Рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни»


КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
           
Рассмотрена и согласована
методическим объедением
Протокол № _____________
От «______»_____________ 2015 год УТВЕРЖДАЮ:  
Директор КОУ «Ларьякская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ»
_____________________Е.А.Кузьмин
«_____»__________________2015 год
 
Рабочая программа по учебному предмету
«Этика и психология семейной жизни»
Для учащихся 10-11 классов
на 2015-2016 учебный год

Составитель:
педагог-психолог
М.А. Ефимова
Пояснительная записка.
Основной задачей процесса обучения в школе YIII вида является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.
    Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».
      Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,
    Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.
Задачи курса:
формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
об основах семейного законодательства;
о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
   Содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).
Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые.
Формы учебных занятий: предметные уроки.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Курс «Этика и семейная психология» рассчитана:
10 класс - 34 часа,
11 класс - 34 часа.
Курс «этика и семейная психология включает в себя в 10 классе 5 основных разделов («Личность, общество, семья», «Особенности межличностного общения», «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций», «Семья, создание семьи», «Взаимоотношения в молодой семье».)
В 11 классе - 4 раздела («Быт и экономика молодой семьи», «Конфликты в семье», «Ребенок в семье», «Конфликты с родителями».)
Количество часов по разделам.
10 класс.
Личность, общество, семья – 4 ч.
Особенности межличностного общения  - 3 ч.
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций – 3 ч.
Семья, создание семьи – 16 ч.
Взаимоотношения в молодой семье – 8 ч.
11 класс.
Быт и экономика молодой семьи – 7 ч.
Конфликты в семье – 5 ч.
Ребенок в семье - 14 ч.
Конфликты с родителями – 8 ч.
10 класс
Содержание программы
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Личность, общество, семья
Этот раздел включает уроки: ознакомление с программой «Этика и психология семейной жизни»; психологические характеристики личности; этапы формирования личности; ответственность за совершенные правонарушения.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Особенности межличностного общения  
Второй раздел посвящен изучению: товарищество, дружба; типы дружеских отношений; возникновение конфликтов в отношениях друзей; способы разрешение конфликтных ситуаций.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций
В данном разделе рассматриваются следящие понятия: семья в различных культурах; христианская семья; нравственные нормы брака; современная семья в обществе.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
Семья, создание семьи
Это раздел включает в себе самое большое количество уроков. В данном разделе рассматриваются следующие понятия: представления людей о семейном счастье; причины создания семьи; выбор спутника жизни; требования к спутнику жизни; качества, важные для девушки, вступающей в брак; качества, важные для юноши, вступающего в брак; социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи; понятии любовь и влюбленность; этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек; принятие решения о вступлении в брак; главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак; как сообщить родителям о своем решении?; обобщение по теме «Создание семьи».
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
Взаимоотношения в молодой семье
Раздел «Взаимоотношения в молодой семье» посвящен изучению: первые шаги в жизни молодой семьи; привыкание к особенностям характера партнера; освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность); ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи ; обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни».
11 класс
Содержание программы
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Этот раздел включает в себя следующие по содержанию уроки: понятие «Экономика семьи»; беседа о потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»); режим семьи, отдых и развлечения в семье; атмосфера семьи; Нравственные правила взаимоотношений в семье; обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи».РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Конфликты в семье
Второй раздел посвящен изучению причин конфликтов в семье; предотвращение конфликтов; причины, нравственное поведение во время развода; знакомство с основными формальностями; причины, нравственное поведение во время развода; способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям; обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Ребенок в семье
Третий раздел программы – «Ребенок в семье» рассматривает следующие по содержанию темы уроков: плавильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек; создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери; добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям; ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка; тепло, поддержка, ощущение защищенности; роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку; Обязанности отца по отношению к ребенку.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
Конфликты с родителями
Четвертый раздел рассматривает следующие темы по содержанию: необходимость формирования единой системы воспитания ребенка; авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями; причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни; проблемы дошкольного возраста; проблемы школьного возраста; проблемы подросткового возраста; проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей; права и обязанности родителей на общение с детьми; самостоятельная работ.
Тематическое планирование
для учащихся 10 класса
п/п№ Тема занятия Содержание Количество часов Дата
I четверть
8 часов
Введение 1 час
1. Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни?» Ознакомление с программой «Этика и психология семейной жизни» 1 10.09.15.
Личность, общество, семья
3 часа
2. Что такое личность. Психологические характеристики личности. 1 17.09.15.
3. Роль семьи в воспитании. Этапы формирования личности. 1 24.09.15
4. Личность и общество. Ответственность за совершенные правонарушения. 1 01.10.15
Особенности межличностных отношений
3 часа
5. Психология межличностных отношений. Товарищество, дружба. 1 08.10.15
6. Типы дружеских отношений. 1 15.10.15
7. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины возникновения, способы преодоления. 1 22.10.15
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций
3 часа
8. Семья в различных культурах. 1 29.10.15
II четверть
7 часов
9. Христианская семья. Нравственные нормы брака. 1 12.11.15
10. Современная семья в обществе. 1 19.11.15
Семья. Создание семьи
16 часов
11. Представления людей о семейном счастье. Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение)1 26.11.15
12. Причины создания семьи (2 ч.) Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи. 1 03.12.15
13. Причины создания семьи. 1 10.12.15
14. Выбор спутника жизни. Качества, необходимые в семейной жизни. 1 17.12.15
15. Требования к спутнику жизни. Ожидания, предъявляемые к партнеру, их реальное воплощение. 1 24.12.15
III четверть
9 часов
16. Нравственные качества девушки. Качества, важные для девушки, вступающей в брак. 1 28.01.16
17. Нравственные качества юноши. Качества, важные для юноши, вступающего в брак. 1 04.02.16
18. Жизненные умения, важные для девушки. Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи. 1 11.02.16
19. Жизненные умения, важные для юноши. Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи. 1 18.02.16
20. Культура общения юношей и девушек. Любовь и влюбленность. 1 25.02.16
21.
Этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек. Самостоятельная работа. 1 03.02.16
22. Принятие решения о вступлении в брак. Предложение, взаимное согласие. 1 10.03.16
23. Главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак. Основа будущего благополучия семьи: любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие средств к существованию).1 17.03.16
24. Как сообщить родителям о своем решении? ф/о 1 24.03.16
IV четверть
10 часов
25. Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями. 1 31.03.16
26. Обобщение по теме «Создание семьи». Тест. 1 07.04.16
Взаимоотношения в молодой семье
8 часов
27. Молодая семья. Первые шаги в жизни молодой семьи. 1 14.04.16
28. Привыкание к особенностям характера партнера. Беседа об уважении, терпимости. 1 21.04.16
29. Изменения, происходящие в жизни юноши. Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита) 1 28.04.16
30. Изменения, происходящие в жизни юноши. (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.) 1 05.04.16
31. Изменения, происходящие в жизни девушки. Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность) 1 12.05.16
32. Изменения, происходящие в жизни девушки. (ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи). 1 19.05.16
33. Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Тестирование. 1 26.05.16
34. Обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни» 10 класс. Урок-викторина. 1 27.05.16
Тематическое планирование
для учащихся 11 класса
п/пТема занятия Содержание занятия Примечание Дата
I четверть
8 часов
Быт и экономика молодой семьи»
7часов
1 Быт и экономика молодой семьи»
Понятие «Экономика семьи».
Доходы и расходы семьи. 1 10.09.15
2 Потребности семьи. Беседа о потребностях: естесственные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)1 17.09.15
3 Понятие «быт семьи». 1 24.09.15
4 Организация домашнего хозяйства. Режим семьи, отдых и развлечения в семье. 1 01.10.15
5 Атмосфера семьи. 1 08.10.15
6 Нравственные правила взаимоотношений в семье. Беседа о доброте в отношениях, помощь, отношения с родителями, друзьями. 1 15.10.15
7 Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи» Самостоятельная работа. 1 22.10.15
Конфликты в семье
5 часов
8  Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье. 1 29.10.15
II четверть
7 часов
9 Предотвращение конфликтов. Нравственные способы разрешения. 1 12.11.15
10 Распад семьи. Причины, нравственное поведение во время развода. 1 19.11.15
11 Знакомство с основными формальностями Способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям. 1 26.11.15
12 Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». Тестирование. 1 03.12.15
Ребенок в семье
14 часов
13 Молодые родители. Правильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек. 1 10.12.15
14 Молодая мать. Создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери. 1 17.12.15
15 Климат семьи. Добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. 1 24.12.15
III четверть
9 часов
16 Значение родителей для ребенка. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка. 1 28.01.16
17 Значение родителей для ребенка. Тепло, поддержка, ощущение защищенности. 1 04.02.16
18 Материнство. Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. 1 11.02.16
19 Материнство. Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. 1 18.02.16
20 Отцовство, роль отца. Обязанности отца по отношению к ребенку. 1 25.02.16
21 Роль отца. Обязанности отца по отношению к ребенку. 1 03.03.16
22 Особенности воспитания ребенка в разные периоды. Младенческий период, необходимый уход. 1 10.03.16
23 Особенности воспитания ребенка в разные периоды. Дошкольный период, потребности ребенка. 1 17.03.16
24 Особенности воспитания ребенка в разные периоды. Школьный период, особенности развития. 1 24.03.16
IV четверть
10 часов
25 Особенности воспитания ребенка в разные периоды Подростковый возраст, особенности подросткового периода. 1 31.03.16
26 Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». Тестирование. 1 07.04.16
Конфликты с родителями
8 часов
27 Общий взгляд на воспитание детей. Необходимость формирования единой системы воспитания ребенка. 1 14.04.16
28 Стиль отношений. Авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями. 1 21.04.16
29 Конфликты детей и родителей. Причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни. Проблемы дошкольного возраста. 1 28.04.16
30 Конфликты детей и родителей. Проблемы школьного возраста. 1 05.05.16
31 Конфликты детей и родителей. Проблемы подросткового возраста. 1 12.05.16
32 Предупреждение и преодоление конфликтов. 1 19.05.16
33 Развод родителей. Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение с детьми. 1 26.05.16
34 Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». Самостоятельная работа. 1 27.05.16
         
Ожидаемые результаты
класс
Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.
Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
Учащиеся должны понимать и уметь объяснить какие условия необходимы для вступления в брак.
Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.
Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
11 класс
Знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц.
Знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.
Понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература:
1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.
2. Белов В.И. Лад. М., 1982.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1968.
4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его
воспитание. М., 1979.
5. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.
6. Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М., 1976.
7. Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с родителями. М., 1994.
8. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.
9. Вера. Молитва. Любовь. М., 1993.
10. Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. М., 1997.
11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. В кн.:
Выготский Л.С. Избранные педагогические произведения. М., 1956.
12. Зацепин В.О. О жизни супружеской. М., 1978.
13. Залкинд А.В. Половое воспитание. М.,1928.
14. Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1978.
15. Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста.
М., 1969.
16. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
17. Захарова Л.И. Свет в квартире. М., 1972.
18. Личко А.Е. Эти трудные подростки. М., 1983.
19. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.
20. Макарова Н. Высокая должность - отец. М., 1966.
21. Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для трудных родителей. М., 1994.
22. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
М., 1980.