Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний о глаголе, 3 класс


Урок русского языка
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Раздел программы: «Морфология» (Части речи).
Программа «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы, 2011
Технология: личностно-ориентированного урока
Тип урока: Урок повторения и обобщения полученных знаний.
Цель урока: Систематизация существенных признаков глагола
как части речи.
Задачи урока:
Познавательные:
Закрепить умение определять время, число глаголов;
Закрепить умение определять грамматические признаки глаголов;
Узнать о родном посёлке Велетьма.
Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление;
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родному краю;
Расширять кругозор и знания по краеведению.
Планируемые результаты:
Личностные: - проявляет учебно-познавательный интерес к учебному
предмету.
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные: - определяет цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
- учится работать по предложенному учителем плану.
- корректирует работу по ходу её выполнения,
самостоятельно оценивает.
Познавательные: - делает выводы о результате самостоятельной работы
класса.
- анализирует, сравнивает, группирует различные
факты, объекты по теме «Глагол».
Коммуникативные: - слушает и понимает речь других
- договаривается и приходит к общему решению в
совместной деятельности с одноклассниками.
- осуществляет взаимоконтроль, самоконтроль.
Средства обучения: Учебник « Русский язык» для 3 класса начальной школы. В.двух частях. Часть 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. –М. : «Просвещение», 2013 год.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная работа, игра, самооценка, взаимопроверка, частично-исследовательские приемы.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с текстом.
Ход урока
I. Оргмомент. Слайд 2
- На вас надеюсь я, друзья!
Дети: Мы хороший, дружный класс
Всё получится у нас!
II. Самоопределение к деятельности.
- О чем идет речь? (загадка о глаголе)
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт!
Летит ракета
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
Слайд 3, 4
III. Постановка учебной задачи.
- Мы заканчиваем работать с глаголами.
- Какие задачи мы поставим к уроку-обобщению?
- Главные задачи нашего урока: закрепить умение определять время, лицо, число глаголов. Слайд 4
- Наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами совершим небольшую экскурсию по нашему посёлку не выходя из класса. Слайд 5,6
- Как называется наш рабочий посёлок? (п. Велетьма)
- Что бы вы хотели узнать о нашем родном п. Велетьма?
- Сначала мы заглянем в историю посёлка, узнаем, поговорим о природе нашего края, традициях и достопримечательностях нашего посёлка. Слайд 6
IV. Минутка чистописания.
- Открываем тетради, записываем дату.
- Запишем слово «глагол», разделим на слоги, поставим ударение.
- Назовите все буквы, из которых состоит данное слово.
- Запишите эти буквы. Слайд 8
Актуализация знаний
А) Немного истории. Слайд 9, 10
- Народное предание связывает название «Велетьма» с походом Ивана Грозного на Казань в 1552 году: якобы удивлён был царь обилием и густотой лесов в этом месте и воскликнул: «Велия тьма!»
А некоторые исследователи связывают возникновения названия «Велетьма» с мордовским языком.
Что же получится, если перевести? Чтобы узнать отгадайте загадку:
Слайд 11
Пробегает рощу –
Моет и полощет,
Пробежала вдоль лужка –
Искупала пастушка.
Речка.
«Велеть» – это «домики диких пчёл», «ма» – «текущая вода». Если перевести, то получится красивое название «ПЧЕЛИНАЯ РЕЧКА».
Задание: выпишите из текста глаголы. Определите время глаголов, у глаголов в настоящем времени определите число, у глаголов в прошедшем времени – род. Поставьте все глаголы в неопределённую форму.
ВЗАИМОПРОВЕРКА Слайд 12.
- Назовите глаголы прошедшего времени. Чем они отличаются от других форм глагола?
Слайд 13
- В районе Велетьмы находились залежи железной руды, обилие лесов, много рек и речушек, близость к торговым путям. Всё это привлекло братьев Баташёвых, и они в недолгий срок в середине 18 в. построили железоделательный завод в Велетьме.
- На берегах реки Велетьма были выстроены казармы для рабочих (в настоящее время это ул. Комлева).
- Для пропитания семейным были отведены небольшие огороды. Каждое воскресенье в Велетьме был базар. В конце 18в. была выстроена церковь.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с текстом.
Слайд 14
Начало и окончание работы возвещал колокол. Тяжело приходилось рабочим. Рабочий день был 12-14 часов. Работа в ночное время велась при свете лучины. Самый дешевый труд был подростков и детей. Часто после смены родители уносили их на руках. В заводе работали до 800 человек. За малый поступок смотритель мог наказать розгами или отдать в солдаты. Но, не смотря на тяжёлый труд, рабочие завод любили, считали его родным и относились к нему с уважением, содержали в полном порядке.
- Поработаем с текстом. Задание: Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста. Подчеркните все глаголы в тексте. Что обозначают глаголы? В какой форме употреблены глаголы в тексте? Подчеркните основу 1-го предложения. Какой вывод можно сделать? (глаголы в предложении обычно являются сказуемыми).
- В 1895 году Велетьминский завод был закрыт. И только в 1936 году на месте железоделательного завода был организован рыбхоз «Велетьма», который и в настоящее время продолжает работать. Слайд 15
Работа по учебнику.
Б) Природа края Слайд 16
- Пришло время поговорить о природе края.
- Какое время года сейчас? Что мы наблюдаем весной в природе?
- Находим упр. 235 на стр. 129 Слайд 17
- Городским ребятам, чтоб посмотреть на эту красоту приходится выезжать за город, а мы с вами любуемся этим каждый день.
Задание: Прочитайте текст. Какую картину вы представили? Что услышали, читая строки? Какую роль выполняют глаголы в стихотворении?
РАБОТА по вариантам: 1в. – списать первое четверостишие, выполнить морфологический разбор слова «белеет».
2 в. – списать второе четверостишие, выполнить морфологический разбор слова «выслала»
Физминутка. Слайд 18
VIII. Работа по развитию речи.
В) Традиции посёлка. Слайд 19.
- Ребята, а вы знаете, что такое традиция? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? (в толковом словаре). Слайд 20.
- Какие традиции есть в нашем посёлке? Послушаем, что вы знаете о традициях нашей малой родины.
Слайд 21.
- Много лет назад появилась новая традиция: 9 мая в центре посёлка проводить торжественную линейку, посвященную дню Победы нашей армии над фашистскими захватчиками. Это событие отразилось и в народном творчестве. О доблести русских солдат много сложено пословиц. Давайте запишем несколько пословиц и объясним их смысл:
Мир строит, а война разрушает.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили. Слайд 22.
- Найдите глаголы-антонимы.
Г) Достопримечательности посёлка. Слайд 23.
- Какие достопримечательности есть в нашем посёлке? Слайд 24.
IX. Дифференцированная работа с текстом. Слайд 25, 26.

1 уровень.
ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы в тексте, пользуясь словами для справок. Выделить грамматическую основу в первом предложении.
Мы ____________по лесу и _____________ к лесной речке. Мы _____________ за жизнью водоёма. ____________ тёплый ветерок. Он __________ рябь по поверхности. В толще воды ________, _______________, ________________ мелкие рыбки. Невольно ____________ на них, _________________ красивым видом.
Слова для справок: исчезают, бродим, засмотришься, дует, понаблюдаем, выходим, залюбуешься, крутятся, гонит, появляются.2 уровень.
ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы, поставив их в нужную форму. Разобрать первое предложение по членам предложения.
Мы ____________по лесу и _____________ к лесной речке. Мы _____________ за жизнью водоёма. ____________ тёплый ветерок. Он __________ рябь по поверхности. В толще воды ________, _______________, ________________ мелкие рыбки. Невольно ____________ на них, _________________ красивым видом.
Слова для справок: исчезать, бродить, засмотреться, дуть, понаблюдать, выходить, залюбоваться, крутиться, гнать, появляться.X. Рефлексия.
- Чем мы занимались на протяжении всего урока?
- Ребята, как вы считаете? Справились вы с задачами урока? Слайд 27.
- Поиграем в игру «Верю – не верю»: Слайд 28.
1. Глагол – это часть речи.
2. Глагол изменяется по падежам.
3. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
4. Глагол с частицей НЕ пишется слитно.
5. В 18в. Братья Баташёвы построили в Велетьме железоделательный завод.
6. Глагол в прошедшем времени изменяется по родам.
7. Глагол не изменяется по числам.
8. Одна из традиций нашего посёлка – проводить торжественное мероприятие, посвящённое Дню Победы
XI. Итоги урока.
- Оцените с помощью светофора свою работу на уроке.
- Уроком я очень довольна. Молодцы, ребята! Слайд 29.