Рабочая программа по курсу Я познаю мир 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовой и методологической основой программы «Я познаю мир» является:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» рассматривает развитие человека, его духовно-нравственное развитие, развитие человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Назначение программы
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа знакомит детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методами, структурой, целями и способами реализации.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи курса:
- формировать широкую целостную картину мира; основы духовно-нравственного развития человека;
- на основе знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия мира;
- в ходе решения задач развивать самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать умения: классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени;
- освоить доступные способы изучения природы и общества;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы 8 лет. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 35 минут. Всего за учебный год - 34 часа.
Формы и режим занятий.
Среди форм коммуникативного взаимодействия педагога и детей в рамках данного курса используются:
доверительная беседа,
обсуждение проблемы,
обыгрывание жизненных ситуаций,
моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх,
экскурсии,
наблюдения,
обмен впечатлениями,
тестирование.
По количеству детей используются коллективная, групповая и индивидуальная формы проведения занятий.
Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.
СТРУКТУРА КУРСА
№ Название разделов и тем Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий
1 Твоя безопасность 5 4 1
2 Дружба крепкая… 4 4 3 Твое здоровье 3 2 1
4 Школа хороших манер 4 4 5 Добро и доброта 3 3 6 Твои привычки 4 4 7 Познай себя 4 3 1
8 Какой мы коллектив? 3 3 9 Ты и природа 4 3 1
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Твоя безопасность -5ч.
Инструктаж по ОТ. Школа Светофора. Как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Режим дня школьника. Всем на свете людям ясно, что шалить с огнём опасно.
Дружба крепкая… - 4ч.
Поговорим о дружбе. Скажи кто твой друг… С другом шагать веселей. С детства дружбой дорожить.
Твое здоровье -3ч.
Откуда берутся грязнули? Береги здоровье смолоду. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
Школа хороших манер – 4ч.
Где добрые люди, там беды не будет. Этикет или просто хорошие манеры. Меня пригласили на день рождения. Что такое хорошо и что такое плохо.
Добро и доброта – 3ч.
Кто такие добрые и злые люди. Добрые слова, добрые дела. Слово лечит, слово ранит.
Твои привычки - 4ч.
Привычки и поступки. Полезный разговор о вредных привычках. Точность: береги своё время и время других. Поговорим об ответственности
Познай себя – 4ч.
Твое настроение. В какие игры и как мы играем. Почему встречают по одёжке. Учусь всё делать сам
Какой мы коллектив? – 3ч.
Что такое коллектив? Что такое справедливость? Как ты разговариваешь с товарищами?
Ты и природа – 4ч.
Мир вокруг нас. Красота природы. Наши меньшие друзья. Люби и береги природу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
Твоя безопасность
1 Инструктаж по ОТ.
Умеем ли мы себя вести - проинструктировать учащихся о правилах безопасного поведения в кабинете (на уроке и во время перемены)
03.09 2 Школа Светофора - уточнить представление детей об улице, о перекрестке, проезжей части, тротуаре;
- закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналов, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора.
- учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; отвечать на вопросы.
10.09 3 Как вести себя в чрезвычайных ситуациях
- расширить знания детей о чрезвычайных ситуациях;
- учить правилам поведения в данных ситуациях;
-выработать алгоритм действий в чрезвычайных случаях.
17.09 4 Режим дня школьника
- учить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее здоровье;
раскрыть взаимозависимость здоровья и режима дня;- привить навыки здоровьесберегающего поведения;- формировать стремление соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня.
24.09 5 Всем на свете людям ясно, что шалить с огнём опасно - закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный";
- прививать навыки осторожного обращения с огнем;
- воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;
- воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.
01.10 Дружба крепкая…
6 Поговорим о дружбе - способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
- формировать нравственные качества учащихся;
- развивать умение дружить, беречь дружбу.
08.10 7 Скажи кто твой друг… - формировать у учащихся ценностную ориентацию,
способность формулировать нравственные суждения;
- развивать умение отличать плохое от хорошего.
15.10 8 С другом шагать веселей - воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
22.10 9 С детства дружбой дорожить - развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
29.10 Твое здоровье
10 Откуда берутся грязнули?
- способствовать формированию мотивационной сферы гигиенического поведения, формированию знаний правил личной гигиены;
- развивать умения и навыки выполнения гигиенических процедур, 12.11 11 Береги здоровье смолоду - способствовать аккуратности и потребности к соблюдению правил личной гигиены,
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
19.11 12 Я здоровье берегу – сам себе я помогу - пропагандировать здоровый образ жизни,
- расширять кругозор учащихся о предметах личной
гигиены,
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
26.11 Школа хороших манер
13 Где добрые люди, там беды не будет - закрепить и повторить знания о "добрых" словах, развивать умение применять их в повседневной жизни.
03.12 14 Этикет или просто хорошие манеры - знакомить детей с правилами этикета,
- формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения в практической групповой и индивидуальной работе,
10.12 15 Меня пригласили на день рождения - повторить уроки этикета относительно приглашения на день рождения;
- учить правильно оформлять приглашение на день рождения;
- работать в группе, сотрудничать с одноклассниками,
- анализировать, сравнивать, выделять существенное и второстепенное.
17.12 16 Что такое хорошо и что такое плохо - формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;
- расширять понимание значения слова «хорошо» и «плохо»,
- развивать умения отличать плохое от хорошего;
24.12 Добро и доброта
17 Кто такие добрые и злые люди - формировать представление детей о добре и зле;
- объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
14.01 18 Добрые слова, добрые дела - воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
- развивать самооценку;
- развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
21.01 19 Слово лечит, слово ранит - расширить знания учащихся о добре и зле, их роли в жизни каждого человека;
- воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;
- формировать умения анализировать поступки.
28.01 Твои привычки
20 Привычки и поступки - воспитывать умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки;
- побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.
04.02 21 Полезный разговор о вредных привычках - пропагандировать здоровый образ жизни;
- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
- формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
11.02 22 Точность: береги своё время и время других - учить ценить время, быть пунктуальными;
- способствовать формированию представления о временном пространстве;
- развивать чувство ответственности за свои действия;
- воспитывать бережное отношение к времени.
18.02 23 Поговорим об ответственности - способствовать развитию чувства ответственности у учащихся;
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
25.02 Познай себя
24 Твое настроение - формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека как способ адаптации к окружающему миру;
- формировать коммуникативную компетенцию
детей.
03.03 25 В какие игры и как мы играем - познакомить детей с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
- развивать мышление, воображение;
- воспитывать чувство взаимопомощи, единства.
10.03 26 Почему встречают по одёжке - дать детям понятия правил этикета в одежде;
- выяснить значение первого впечатления,
- объяснить выражение «встречают по одежке»;
- дать определение понятию «имидж».
17.03 27 Учусь всё делать сам - воспитывать чувство собственного достоинства;
- формировать самостоятельность и умение оценивать свои поступки.
24.03 Какой мы коллектив?
28 Что такое коллектив? - дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;
- формировать умение жить в коллективе;
- раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».
14.04 29 Что такое справедливость? - обсудить, кто такой справедливый человек;
- формировать такие качества, как доброта и справедливость;
- воспитывать нравственные качества
21.04 30 Как ты разговариваешь с товарищами? - формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
- формировать у учащихся навык культурного общения, представление о речи и её значении в жизни человека.
- воспитывать уважительного отношения к окружающим людям,
формировать социально одобряемые формы поведения.
28.04 Ты и природа
31 Мир вокруг нас - раскрыть величие и красоту родной природы;
- формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам;
05.05 32 Красота природы - развивать эстетическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту как гармонию форм, красок, запахов;
- расширять кругозор учащихся.
12.05 33 Наши меньшие друзья - довести до сознания детей ответственность, которая ложиться на хозяев с появлением животных в доме;
- формировать устойчивый познавательный интерес;
19.05 34 Люби и береги природу - обратить внимание учащихся на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
- воспитывать экологическую культуру,
- формировать активное, действенное, чуткое и бережное участие в сохранении и улучшении природы
26.05 Всего: 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.
Метопредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности совместно с учителем.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Печатные пособия
Д.Григорьев, П.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», издательство «Просвещение», 2011
Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» издательство «Просвещение», 2011
Архарова Л.И. «Сценарии праздников», Москва, Центр «Педагогический поиск», 2005
Воронова Е.А. «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на- Дону, «Феникс», 2007
Дик Н.Ф. «Классные часы и родительские собрания», Ростов-на Дону, «Феникс», 2003
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград, «Учитель»,2007
Пашнина В.М. «Праздник хорошего настроения», Ярославль, Академия развития, 2006
Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия», Москва, «Вако», 2007
Цифровые ресурсы
http://prezentacii.com/obzh/1738-pravila-dorozhnogo-dvizheniya.htmlhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/11/26/okruzhayushchiy-mir-perspektivnaya-nachalnayahttp://www.myshared.ru/slide/1003490/http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Pravila-povedenija-shkolnikov/Pravila-povedenija-shkolnikov.htmlhttp://ppt4web.ru/detskie-prezentaciihttp://infourok.ru/klassnyy_chas_i_prezentaciyahttp://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_klassnogo_chasaОборудование
Аудиторная доска.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Ксерокс.