статья Развитие мотивации педагогического коллектива в условиях непрерывного образования
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Развитие мотивации
педагогического коллектива в условиях непрерывного
образования.
Раджабова Саният Мустархановна.
МОУ СОШ №18 г. Махачкалы
Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование.
Цели непрерывного профессионального об
разования молодежи и взрослых людей
заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у
обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в
экономике, культуре общества в целом, а также в профес
сиональной жизни
.
Интерес к проблеме развития мотивации к непрерывному образованию вырастает из
глубин развития педагогической теории и практики, обусловлен общественно
-
экономическими условиями и системой деятельности образовательных учреждений. Вместе
с
тем он связан с профессиональной подготовкой будущего учителя, его личностными
качествами, высоким уровнем профессиональных знаний, умений и способностей,
необходимых для успешного выполнения своих обязанностей
Изучение мотивации нам необходимо, так как эт
о один из методов управления
личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. Ведь в последнее
время в образовательной системе произошли положительные изменения, позволяющие
педагогу раскрыть свой творческий потенциал и поэтому в инноваци
онном процессе,
главной фигурой является преподаватель с его культурным уровнем, физическим,
психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом.
П
рофессиональные мотивы педагога
можно сгруппировать в три блока
: мотивы выбора
педагогической профе
ссии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы
совершенствования педагогической деятельности.
Желание улучшить свою профессиональную деятельность будет проявляться в
стремлении пополнить свой багаж новыми педа
гогическими приѐмами
и методиками
,
улучшить имеющиеся и разработать собственные (авторские) программы обучения,
повысить уровень своей компетентности.
При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной
реализации потребности в достижении успеха, к саморазвитию
своих способностей и
желание к познанию нового и быть значимым, т.е.
инновации не будут иметь смысла, если
преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса.
Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий
побужде
ния к реализации потребности
Для повышения мотивации
профессиональной деятельности
педагога
в условиях
непрерывного образования
предполагаются различные меры его стимулирования. Их можно
классифицировать т
ремя направлениями
:
1.
Удовлетворение материальных потребностей педагогов
2. Удовлетворение социальных потребностей педагогов
(информированность, т.е.
знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы
и порождает чувство соревновательности;
получение обратной связи о своей деятельности;
получение сведений о критериях успеха);
3. Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации
(разработка
и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование,
в
ыстраивание его профессиональной карьеры.
Большую роль в развитии мотивации у педагогов к творческой деятельности играет
поэтапная работа администрации школы по введению инновационных технологий в
образовательный процесс.
Причем, о
чень важна поддержка и п
омощь
не
только моральная,
но и практическая
.
Для того
чтобы опытно
-
экспериментальная работа действительно способствовала
нахождению новых способов решений педагогических проблем в непрерывном образовании,
необходима интеграция профессионального взаимодейс
твия всех субъектов
образовательного процесса, а также целенаправленное формирование мотивационной
готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Условиями развития мотивации у учителей к непрерывному образованию являются:
актуализация
учебно
-
познавательной деятельности учителя;
внедрение инновационных
технологий образования должно ста
т
ь
педагогической ценностью у учителя; в содержании
образования учителя большое место отводится самостоятельной творческой работе.
Таким образом, совреме
нное общество нуждается в учителе, способном
к постоянному развитию, с развитой готовностью к положительному
разрешению противоречий, возникающих в процессе профессиональной
деятельности. Именно поэтому в программу подготовки учителя
необходимо заложить та
кое содержание его профессионального образования,
которое нацеливало бы его на творческие способы в выстраивании своей
собственной индивидуальной профессионально
-
личностной стратегии,
которую можно разработать, если
педагог
владеет
современными
технологиям
и об
разования,
способен к активной
позиции; к разработке и анализу инновационной деятельности.