родителей. Все сие в совокупности - спасительная вокруг ребенка атмосфера. Всем сим таинственно наиствуется  благодательная жизнь, зачатая в младенце. Дух веры и благочестие родителей должны почитаться могущественными средствами воспитания и укреплениями благодатной жизни в детях. Святитель указывает на то, что греховная жизнь родителей мистически влияет на жизнь детей, часто определяя особенности их греховных наклонностей, поэтому благочестие родителей позволяет вырастить дитя и воспитать его в самых тяжелых условиях. Дух младенца как бы не имеет еще движения в первые месяцы жизни, но можно действовать на него опосредственно, путем общения души через сердце. Один дух влияет на другой чувством. Такое влияние на душу младенца тем удобнее, чем полнее и глубже родители сердцем своим обращены в младенца. Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом – взор. Это точка встречи одной души с другой. Надобно, чтобы во взоре родителей святилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера. Но не только душевные и духовные силы младенца требуют развития и внимания, святитель Феофан говорит  и о жизни человеческого тела: питании, движении, чувствительности или деятельности нервов. В питании следует приучать детей к умеренности, в движении – к трудам, живости и степенности, в отношении чувствительности – к безболезненному перенесению перемен температуры, боли, ушибов, и т. д. Тело рассматривается как орудие духа, поэтому его надо развивать так, чтобы оно содействовало и помогало, а не препятствовало развитию духовной деятельности. Все, что возбуждает чувственность и питает страсти, должно быть устранено из детской жизни. С раннего возраста возникают у детей страсти. Ребенок еще не говорит, не ходит, только что научился сидеть и брать игрушки, но уже сердится, завидует, присваивает себе и прочее, тем самым являет действие страсти. Это зло тлетворно. Ему необходимо противодействовать с первых его проявлений. Как это сделать на практике – зависит от благоразумия родителей. Разумнее всего предупреждать всяческие возникновения страстей, но если страсть проявилась, надо спешить погасить ее, употребляя благодатные средства, к которым нужно обращаться с верою, ибо страсть – явление душевное. Святитель Феофан, характеризуя детский возраст, пишет о том, что вместе с развитием речи у дитя обнаруживается смышленость, поэтому образование и воспитание ума следует начинать вместе со словом. Главное – образовать здравые понятия и суждения по началам христианским обо всем встречающемся: что есть добро и что есть зло, что хорошо и что худо. Это легко сделать посредством обычных разговоров и вопросов. Родители говорят между собой, дети прислушиваются и усваивают не только мысли, но даже обороты их речи и манеры. Пусть же родители, когда говорят, называют вещи всегда своими именами, чтобы дети могли понять, что значит настоящая жизнь, чем она кончится, Кто источник всех благ, от Кого все получается, что такое радость, какое значение и достоинство имеют те или иные обычаи. Пусть говорят с детьми, получают духовно – нравственные истины или прямо, или посредством рассказов. Или пусть спрашивают детей, что они думают о том или ином явлении, и поправляют их ошибки. Не стоит переживать о том, что ребенок мал и ему эти понятия не доступны, истина доступна всякому. То, что малое дитя мудрее философов, показал опыт. Святитель указал на важность послушания в детском возрасте. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимым и своевольным. Самое простое средство -  расположить детей так, чтобы они ничего не делали без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают, можно ли сделать то или другое. Стоит возвести это правило до закона и естественным следствием его будет послушание и покорность воле родителей и сознание того, что часто желаемое бывает вредно для души и тела.  Здравые понятия и верный пример родителей, обучение добру и молитве запечатлевают в душе достаточные основания для последующей доброй деятельности. Воля родителей есть закон совести и Божий для малых детей. Что мороз для цветов , то отступление от родительской воли для дитя. Хорошо предварительно расположить его к раскаянию, чтобы он без боязни, с доверием и сожалением знал, что сделал худо. Здесь полагается основание будущему постоянному истинно религиозному характеру: тотчас вставать при падении. Так образуется умение строгого покаяния, очищения и обновление себя слезами. Родители должны следить за всеми движениями раскрывающихся сил и с самого первого вздоха вести его ровно, непрерывно, с терпением и ожиданием, подмечая ростки и используя их, не считая ничего маловажным в деле воспитания.    Рассматривая годы отрочества, святитель Феофан обращает особое внимание на сохранение благоприобретённого и на то, чтобы порядок воспитания и обучения не был противоположен имеющемуся настроению, иначе всё, что создавалось ранее, будет разорено. Детей – отроков необходимо оградить благочестием окружающих, церковностью, таинствами и продолжать воздействовать на их тело, душу и дух.  Постепенно он будет привыкать к мысли о том, что на нем лежит обязанность перед лицом Бога и Спасителя нашего жить и действовать по его заповедям. С возрастанием каждый доходит до сознания того, что он человек, но если к его естеству привито новое, благодатное, христианское начало, то человек вместе с тем  найдёт себя христианином, что и является целью христианского воспитания.  Святитель Феофан характеризует юношеский возраст как вскипание телесно – духовной жизни, как неровный, волнистый период, изобилующий опасностями, как возраст, более других затрудненный для воспитательного воздействия. юности свойственна жажда впечатлений, склонность к общению, желание всех критиковать и другие качества, порождающие неуравновешенность, возможность увлечь за рамки дозволенного. Жажда впечатлений ведёт к намерению испытать в своей жизни опыт других. Чтобы удовлетворить эту жажду, юноша много и без разбора читает, что приводит к развитию склонности к поверхностному чтению. Самый верх опасности для юноши – общение с другим полом. Следует опасаться состояния чрезмерной рассудочности, которая на всё налагает тень сомнения и отвергает не совпадающее с мерой его понимания. По этой причине он отсекает настроение веры и Церкви и остается один. Ища замены оставленному, обращается к теориям, не соотносимым с откровенною истиной, и изгоняет из своего ума истины веры. Опасна для жизни души юноши и светскость. Она может представлять нечто полезное, но её преобладание в душе юноши пагубно.  Не входя в подробное рассмотрение воспитательных мер и правил, епископ Феофан рекомендует как самое надежное средство строго выдержанную дисциплину и авторитет воспитателя. Успех и влияние воспитательных мер в юношеском возрасте в значительной степени определяются характером семейного воспитания. Каким человек выходит из юношеского возраста чаще всего зависит от того, каким он вступает в него.  Обобщая свой педагогический опыт, Феофан Затворник указывает на существующие недостатки воспитания, в числе которых выделяет :
- отдаление от Церкви и её благодатных средств; - невнимание к телесным потребностям; - не направленное к одной цели сил души, связанное с непониманием этой цели и путей её достижения; - совершенное забвение духа, отсутствие страха Божия, молитвы; - пренебрежение голосом совести; 
В совокупности они заглушают духовную жизнь так, что и следов её не бывает, как будто человек не имеет духа и предназначенных сил и не получил благодати, оживляющих их.  Плодом доброго воспитания является сохранение благодати святого крещения и преимущества, отличающие человека, посвятившего себя христианской жизни, в числе которых святитель отмечает:
Целостность естественного благодатного состава. Человек предназначен быть вместилищем добрых сил, готовых излиться на него из источника всех благ.
Живость, легкость и непринужденность в доброделании. Он ходит в добре как в единственном родном для себя мире. Живет в простоте сердца, уверенности спасения. В его жизни устанавливается некоторая ревность и безостановочность.    В нем нет ни порывов, ни послаблений.    Не падавший всегда молод. В нравственных чертах его характера отразились            чувства  дитяти, пока оно еще не сделалось виноватым перед отцом. Здесь первое чувство – детство во Христе, как бы неведение зла. Главнейшее же нравственное совершенство сохранившего себя в годы юности – некоторая непоколебимость добродетели на всю жизнь. Правильный настрой становится природой человека, и если несколько нарушается, то скоро приходит в первоначальное состояние.
Глава 2. Феофан Затворник о семье и семейном воспитании.
Рождение семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен самим Творцом в Раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1,28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое самим Богом. «Сам Бог соединяет освещаемых таинством и посреде их присутствует»,-говорил о таинстве брака Климент Александрийский. Феофан Затворник придавал большое значение семье и браку. Святитель отмечал, что служение христианина своим ближним является тем крестом, который мы получаем от Господа в нашей земной жизни. В общественном служении каждый человек имеет свое поприще добрых дел. Отец или мать, дети, братья, сестры, начальник и подчиненный – все подчинены заповедям . «Не ходи за море, - учит епископ Феофан, - чтоб встретиться с обязательными для тебя делами».  Один из видов служения обществу и ближним – семейная жизнь. Семейство – это общество, которое под одной главою, согласным отправлением разных дел, ускоряют свое благосостояние внешнее для внутреннего. Семья, по мнению Феофана Затворника, есть самое первое человеческое общество, здесь человек получает начальное духовно – нравственное воспитание. Нравственное благосостояние семейств сопровождается благосостоянием и общества и государства. В основании семьи  лежит брак. В свете христианского учения брак неоспоримо является высоконравственным отношением между людьми, имеющими великие духовные задачи; осуществляя их, естественным образом должен вести к существенному преобразованию и возвышению жизни человеческой – личной , семейной, а отсюда и общественной. Поэтому, по словам святителя Феофана, брачная жизнь – дело спасительное и богоугодное, не только не затворяющее двери в Царство Небесное, но и способствующее внутреннему совершенствованию, если подвизающийся идет дорогой семейных добродетелей. Брачный союз освещает и возвышается в образе духовного союза Христа с Церковью, супруги получают благодатное содействие в достижении целей брака - взаимного вспоможения во спасение, благословенного рождения и воспитания детей.  Опираясь на Священное Писание, преосвященный Феофан отмечает, что в христианской семье главная обязанность мужа – любовь к жене, а главная обязанность жены – повиновение мужу. Семья является житейньм крестом для его главы. Мужа Бог поставил блюстителем жены.  «Муж - глава жены  в таком смысле, - пишет святитель Феофан, - в каком Христос – глава Церкви. Но Христос - глава Церкви, яко Спаситель тела своего. Да будет же и муж – глава жене по причине спасительства своего  для нее.  Если  любовь – основа христианской нравственности, то семья – есть школа святой, терпеливой и самоотверженной любви.  Муж должен любить жену, потому, что эгоизм с его стороны делает невозможным благоденствие и сладость семейной жизни. Господь предал себя за церковь; следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самую жизнью. Жена должна  повиноваться мужу, потому, что стремление жены к главенствованию расстраивает мир семейный. Эта добродетель жены в христианской семье приобретает глубокий смысл и значение. Епископ Феофан эту идею излагает в следующих словах: «Повиновение жены к мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивает с делами богоугождения, прямо самому Господу творимыми. Она повинуется мужу в уверенности, что Господь принимает такое повиновение, как бы оно ему прямо было оказываемо, или повинуется ему, не явно сильнейшему и господственному по порядку естества, но яко представителю Господа. Брачный союз мужчины и женщины, как разумно – нравственных существ, есть главным образом союз нравственный, союз двух лиц, связанных высшим нравственным началом – взаимной любовью друг к другу и к новым человеческим существам, происходящим от этого союза. Взаимное доверие, любовь, чадолюбие, христианское воспитание детей – вот те богоугодные дела, которые требуются от семьи .« Добре, что муж вас любит - наставляет преосвященный Феофан одну особу, - вы любите мужа и се ваш рай». Супружество имеет много утешений, но сопровождается многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём и радости сильнее, а скорби легче – пополам делятся».
Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.




Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615