Методическая разработка по составлению поурочного плана по курсу «Этика и психология семейной жизни»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 3
Методическая разработка
по составлению поурочного плана по курсу
«Этика и психология семейной жизни»
Преподаватель Тасжурекова А.Т.
г. Талдыкорган
Предмет: Этика и психология семейной жизни
Тема урока: «Дети – наше будущее. Законы воспитания или след в вечности».
Задачи и цели:
1. Дать понятие об аспектах этического нравственного, интеллектуального воспитания ребенка.
2. Показать на примерах психологической науки роль авторитета и оценку родительской деятельности в критериях воспитания личности ребенка.
3. Довести до сознания учащихся мудрость мыслей о воспитании детей - будущих граждан человеческого общества.
Тип урока: урок комбинированный.
Форма проведения:
Методы:
Оснащение урока: хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Подборка статей газет по аспектам воспитания. Афоризмы из чаши мудрости.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщения темы и задач урока.
Ведущий: Добрый день! Сегодня наш урок посвящен проблемам воспитания детей. Проведем мы его сегодня в форме «Круглого стола», участие в котором примут:
1. социолог
2. знатоки народной мудрости
3. психологи
4. педагоги
5. поэтесса
6. художники и наши дети.
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие и след в вечности. Если хочешь остаться в сердце человеком – воспитай своих детей. Дети – наше будущее.
Мы оставляем в «Ребенке» свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Единство гражданского и личного запечатлевается в ребенке, потому что он
- мое
- наше а это личное счастье
- ваш
и в то же время надежда народа.
А что же по этому поводу говорит наука социология. Рождаясь беспомощным существом – человеком и хозяином природы он становится при помощи отца, матери, общества.
А.С. Макаренко говорил так: «Воспитание детей самая важная область нашей жизни. Наши дети это будущие граждане нашей жизни, нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю, сами будут родителями и воспитателями своих детей.
О детях можно сказать следующее:
- вершина любви мужчины и женщины
- цель и смысл брака
- связующее звено между супругами
- наследники и приемники духовной культуры нации, истории поколений
- будущее граждане государства.
Наши дети это будущие созидатели политики, экономики, науки, языка наций, будущие защитники рубежей государства, будущее экономически активное население страны, будущие родители, будущих детей, опора старшего поколения в семье и в государстве.
Дети – наше будущее! Они должны быть хорошо вооружены для борьбы за идеалы нации и общества.
Ведущий: спасибо за подробную информацию. К.Маркс, сам воспитавший 3 прекрасных дочерей, говорил о родителях так:
«Сердце родителей, этот самый милосердный судья, самый участливый друг, это сердце любви пламя которого согревает сокровеннейшее средоточие наших стремлений». У каждого народа есть много прекрасных пословиц о детях и аспектах их воспитания. Они чаша мудрости из которой можно взять на вооружение мудрые советы по организации воспитания детей.
Послушаем, что скажут нам знатоки чаши мудрости казахского народа.
Знатоки чаши мудрости: О, казахская мудрость слагала веками мысли о воспитании детей.
Дети – цветы души и глаз лучи.
Хорошие дети – радость, плохие – горе.
В доме без люльки уюта нет.
В доме с детьми тайны не хранятся.
Все, что есть детям, а нужду себе.
Хоть и дурной, пусть будет потомок, чтоб не погас огонь в твоем очаге.
Пусть и крикливый, да был бы верблюд, пусть и плакса, да был бы сын.
Дом с детьми базар, без детей – мазар.
А еще казахи говорят так.
Каждое свое дитя ясным месяцем кажется.
Ворона зовет своего птенца «мой беленький», а еж детеныша «мой мяконький».
Сын хорош – на земле хорошо, сын плох – лучше могила.
Сын опора отцу, дочь украшение дому.
Сын мой – мед мой, сын сына – душа моя.
Дочь – гостья в доме.
Единственное дитя на коня сядет, мать дома колени сжимает.
Сын вечно спешит, мать вечно провожает.
Ребенку хочется туда, куда его не пускают.
Избалованное дитя, хуже придурка.
Все выше сказанное подчеркивает еще раз, что семья и ее семейные узы крепче становятся лишь с появлением ребенка.
Рождение ребенка почти всегда окончательно рассеивает возвышенно-романтическую любовную дымку. Любовь супругов становится земнее, глубже. Она скрепляется общей ответственностью за судьбу ребенка и любовь к нему.
Ведущий: обучать и воспитывать детей надо хорошо, но чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку, в нем вся мудрость и душа народа. А.М. Горький назвал ребенка «Маленьким человеком» - подчеркнув заглавной буквой его право на собственный, отличный от взрослого внутренний мир.
Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть родителей. Воспитание ребенка – зеркало его жизни в семье, оно отражает родительское тепло, ласку, искренность, эмоции, чувства, понятие и представления о нравственности. Следующая тема для разговора: поощрение и наказание.
Предоставим слово психологам, человек набирается ума с запоминанием слов мудрых людей. А самые мудрые у нас психотерапевты. Им слово:
1) Психолог: быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, родители не один раз вступали в тупик.
Дилемма: Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? Я предлагаю послушать вам мысли великих людей и народной мудрости стран мира.
Хвала в очи – хуже порчи (русская пословица).
Кто меня хвалит – тот мой враг (корейская пословица)
Не доверяй человеку, хвалящему тебя (японская)
Прощание – подарок друзей (арабская)
Излишняя похвала хуже брани (персидская)
Приятно получить похвалу от человека, достойного похвалы (Невий)
Достойно похвалы не деяние, а сам человек (Монтень)
Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитать только любовью.(Ф.Дзержинский)
2) Психолог: человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я».
Можно ли наказывать детей? Как и когда это делать? Наказание может принести большую беду ребенку в будущем. Прежде, чем наказывать ребенка, стоит прежде всего поразмыслить и вспомнить слова назидания великих личностей:
- чем больше у ребенка разумной свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний (Я.Корчак)
- Осуждает проступок, а не преступника (японская пословица).
- Наказание очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности (А.С.Макаренко)
- Наказания, назначенные в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят в этом случае, как на последствия, а на самих себя – как на жертвы раздражения другого лица (И.Кант).
- Наказывай детей стыдом, а не кнутом (Русская поговорка).
- Наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому что люблю (Античный афоризм).
- Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.Чехов)
- Строгость, когда она оправдана сильным характером воспитателя, его безупречным поведением и когда она сочетается с добротой, вряд ли способна вызвать в нас злобу. (Бальзак)
- Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке (К.Ушинский)
ребенок хорошо знает потребности, трудности и нолики своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не доверчивый контроль, сотрудничество и совместная жизнь сделает родителей и ребенка равноправными личностями и членами семейного коллектива.
Ведущий: Я благодарю вас за интересные психологические советы по воспитанию детей. Вы со мной согласитесь, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того каковы взаимоотношения в семье между родителями и детьми. Наша задача – как педагогов понять какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие ребенка как личности от нормы. Послушаем, что скажут нам эксперты воспитания – наши педагоги.
1. Педагог: да вы правы. Каждая семья неповторима, в каждой есть свои традиции, излюбленные способы и приемы воздействия на детей. То есть каждая семья имеет свой тип воспитания. Назовем мы это авторитет родителя в семье. Современная педагогика и психология определила 7 авторитетов. Попробуем спрогнозировать, что дают нам эти авторитеты родителей.
1) Авторитет подавления. Им обычно страдают отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, нередко хватается за ремень. Отцовский террор сводит положение матери к нулю. Дети вырастают(либо забитыми, безвольными, либо мстящими за свое подавление в детстве).
2) Авторитет чванства. Родители кичатся своими заслугами на каждом шагу, высокомерны с другими людьми, не считаются с их мнениями. А дети смотря на поведение родителей, тоже начинают чванится перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он задаст тебе!» или «А ты знаешь кто мой папа?» Дети из таких семей (вырастают хвастливыми, не умеют самокритично относится к своему поведению).
3) Авторитет педантизма. Родители держат детей в повиновении, на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. При таком авторитете дети (не проявляют самостоятельность, инициативу, постоянно ждут распоряжений взрослых или начинают сопротивляться требованиям взрослых, а это конфликт Дети-Родители).
4) Авторитет резонерства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными замечаниями, назиданиями, поучениями и при том одними и теми же. Дети (они привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей).
2 педагог: Среди родителей широко распространен
1) Авторитет любви. Это самый ложный вид любви и авторитета родителей. Родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей. А как это заслужить? Родители считают? – надо показать детям свою любовь. Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребенок плохо ест или не слушается, у него спрашивают «Значит, ты не любишь маму?» В этой обстановке (воспитывается семейный эгоизм. Ребенок понимает, что папу и маму легко обмануть, что угодно у них можно выпросить, стоит только, показать, как «сильно» ты их любишь. В таких семьях вырастают люди с холодным сердцем, циники, расчетливые дельцы, страдают от этого в первую очередь сами родители).
2) Авторитет доброты. Детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Папа и мама – это добрячки, которые все разрешают своим детям, ничего для них не жалеют. Родители боятся конфликтов в семье, они за мир, идут на него с большими моральными и материальными жертвами. В такой семье дети (очень часто начинают командовать родителями, у них появляются капризы, завышенные требования, свои циничные расчеты).
3) А вот авторитет подкупа я считаю самым безнравственным видом. Послушание ребенка покупается подарками, разными обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться – куплю тебе велосипед или пойдем в цирк, поедем отдыхать. А если нет слаженности и взаимопонимания между отцом и матерью, где существует конфликтная ситуация и каждый родитель задабривает ребенка с одной целью – перетянуть его на свою сторону. Ребенок (учится пользоваться этим, но постепенно перестает уважать и отца и мать. Вырастает человек, который приучен приспосабливаться лавировать, но ничего не делает по своему внутреннему побуждению).
В итоге скажу – любить детей и курица умеет. А вот уметь воспитывать их это великие дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
В каждом ребенке есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, одаривать человечество светом гуманности. А многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека-ребенка с детства не учат управлять своими желаниями, не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относится к понятиям «можно», «нельзя», «надо».
Ведущий: наши педагоги прекрасно изложили мысли об авторитетах воспитания детей. Любовь родителей не должна быть слепой. Ведь вина и заслуга детей в огромной степени ложиться на головы и совесть родителей, как это сказано в стихотворении. Послушаем, что скажет нам поэтесса!
Поэтесса:
Чем проповедь выслушивать
Мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенья рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но уж я лучше погляжу,
Что делаешь ты сам
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет,
Зато пойму, как ты живешь
По правде или нет.
Ведь вы отец и мать – мои родители
А я не выигрыш и не лотерейный билет.
Я – человек. Я – личность. Я – гражданин.
Ведущий: У вас дети – подростки – девушки было домашнее задание закончить предложение. Пожалуйста, прочтите его и как вы его продолжили:
- ребенка постоянно критикуют, он учиться(ненавидеть)
- ребенок растет во вражде, он учиться (быть агрессивным)
- ребенок растет в упреках, он учиться (жить с чувством вины)
- ребенок растет в терпимости, он учиться(понимать других)
- ребенка поддерживают, он учиться(ценить себя)
- ребенка высмеивают, он учиться(быть замкнутым)
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учиться(находить любовь в этом мире)
Спасибо за выполненное задание.
А сейчас давайте расшифруем формулу законов семьи.
Законы семьи: 1 + 2 + 3 + 4
1 закон – единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2 закон – закон значимости похвалы для ребенка.
3 закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
4 закон – закон разделения в равной мере материальной и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти 4 закона в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как личность. Именно от нас родителей зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Реальные поступки и понимание родителей – вот будущее наших детей и наше будущее.
Давайте дадим им слово и пройдемся по аспектам семейного воспитания, художники защищают свои рисунки с текстовыми аннотациями.
Ведущий: А теперь, давайте попробуем ответить себе честно и продолжим предложение «Я счастлив в своей семье, потому что» (Заслушиваются варианты ответов учащихся).
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Задание на дом: мини-рассуждение по теме «Одиночество – беда или вина?»
13PAGE 15
13PAGE 14215
15