статья Развитие мотивации педагогического коллектива в условиях непрерывного образования


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Развитие мотивации педагогического коллектива в условиях непрерывного образования. Раджабова Саният Мустархановна. МОУ СОШ №18 г. Махачкалы Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Цели непрерывного профессионального об разования молодежи и взрослых людей заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профес сиональной жизни . Интерес к проблеме развития мотивации к непрерывному образованию вырастает из глубин развития педагогической теории и практики, обусловлен общественно - экономическими условиями и системой деятельности образовательных учреждений. Вместе с тем он связан с профессиональной подготовкой будущего учителя, его личностными качествами, высоким уровнем профессиональных знаний, умений и способностей, необходимых для успешного выполнения своих обязанностей Изучение мотивации нам необходимо, так как эт о один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. Ведь в последнее время в образовательной системе произошли положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал и поэтому в инноваци онном процессе, главной фигурой является преподаватель с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом. П рофессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока : мотивы выбора педагогической профе ссии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности. Желание улучшить свою профессиональную деятельность будет проявляться в стремлении пополнить свой багаж новыми педа гогическими приѐмами и методиками , улучшить имеющиеся и разработать собственные (авторские) программы обучения, повысить уровень своей компетентности. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности в достижении успеха, к саморазвитию своих способностей и желание к познанию нового и быть значимым, т.е. инновации не будут иметь смысла, если преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побужде ния к реализации потребности Для повышения мотивации профессиональной деятельности педагога в условиях непрерывного образования предполагаются различные меры его стимулирования. Их можно классифицировать т ремя направлениями : 1. Удовлетворение материальных потребностей педагогов 2. Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, т.е. знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха); 3. Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, в ыстраивание его профессиональной карьеры. Большую роль в развитии мотивации у педагогов к творческой деятельности играет поэтапная работа администрации школы по введению инновационных технологий в образовательный процесс. Причем, о чень важна поддержка и п омощь не только моральная, но и практическая . Для того чтобы опытно - экспериментальная работа действительно способствовала нахождению новых способов решений педагогических проблем в непрерывном образовании, необходима интеграция профессионального взаимодейс твия всех субъектов образовательного процесса, а также целенаправленное формирование мотивационной готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. Условиями развития мотивации у учителей к непрерывному образованию являются: актуализация учебно - познавательной деятельности учителя; внедрение инновационных технологий образования должно ста т ь педагогической ценностью у учителя; в содержании образования учителя большое место отводится самостоятельной творческой работе. Таким образом, совреме нное общество нуждается в учителе, способном к постоянному развитию, с развитой готовностью к положительному разрешению противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Именно поэтому в программу подготовки учителя необходимо заложить та кое содержание его профессионального образования, которое нацеливало бы его на творческие способы в выстраивании своей собственной индивидуальной профессионально - личностной стратегии, которую можно разработать, если педагог владеет современными технологиям и об разования, способен к активной позиции; к разработке и анализу инновационной деятельности.