Презентация по психологии на тему Программа фасилитации подростков, демонстрирующих суицидально ориентированное поведение
Программа фасилитации подростков, демонстрирующих суицидально ориентированное поведениеАвтор-составитель: Удоева И.С. педагог – психолог ГОУ ЯО Переславль-Залесского санаторного детского дома
Фасилитатор – это не тот, кто сам выполняет определенную задачу, а тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки.Фасилитация - (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемойсуицид как социальное явление - устойчивый статистический факт фасилитирующее общение как вид взаимодействия, в ходе и в результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектовфасилитирующее общение в духовно-ценностном поле его участников порождает их нравственное самопреобразование и совершенствованиеАктуальность
Отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение имеет следующие формы:суицидальное поведениепищевая или химическая зависимость фанатическое поведениеаутическое поведениедеятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).Аутодеструктивное поведение
проявляет открытость, естественность, довериеумеет взглянуть на мир глазами другогоне позволяет себе составлять ни о ком окончательного мнениясопереживает своим воспитанникам, стремится проникнуть в мир чувств детейтеплое, принимающее отношение к человеку, который пришел к нему за помощьюискреннее, естественное, сохраняющее собственное «Я» поведениеПедагогический подход
Задачи:Определить основные теоретические положения фасилитации подростков, имеющих склонность к суицидальному поведениюОпределить методы и приемы диагностики суицидального рискаОпределить методы и приемы работы по предотвращению суицидального поведения Цель: организация процесса фасилитации подростков с целью предотвращения суицидального поведения
. Суицидальное поведение -- различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизниСуицид (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Внутренние формы:антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.);суицидальные замыслысуицидальные намеренияВнешние формы:суицидальные высказываниясуицидальные попыткизавершенный суицидФормы суицидального поведения
Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидентаАктивная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессииПоощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стрессаМетоды оказания помощи подростку, демонстрирующему суицидальное поведение
Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) Выявление суицидального риска у детей ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)Опросник суицидального риска модификация Т.Н. РазуваевойОпросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности»Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП)(В.Франкл)Тест «Незаконченные предложения»Диагностика риска суицидального поведения
снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятнойотсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызываютпробуждение утром за два (или более) часа до обычного временивнешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитациязаметное снижение (повышение) аппетитаснижение весазаметное снижение либидоснижение энергииповышенная утомляемостьСоматические признаки депрессивного состояния
снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждениячрезмерное и неадекватное чувство виныповторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение, нерешительностьнарушение ясности или эффективности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято даже за органическую деменциюПсихологические признаки депрессивного состояния
скрытый гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить; тяжелая потеря; положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надеждычеловек охвачен чувством беспомощности;уход из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать Признаки надвигающегося суицида
истинныйдемонстративный скрытыйОсновные группы суицидов
направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданнымсуициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизниособенностью являются размышления и переживания по поводу смысла жизниИстинный суицид
не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалогможет быть предпринята попытка своеобразного шантажа, смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайностиДемонстративный суицид
вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результатдействия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исходаповедение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизнивыбирается не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение (рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта употребление сильных наркотиков, и самоизоляция) Скрытый суицид
открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах родственникам, любимымкосвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.)фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т. п.)изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливыхсужение круга контактов, стремление к уединению и другие.Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства
заниженная самооценкавысокая потребность в самореализациисенситивность, эмпатичностьсниженная способностью переносить больвысокая тревожность и пессимизмтенденция к самообвинениюсклонность к суженному (дихотомическому) мышлениютрудности волевого усилиятенденция ухода от решения проблемПсихологический портрет личности
важно уделить достаточно внимания активному слушаниюактивный слушатель -- это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и понятыИндивидуальная профилактическая беседа
разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседеуделять все внимание собеседникупостоянное уточнение смысла сказанного дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая егоговорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинствапроизносить только позитивно-конструктивные фразыРекомендации по ведению беседы
Начальный этап -- установление эмоционального контакта Второй этап--установление последовательности событийТретий этап -- совместная деятельность по преодолению кризисной ситуацииЗавершающий этап -- окончательное формулирование плана деятельностиЭтапы профилактической беседы
установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерстваважно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критикинеобходимо добиться восприятия фасилитатора, как человека чуткого, заслуживающего доверияНачальный этап профилактической беседы
установление последовательности событий, которые привели к кризисуснятие ощущения безысходностиПрименяем следующие приемы:«преодоление исключительности ситуации»«поддержка успехами» Второй этап профилактической беседы
совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации«планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков«держание паузы» -- целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативуТретий этап профилактической беседы
окончательное формулирование плана деятельностиактивная психологическая поддержка суицидента«логическая аргументация»«рациональное внушение уверенности»Заключительный этап профилактической беседы
Представить себя в безвыходной ситуации Прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсыПопытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желанийПосле этого суициденту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях Метод когнитивной репетиции
тренинг проблем — разрешающего поведенияТренинг поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказанияиндивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Социально-психологический тренинг проблем-разрешающего поведения
навыки практического применения активной стратегии решения проблемсовершенствование поиска социальной поддержкипреодоление пассивной стратегии избеганиясовершенствование самоконтроляанализ и замена позиции «значимых других»выработка мотивации на достижение успеха Ожидаемые результаты
Деятельность фасилитатора при оказании помощи подросткам, склонным к суициду должна быть направлена:на выяснение причин, которые привели человека к кризисуна организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуациина активную поддержку, способную помочь подростку преодолеть желание совершить самоубийствоВывод
http://allbest.ru/http://hrm.ru/psikhologija-deviantnogo-otklonjajushhegosja-povedenijahttp://www.referat911.ru/Pedagogika/tehnologii-raboty-socialnogo-pedagoga-s/134696-2077786-place4.htmlhttp://pciholog1.ruhttp://www.zadachi.org.ruВестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001.- №3.- с. 32-39. Информационные источники
Спасибо за внимание