Рабочая программа к факультативному курсу Вокруг тебя — мир! (5 класс)















Рабочая программа к факультативному курсу
«Вокруг тебя – мир!»
5 класс



























Пояснительная записка

Данный курс - пропедевтический и призван  создать у учеников общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности, что необходимо современному человеку. Художественные и публицистические произведения, изучаемые в курсе «Вокруг тебя - Мир», отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор учащихся, а с другой - помогает учителю подготовиться к разговору в классе.
 Программа создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир», 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель факультатива:
- подготовка детей к восприятию основ международного гуманитарного права;
Задачи факультатива:
-формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;
-формировать читательские навыки;
- развивать речь учащихся.
Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели.

Требования к уровню усвоения программы
Учащиеся должны знать:
 - текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
- основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет.

 Учащиеся должны уметь:
- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
- правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту;
- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
- пересказывать устно и письменно (изложение) –кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения;
- составлять устный рассказ о литературном герое;
- пользоваться справочным аппаратом учебника – хрестоматии и прочитанных книг.




Учебно-тематический план

Раздел 1. О правилах (5 часов)
Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.
 
Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа)
Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.
Задачи: углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения.
Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) (2 час)
Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.
Задачи: расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения.
Раздел 2. Об уважении и сострадании (13 часов)
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Анри Дюнан – основатель Красного Креста (4часа)
Е.Носов "Трудный хлеб"  (рассказ) (2часа)
Цель: формирование понятия «уважение».
Задачи: расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения.
А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) (3 часа)
Цель: формирование понятия «уважение».
Задачи: расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ.
О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 час)
Цель: формирование понятия «сострадание».
Задачи: расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение аргументировать.
Раздел 3. О войне (10 часов)
Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.
Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.
 
Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа)
Цель: обсуждение с обучающимися вопросов, связанные с гуманным отношением к военнопленным;
Задачи: формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.
Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (3 час)
Цель: обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;
Задачи: познакомить учащихся с жанром дневниковых записей;  развивать умение анализировать эпизод; развивать умение сравнивать; развивать умение рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил).
Последнее уничтожение на Бородинском поле (3часа).
Раздел 4. О деятельном сострадании (2 часа)
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. 
Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) (2 часа)
Цель: обсуждение вопросов гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей.
Задачи: расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ.
Раздел 5. Повторение (4часа).
 
Цель: повторение и проверка знаний по курсу «Вокруг тебя – Мир»

Тематическое планирование

№п/п
Название раздела, темы
Количество часов

 
Раздел 1. О правилах
5

1
Сказка «Общее счастье». Чтение.
1

2
Беседа о роли правил в жизни людей.
1

3
Рассуждение о роли правил в жизни человека.
1

4
Т. Александрова «Светофорчик».
1

5
Создание комиксов по сказке «Светофорчик».
1

 
Раздел 2. Об уважении и сострадании
13

6
Анри Дюнан – основатель Красного Креста.
1

7
«Воспоминания о битве при Сольферино».
1

8
Пересказ «Воспоминаний о битве при Сольферино».
1

9
Знакомство с Женевской конвенцией.
1

10
Е. Носов «Трудный хлеб».
1

11
Написание письма-отклика на газетную статью.
1

12
А. Платонов «Неизвестный цветок».
1

13
Анализ произведения А. Платонова «Неизвестный цветок».
1

14
Написание сочинения по теме «Моё маленькое открытие».
1

15
О. Уайльд «Мальчик-звезда».
1

16
Анализ сказки «Мальчик-звезда».
1

17
Создание диафильма по сказке «Мальчик-звезда».
1

18
Написание сочинения по выбранному афоризму.
1

 
Раздел 3. О войне
10

19
Л.Н. Толстой «Война и мир»
1

20
Характеристика героев
1

21
Роль художественной детали в характеристике героев.
1

22
Написание сочинения «Письмо о войне».
1

23
Д. Давыдов «1812 год».
1

24
Права человека в плену.
1

25
Самостоятельная работа по теме «Права человека».
1

26
Последнее уничтожение на Бородинском поле.
1

27
Развёрнутый письменный ответ на вопрос «Значение Отечественной войны 1812г.»
1

28
Беседа «Война в жизни людей».
1

 
Раздел 4. О деятельном сострадании
2

29
А. Куприн «Чудесный доктор».
1

30
Анализ произведения «Чудесный доктор».
1

 
Раздел 5. Повторение
4

31
Работа по составленному за курс словарику.
1

32
Творческая работа по изученному материалу.
1

33
Творческая работа по изученному материалу.
1

34
Обобщение изученного в 5 классе.
1



 Контроль знаний и умений обучающихся
осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности (презентация, составление собственного текста, создание текста на основе исходного), формируются навыки само- и взаимоконтроля.
Контроль осуществляется и через практические занятия, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса.
Сочинений – 4, творческих работ – 4.

Литература
Для учителей:
Большой энциклопедический словарь. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М. – СПб., 1997.
«Вокруг тебя – Мир»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.
Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)». – М.: МККК, 1998. – с. 11-16.
Для учащихся:
Вокруг тебя – Мир: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996.



15