Анализ урока по истории России по теме: Эпоха Ивана III
Анализ посещенного урока по истории России в 6 классе.
Выполнила: Вилкова Елена Владимировна
Учитель: Шапошникова Алла Владимировна – учитель 1 квалификационной категории.
Стаж работы: 7 лет.
Программа: под редакцией А.А. Данилова.
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России (с древнейших времен до конца XVI в.). Учебник для 6 класса общеобразов. учрежд. Рекомендовано Министерством образования Р.Ф., 3-е издание. – М. «Просвещение», 2009 г.
Цель посещения: прохождение педагогической практики.
Тема урока: «Эпоха Ивана III».
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока:
Презентация по теме урока;
Основные понятия и термины (сменные таблицы);
Даты;
Карта: «Образование централизованного государства»;
Таблица: «Правители России»
Герб Московского княжества (электронный диск «Символы Российского государства»)
Цель проводимого урока: раскрыть ход объединения русских земель вокруг Москвы и оценить роль Ивана III в данном процессе.
В начале урока учитель четко поставил перед учащимися цель и задачи урока. Актуализация знаний на основе высказывания историка Н.Н. Кастомарова, способствовала складыванию интереса к уроку, положительно настроила учащихся на работу.
Данный урок проведен в системе уроков по данной теме и курсу в целом логика и структура урока соответствует логике комбинированного урока.
Повторение ранее изученного продемонстрировала разнообразные формы контроля: фронтальный опрос понятий, письменные индивидуальные задания для слабых учащихся, работа со схемой органов управления Новгорода. Учитель добивался от учащихся развернутых ответов по вопросам, аргументации своего мнения. Обсуждение закончилось формулированием вывода и постановкой задач на урок.
Постановка проблемной задачи - на основе высказывания Н.Н. Костомарова о нравственном критерии оценки вклада Ивана III в русскую историю, активизировала учащихся. Таким образом, урок имел высокую воспитательную направленность.
Содержание материала соответствовало требованиям государственной программы и возрастным особенностям учащихся. Представленный наглядный материал способствовал удержанию высокого темпа урока, генерализации идей со стороны учащихся, высокой степени заинтересованности.
Учитель продемонстрировал хорошую технику работы с ИКТ, эффективность использования наглядных пособий. Учащиеся продемонстрировали навыки работы с исторической картой.
Учитель использовал разнообразные приемы активизации деятельности учащихся на этапе изучения нового материала:
Постановка проблемных вопросов;
Анализ исторического документа;
Работа с наглядным материалом;
Групповая работа по закреплению дат и понятий урока;
Индивидуальные задания;
Сюжетный рассказ учителя.
Учебный материал изложен полно, достоверно. В ходе выполнения главного проблемного задания, учащиеся смогли сформулировать свое отношение к личности Ивана III, аргументировать свою точку зрения.
На уроке была создана атмосфера сотрудничества, поиска. Активность класса, степень рациональности и эффективности используемых методов были высоки.
Учитель четко провел закрепление понятийного аппарата, дат.
Объем домашнего задания не превысил допустимый уровень. Работа над домашним заданием должна была способствовать дальнейшей систематизации знаний учащихся. Задания носили закрепляющий характер, развивающие навыки работы с картой, понятиями темы.
Задания сопровождал инструктаж учителя.
В целом можно сделать следующий вывод: цели и задачи урока были достигнуты, учитель использовал современные методы и технологии обучения, урок прошел на достаточно высоком историческом уровне сложности.
______________________________ __(Вилкова Е.В.)____
Подпись стажера (практиканта) (расшифровка)