Конспект открытого урока Эпоха Петра Первого(повторительно-обобщающий урок)
Тема: «Эпоха Петра Первого» (повторительно – обобщающий урок) в 7 классе
Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, ихсистематизация – приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Образовательные цели:• Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
Развивающие цели: • развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;• повторить понятийный аппарат, хронологию;
Воспитательная цель:• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России; • способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности
Задачи:• повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;• расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;• формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;• способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;• воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;• расширить представления о роли и значении личности в историиОборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, карточки с заданиями, карта «Российская империя в первой половине XVIII века, иллюстрации, посвященные Петру I и его эпохе, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий
Форма урока: групповая работа с элементами игры и использованием компьютерных технологий.
Эпиграфы, написанные на доске
То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
Ход урока:
Вступительное слово учителя. (2мин.)
Здравствуйте ребята, тема нашего урока называется «Эпоха Петра 1».
Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.Этот урок является повторительно-обобщающим и будет последним в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников). Да, вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты). И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?
Обращение к эпиграфу.(3мин)Эпиграфом к нашему уроку послужат отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы», с творчеством которого вы прекрасно знакомы.
Учитель обращает внимание детей на 1-й эпиграф
Ребята, как вы понимаете эти слова, согласны ли вы с А. С. Пушкиным, который так отозвался о Петре 1, прокомментируйте строки из этого стихотворения.(Ученики высказывают свое мнение)
Учитель: Действительно, Петр 1 был одним из самых великих правителей России, он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель должен непрерывно учиться на своем и чужом опыте. Эпоха его правления это одна из самых ярких эпох отечественной истории, когда традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации.
Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.)
Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин)Ученики называют:• борьба со Швецией за восточный балтийский берег,• завершение переустройства войска в регулярную армию,• развитие промышленности, торговли, реформы в разных областях жизни
.И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
1. Задание. Выбрать из списка прилагательные, которые охарактеризовали бы личность Петра I. Продолжить список (1 мин)- сильный- любознательный- трудолюбивый- …(Энергичный, дальновидный, решительный, волевой и др.) Петру I было посвящено много произведений литературы. Русские писатели возвеличивали Петра, одним из них был А. С. Пушкин. А какие вы еще знаете произведения посвященные Петру 1.2. Задание. Работа с картой.(2мин)
На слайде дан фрагмент исторической карты, относящийся к изучаемому нами периоду, конец XVII- начало XVIII вв. Вам необходимо будет найти заданные мной населенный пункты и объяснить их чем они знамениты.
1)Азов(1695 и 1696гг)
2)Нарва(1700г)
3)Лесная(1708г)
4)Полтава(1709г)
5)Гангут(1714г)
6)Ништадт(1721г)
3. Задание. Соотнести понятие и определение (работа по карточкам) (2мин)а) рекрут;б) коллегии;в) губернии;г) подушная подать;д) работные люди.1) общее название рабочих на промыслах и в промышленности;2) административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.;3) центральные государственные учреждения в России XVIII в., учрежденные Петром I вместо приказов;4) лицо, принятое на военную службу по найму или по воинской повинности;5) налог, который взимался с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возрастаОтвет: а-4; б-З; в-2; г-5; д-1.
28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: "Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним лет назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни им восхищаются. Еще при жизни Петр I получил титулы: "Отец Отечества”, "Петр Великий”. А. С. Пушкин о Петре I писал: "… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…. ”; "чудотворец-исполин”; "царь-просветитель”. Другие же его ругают. Называют его злодеем, деспотом, тираном за то, что исказил путь развития России, призвал иностранцев.
4. Задание. Работа с текстами в группах, по заданиям: выскажите свою оценку. (5мин)Историки о Петре I"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?4) Что привлекает историков в личности Петра I?5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?Последствиями петровских преобразований были народные восстания
5. Задание. Народные потрясения. Перед вами 5 выступлений XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить устно) (3мин)1. Астраханское восстание(1705-1706гг)2. Восстание Кондратия Булавина(1707-1708гг)3. Башкирское восстание(1705-1711гг)4. Восстание Степана Разина(1670-1671гг)5. Выступление раскольников6. Выступление «работных людей» Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные – это выступления XVIII века.А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в тексте были допущены ошибки.6. Задание. Исправьте не менее пяти ошибок в тексте. (3мин)Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую одежду.Правильный ответ:Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем) было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую одежду.
7. Задание. « Пиши грамотно».(3 мин)
1. М (А, О) Н (О, У) ФАКТУРА.
2. М (И, Е) РК (А, О) НТ (И, Е) ЛИЗМ.
3. ПОСЕ (С, СС) ИО (Н, НН) ЫЕ КРЕСТЬЯНЕ.
4. А(С,СС)АМБЛЕЯ.
5. РЕГ(Е,И)(НТСТВО,НСТВО)
6. К(О,А)ЛЛЕГИЯ
ОТВЕТЫ: МАНУФАКТУРА, МЕРКАНТИЛИЗМ, ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, АССАМБЛЕЯ, РЕГЕНТСТВО, КОЛЛЕГИЯ,
8. Задание. « Знаешь ли ты даты».(4 мин)
1682-начало правления Петра
1696- второй Азовский поход: взятие Азова
1697-1698-Великое посольство
1703- основание Санкт-Петербурга
1705 -1706-Астраханское восстание
1707- 1708- восстание под предводительством К. А. Булавина
1708- сражение у деревни Лесной
1708- областная реформа: страна была разделена на 8 губерний
1709-Полтавское сражение
1711- создан Сенат(высшее правительственное учреждение)
1711- Прутский поход
1714- Указ о единонаследии: поместье приравнивалось к вотчине.
1714-Гангутское сражение
1714- открытие Кунсткамеры
1720- сражение у острова Гренгам1721- Ништадский мир
1721- Пётр1 получил титул «Великого» и «Отца Отечества».
1721- создан Синод
1722 – Табель о рангах
1724-Указ об учреждении Академии наук и художеств
9.Задание. Вставьте в текст пропущенные имена и даты (2мин)
После смерти в _____году царя ________новыми правителями стали малолетние ________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ___________. В ______ году царевна _________ была свергнута. В_________ году скончался ________ и ___________ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _________ стал поход в __________ году на Азов.
КЛЮЧ.
После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи . В 1689 году царевна Софья была свергнута. В 1696 году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.
Знаете ли вы(2мин)
1)В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)
2)В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
3)Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)4)Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)
5)127 человек подписали смертный приговор царевичу Алексею и только один и один приближённых Петра I не подписал его, мотивировав свой отказ тем, что «рождён служить государю, а не кровь его судить!». Назовите имя приближённого Петра I.
( Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев)
Презентация урока «Эпоха Петра Первого»- показ(5 мин)
Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора. Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
Подведение итогов(2мин)
Ребята сегодняшний урок я бы хотел окончить словами А. С. Пушкина и самого Петра I.
Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».
(«Мысли в дороге»)
Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петру
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы?
ПетрI верил в силы своего народа, поэтому его не устрашали неудачи, трудности, сопротивление. Он любил говорить: «Я продолжать буду так поступать, что ложь сама собою посрамленабудет, и надеюсь, что справедливость дел моих восторжествует».
В нашей истории Пётр I по праву остался ВЕЛИКИМ.
Д/З: составить синквейн к теме урока «Эпоха Петра Великого»
Выставление оценок за урок
Урок завершен. До встречи на следующем уроке!