Статья на тему МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ФАСИЛИТАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Выступление на педсовете
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ФАСИЛИТАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
«это просто удивительно, что современные методы обучения еще не совсем уничтожили допытливость исследования; так как этот деликатный нежный росток, кроме поддержки, требует, прежде всего, свободы, без которой полностью и неминуемо гибнет.» Альберт Эйнштейн
Обучение означает инструктировать, информировать, сообщать, отдавать приказ.
Обучение и передавание знаний имеет смысл лишь в статичной среде. Вот почему его не поддавали сомнению на протяжении столетий. Но современный человек живет в среде, которая постоянно изменяется.
Например, физика, которую сейчас изучают ученики, устареет через лет 10. так называемые «факты истории» очень зависят от текущего момента и характера культуры. Химия, биология, генетика, социология находятся в таком постоянном развитии, что незыблемое утверждение, сделанное сегодня, может измениться к тому времени, когда ученик соберется использовать эти знания.
Мы столкнулись с совершенно новой ситуацией в образовании, где целью обучения, если мы хотим выжить, становится фасилитация (в переводе – облегчать, способствовать, помогать, создавать благоприятные условия).
Фасилитация обучения – это то как, чему и когда ученик учится, и как обучение представляется и чувствуется изнутри.
Обучается лишь тот, кто научился учиться, кто способен адаптироваться и меняться, кто сообразил, что никакое знание не надежно, что только процесс поиска знаний дает основу для уверенности. Опора на процесс изменений важнее, чем статичные знания – единственное, что имеет какой-то смысл как цель обучения в современном мире.
Вызволить интерес, позволить личности двигаться свободно, без регламентаций, в новых направлениях, продиктованных их собственными интересами, дать волю любознательности, создать почву для сомнений и исследований, усвоить, что знания находятся в процессе изменений.
Именно в таких условиях вырастают настоящие ученики, творческие ученые, врачи, юристы – те личности, которые смогут жить в тонком, изменчивом мире.
Но как достичь этой новой цели? Уже известны условия, которые способствуют самоинициированному, значимому, основанному на опыте, который глубоко задевает личностные интересы, научению целостной личности.
Мы не часто беспокоимся о создании этих условий, так как они означают настоящую революцию в подходе к обучению, а революция не для слабых.
Фасилитация базируется на позиционных особенностях личностных отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учеником
Какие же особенности, отношения, которые способствуют обучению?
1. Способность фасилитатора обучения быть откровенным.
Если ф вступает в контакт с учеником без преподнесения себя в выгодном свете «без фасада», он может быть намного эффективнее. Это означает, что он входит в прямые межличностные отношения с учеником. Ему может нравиться или не нравится результат работы ученика, но при этом он не будет считать, что это объективно хорошо или плохо или что ученик плох или хорош. Он просто проявит свои чувства и переживания по этому поводу.
Таким образом, он личность для своих учеников, а не безликое воплощение требований учебного плана и не стерильная труба, через которую знания передаются от одного поколения к другому.
Большинство учителей скрывают от учеников свои настоящие чувства. Они достаточно трезвы, для них привычно, прейдя в школу, надеть маску, роль, «фасад» учителя и носить его весь день.
Конечно, быть естественным не всегда просто, и этого состояния не достигают внезапно, но это основа для человека, который хочет стать такой революционной личностью, как фасилитатор обучения
2 Признание ценности, принятие, доверие.
Фасилитатор обучения воспринимает как тревогу и нерешительность ученика, так и его удовлетворение от достижения нужного результата.
Такой учитель может принимать отсутствие интереса к тому, что он предложил, и спонтанное желание ученика исследовать то, что ему хочется, так же как и его усилия в выполнении учебной программы. Он может принимать те чувства, которые не мешают, и те, которые помогают обучению – соперничество, непризнание авторитета, неуверенность в своих способностях. Это и есть признание ценности ученика как недоскональной личности с богатством чувств и множеством потенциальных возможностей.
Признание ценности или принятие ученика – это действенное выражение очень важной веры в возможности человека.
Очень мало учителей захотят использовать этот метод, ведь они думают, что утратят уважение учеников. Наоборот. Они приобретают уважение благодаря способности разговаривать с учениками на их уровне, а не свысока. Это чудесный опыт, где люди слышат друг друга и действительно общаются на зрелом интеллектуальном уровне.
Следующая особенность, которая создает микроклимат для самоинициированного обучения – эмпатичное понимание.
Этот вид понимания значительно отличается от оценочного понимания по типу «я понимаю, что в тебе неправильно». Если же есть чувственная эмпатия, реакция ученика приблизительно такая: «Наконец-то кто-то понимает, как я это чувствую и представляю, без желания анализировать или осуждать меня. Теперь я могу расти и развиваться».
О таком «стоянии в чужих ботинках», восприятии мира глазами ученика, почти не было слышно в классе. Но когда это случается, то неимоверно раскрепощает.
Как глубоко благодарны ученики, когда чувствуют, что их просто понимают – не оценивают, не судят, а просто понимают с их собственной точки зрения, а не с учительской.
Когда фасилитатор создает даже в незначительной мере в классе микроклимат непринужденных отношений, ценностного признания и эмпатии, он обнаруживает, что делает революцию в образовании.
Происходит обучение с иным качеством, в ином темпе, с большей степенью эффективности. Чувства позитивные и негативные, смешанные становятся частью опыта класса. В связи с этим обучение становится жизнью, и очень насыщенной жизнью. Ученик становится на собственный путь к становлению, к обучению, к изменениям в себе.
Личности, которые поддерживают такие отношения, достаточно смелые, чтобы действовать в них, они не просто модифицируют школьные методы – они коренным образом превращают их.
Они не выполняют почти ни одной из функций учителя. Уже не правильно называть их учителем. Они – катализаторы, фасилитаторы, которые дают ученикам свободу жизни и возможность учиться.
Если нам нужны граждане, которые смогут жить творчески в этом изменчивом мире, тогда мы должны помочь им стать самостоятельными и инициативными.
15