Урок по географии для 10 класса «Экономико-географическая характеристика Африки»
Валиева Фарида Мансуровна
МБОУ «Татарско-Толкишская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ
Модель урока состоит из 3-х неразрывных частей:
1. Информационной – планирование потоков информации.
2. Психологической – планирование развитие ученика.
3. Кибернетической – построение управления деятельностью.
Учебный процесс на уроке - это творческая модель процесса познания.
Методы обучения: активные и интерактивные.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Средства обучения: разнообразные источники информации, в том числе, материалы прессы, Интернет ресурсы, аудиовизуальные, мультимедийные.
Виды контроля: учительский, самоконтроль и взаимоконтроль. Типы контроля: отметочный, безотметочный, бальный, рейтинговый.
Претворены идеи и положения новых технологий обучения:
- гуманно-личностных – уважение и любовь к личности школьника;
отсутствие принуждения.
- сотрудничества – демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ученика, сотрудничество и сотворчество.
- свободного воспитания – ученику предоставляется свобода выбора и самостоятельности в учебной деятельности.
Включены элементы новых технологий обучения:
- коллективного обучения – работа в парах постоянного и сменного состава, в группах - поддержки.
- уровневого обучения – минимального, общего, продвинутого.
- личностно-ориентированного - разностороннего, свободного, творческого развитие ребенка с учетом его индивидуальных способностей.
- саморазвивающего обучения – развитие Я-концепции личности- самообразования, саморазвития, самовоспитания, самоконтроля ученика.
- компьютерного обучения.
Использование ИКТ на уроке
Презентация «Визитная карточка Африки»
Презентация «Хозяйство Африки»
ЦОР «1С: Образовательная коллекция. Экономическая география мира, 10 класс».
Задания выходного контроля в электронном виде.
Данный урок – урок самостоятельной деятельности и личной ответственности ученика. Он представляет собой работу учащихся в читальном зале библиотеки. Он живой, подвижный, общительный. И главное, что он очень эффективен.
1. СТРУКТУРА УРОКА
ТЕМА УРОКА. Экономико-географическая характеристика Африки.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ.
Учебные элементы:
УЭ-0 - Интегрирующая цель урока
УЭ-1 - Проверка домашнего задания
УЭ-2- Входной контроль
УЭ-3 - Изучение нового материала
УЭ-4 - Выходной контроль
УЭ-5 - Домашнее задание
УЭ-6 – Рефлексия
УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ.
Минимальный – 1-ый уровень
Общий – 2-ой уровень
Продвинутый – 3-ий уровень
ВРЕМЯ УРОКА.
90 минут
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 0.
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ.
Уровень 1, 2, 3.
Время: 5 мин.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
1.Изучить самостоятельно тему урока.
2.Выявить основные особенности политической карты, природы, населения и хозяйства Африки.
3.Уметь работать с разными формами ИКТ и источниками географических знаний.
4.Составить конспект и сформулировать выводы по главным вопросам темы урока.
5.Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
6.Учиться культуре общения и оценивать свои знания и умения, а также учащихся.
7.Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. Запишите в тетради дату, тему урока и свой уровень. Слева запишите столбиком все учебные элементы, где рядом будите указывать время и выставлять баллы.
Внимание!
Если у вас на уроке останется свободное время, то выполни дополнительное задание в конце модуля.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 1.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
Уровень: 1, 2, 3.
Время: 15 мин.
Баллы: 5 (максимум)
Самопроверка и самооценка.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Задачи: вспомнить ранее изученный материал по Африке и настроиться на получение новых знаний на данном уроке.
Задание №1.
1.Ученическая презентация «Визитная карточка Африка»
Задание №2
Входной тест (задания теста прилагаются в конце модуля).
Слушают все учащиеся и дают устную рецензию.
Выполняют все уч-ся в тетрадях.
При затруднении – воспользуйся помощью учителя.
Проверь свои ответы в конце модуля.
Каждый верный ответ оценивается 0,5 балла.
Выстави себе количество набранных баллов в тетрадь.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 2.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Уровень 1, 2, 3.
Время: 5 мин.
Оценка: «зачет» или «незачет»
Работа в парах.
Взаимопроверка.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Задачи: проверить и оценить домашнее задание.
Задание №1.
Проверка контурных карт – 4-х заданий.
(задания прилагаются в конце модуля).
Проверить контурные карты друг у друга.
«незачет» - отметка понижается на балл.
У р о в е н ь : 1.
Консультант: Багаутдинова Алсу
Время: 40 мин.
Баллы: 10 (максимум)
Работа в парах сменного состава.
Взаимооцека.
Оценивается по 5-ти бальной системе.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
1-ый вариант
Задачи: сформулировать основные выводы по каждому пункту типового плана характеристики региона и подготовься к беседе по данной теме.
Задание №1. Прочитать содержание учебного материала по данной теме на стр.273-281 учебника.
Запиши в тетрадь главные выводы по каждому пункту плана. Дополнительно можно использовать контурные карты.
План характеристики региона.
1.Политическая карта.
2.Природные ресурсы.
3.Население.
4.Хозяйство.
5.Вывод по всей теме.
2-ой вариант
Задачи: заполнить таблицу и подготовься к беседе по содержанию таблицы.
Задание №1.
1. Перед чтением материала в учебнике заполни вторую графу таблицы условными знаками:
+ знаю
– не знаю
2. После чтения материала в учебнике запиши ответы в третью графу таблицы, то есть ответь на вопросы, которые ты ранее не знал. Можно дополнительно использовать атлас и контурные карты.
Задание №2 ( общее для 2-х вариантов)
1.Взаимопроверка выполненных заданий
Выбери свой вариант изучения нового материала №1 или №2.
Пункты плана не переписывать в тетрадь
Обрати внимание на главные особенности ЭГП и ПГП Африки.
Внимание на нерациональное
природопользование.
Запиши определение понятия «геноцид» и обрати внимание на проблему беженцев в Африке.
Обрати внимание на колониальный тип ОСХ и монокультурную специализацию хозяйства.
Смотри учебник стр.286
Таблица прилагается в конце модуля.
При затруднении обратись за помощью к учителю.
По сигналу консультанта создаете свою пару.
Сосед оценивает письменную часть работы по 5-ти бальной системе и устную часть тоже по 5-ти бальной системе.
При разногласиях – обращаться к консультанту.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 2.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
У р о в е н ь : 1.
Время: 40 мин.
Баллы: 10 (максимум)
Самостоятельная работа под руководством учителя.
Оценка учителем по 10-ти бальной системе.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Задачи: составить тезисы к типовому плану или краткий конспект, пересказать содержание материала и ответить на вопросы.
Задание №1.
Мини-лекция учителя с использованием ЦОР «Экономическая и социальная география мира, 10 класс ».
Составить тезисы к плану или краткий конспект.
План социально-экономической характеристики Африки.
1.Территория, границы, государственный строй стран, положение.
2.Природные условия и ресурсы.
3.Население.
4.Хозяйство
5.Вывод
Задание № 2.
Перескажи содержание тезисов или конспекта учителю и ответь на его вопросы. Выбери форму изучения нового материала – составление тезисов или конспекта.
До начала лекции ознакомься с пунктами типового плана.
Во время лекции можно делать необходимые записи в тетради.
При затруднении обратись за помощью к учителю.
Дай сигнал учителю.
Проверяет и оценивает учитель.
У р о в е н ь : 3.
Руководитель группы: Сафин Разиль
Время: 40 мин.
Работа в группах поддержки.
Рейтинговая система оценивания.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Задачи: принять активное участие в дискуссии, соблюдая правила ее ведения.
Задание №1.
Обсуждение вопросов по данной теме.
1.Можно сказать, что политическая карта Африки – это зеркало ее колониального прошлого.
2.Африка богата природными ресурсами, но уровень развития стран низкий. Почему?
3.Плюсы и минусы демографического взрыва в Африке.
4.Проблемы и пути развития хозяйства Африки.
Задание №2
Подведение итогов дискуссии.
Совместное обсуждение готовности к дискуссии и окончательный выбор вопросов для данной дискуссии.
Внимательно выслушать правила дискуссии.
Каждое выступление оценивается 2 баллами.
Обмен мнениями.
Оценивает и объявляет итоги дискуссии руководитель группы.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 4.
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
Уровень: 1, 2, 3.
Время: 10 мин.
Баллы: 10 (максимум).
Индивидуальная работа.
Самопроверка.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Задачи: Проверить знания и умения по данной теме.
Задание №1.
1.Выходной тест по данной теме.
Открой файл «Африка. Выходной контроль».
Найди тест своего уровня. Выбери один вариант и выполни его.
Будь внимателен! Ответы оценивает компьютер.
Запиши в тетрадь полученную отметку.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 5.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Уровень: 1, 2, 3.
Время: 5 мин.
Фронтальная работа.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Задачи: Закрепить изученный материал по теме Африка на творческом уровне.
Задание №1.
1.Видеоролик «Национальный парк Крюгера в ЮАР» из серии лучшие фильмы о путешествиях. ЖИВИ И УДИВЛЯЙСЯ.
Часть 2. ЗАО «ЛАЗЕР – ВИДЕО. Мультимедиа.
Задание №2 по уровням.
Уровень: 3.
Вам предлагается озвучить видеоролик, то есть написать сценарий.
Уровень: 2.
Вам предлагается написать аннотацию на видеоролик.
Уровень: 1.
Вам предлагается поставить три вопроса по содержанию данного ролика и дать письменные ответы.
Просмотр видеоролика.
Будь внимателен. Обрати внимание на природу, растительный и животный мир.
Задания выполняются дома.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ – 6.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Уровень: 1, 2, 3.
Время: 10 мин.
Индивидуальная работа.
Учебный материал с указанием заданий Руководство
Итог урока.
Количество баллов Отметка
1-й уровень2-ой уровень3-ий уровень
25-23 25 и более «5»
25-20 22-20 23-22 «4»
20-15 19-17 «3»
При получении «незачета» за домашнее задание отметка снижается на 1 балл.
Самоанализ.
1.Достиг ли я цели урока?
2.Имеет ли для меня личное значение, полученные знания и умения на уроке?
3.Какова трудность заданий урока?
4.Оценка помощи ребят (учителя) мне на уроке?
5.Степень моей увлеченности работой на уроке?
6.Хотелось бы чаще проводить такие уроки? Выставить себе итоговую отметку
Оценивается по 5-ти бальной системе на отдельном листе, который прилагается в конце модуля.
Напиши «да» или «нет».
2. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УРОКА
Дополнительное задание.
Выполняют учащиеся, у которых осталось свободное время на уроке.
Задание выполняется на отдельном листе. Он прилагается в конце модуля.
Задание №1.
Впишите в горизонтальные клетки названия государств, колониями которых были ниже перечислены страны и найдите в выделенной колонке ключевое слово.
1.Нигерия
2.Мозамбик
3.Конго (Киншаса)
4.Название территории, принадлежавшей до 1918 года Германии.
5.Мали
6.Ливия
7.Западная Сахара
1 2 3 4 5 6 7 Опережающее домашнее задание
Задание №1.
На политической карте Африки отметить.
1. Следующие страны:
- крупная по площади (Судан);
- крупная по населению (Нигерия);
- монархии (Марокко, Лесото, Свазиленд);
- федерации (Нигерия, Эфиопия, ЮАР).
- пограничные конфликты (Эфиопия-Сомали, Марокко - Западная Сахара, Чад-Ливия и другие.)
Задание №2.
На экономической карте Африки отметить.
1.Крупнейшие запасы полезных ископаемых:
- нефть, природный газ – Алжир, Ливия, Нигерия;
- фосфориты – Марокко;
- марганцевые руды – Габон;
- алюминиевые руды – Гвинея;
- медно-кобальтовые руды – ДРК, Замбия;
- алмазы – Намибия, Ботсвана;
- каменный уголь, урановые и марганцевые и хромовые руды, золото, платина, алмазы – ЮАР.
2.Крупные реки, озера и водохранилища: Нил, Конго, Нигер, Замбези. Виктория, Танганьика, Ньяса. Виктория, Кариба, Насер (Асуан), Вольта.
Задание №3.
На карте населения Африки отметить.
1.Тип воспроизводства населения – 2-ой.
2.Северная Африка - афразийская семья, арабский язык, ислам.
3. Тропическая Африка (к югу от Сахары) - нигеро-кордофанская семья, народ банту, традиционные и другие верования.
4.Плотно населенные районы: дельта Нила, побережья Средиземного моря, Гвинейского залива, юго-восточное побережье материка.
5.Крупнейший город – Лагос, крупнейшая агломерация – Каирская.
Задание №4.
На экономической карте Африки отметить.
1.Страны – экспортеры:
- какао - Кот-д-Ивуар, Гана …
- кофе - Эфиопия …
- чай – Танзания, Кения …
- пальмовое масло – Нигерия, Бенин …
- арахис - Сенегал …
- цитрусовые, оливки – Марокко, Тунис, ЮАР …
- хлопок – Судан, Египет, Чад …
- сизаль – Танзания …
2.Потребительские культуры: просо, сорго, кукуруза, ямс, батат, маниока …
Входной тест
1.Какое из утверждений верное?
А) Африку пересекает экватор, начальный меридиан, северный и южный тропики.
Б) Африку пересекают экватор и два тропика.
2. Какой океан не омывает Африку?
А) Тихий
Б) Атлантический
3. Средиземное море и Красное море соединяет ….
А) Гибралтарский пролив
Б) Суэцкий канал
4. Водопад Виктория открыл
А) Д.Ливингстон;
Б) Васко да Гама.
5. В Африке преобладают равнины, так как в основании материка лежит тектоническая структура
А) складчатость;
Б) платформа.
6. Самая высокая точка Африки -
А) вулкан Камерун
Б) вулкан Килиманджаро
7. Самый жаркий материк
А) Австралия;
Б) Африка.
8. Самая длинная река мира
А) Амазонка;
Б) Нил.
9. Шимпанзе обитают в природной зоне
А) саванне;
Б) влажных экваториальных лесов.
10. Баобабы растут в природной зоне
А) пустыне;
Б) саванне.
Таблица «Африка»
Основные
черты Что я знал до урока?
Что нового узнал на уроке?
Политическая карта
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Площадь материка
Количество населения
Количество стран
Крупная страна по площади
Крупная страна по населению
Государственный строй
2. ЭГП
Приморское
Соседское
Внутриконтинентальное
3. ПГП
Очаги напряженности и горячие точки
Организация для укрепления единства и сотрудничества государств
Природные условия и ресурсы
Минеральные ресурсы
Земельные ресурсы
Агроклиматические ресурсы
Лесные ресурсы
Природоохранные мероприятия
Население
1.ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ
Тип воспроизводства
Демографический взрыв
Демографическая политика
Продолжительность жизни
2.СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ
Этнический состав
Межэтнические конфликты
Религии
Государственные языки
3.РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Плотность населения
Урбанизация
Крупнейший город и агломерация
Миграционные процессы
4. ПОНЯТИЕ
«Геноцид»
Хозяйство
ВОПРОСЫ
1. Место Африки в мировом хозяйстве
2. Отраслевая структура
3. Территориальная структура хозяйства
4.Африка в международном разделении труда
5.Меры по преодолению отставания в экономике
ПОНЯТИЯ
Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства
Монокультура
Главный вывод по данной теме
3. ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Итоги обученности учащихся.
№ п/п Показатели
Количество
Человек
%
1 Подтвердили свой уровень обученности 14 48
2. Снизили уровень обученности 0 0
3. Превысили свой уровень обученности 15 52
-114300-3175
2. Итоги анкетирования уч-ся.
№ п/п Вопросы Количество уч-ся
%
1. Понравился урок
25 90
2. Не понравился урок
1 3
3. Воздержались
2 7
0169545