Урок русского языка Имена существительные общего рода
Тема: «Имена существительные общего рода»
Педагогическаяцель Способствовать развитию умения согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик – большой умница. Эта девочка – большая умница.)Тип урока Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные) Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка меж-национального общения
Личностныерезультаты Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: в коммуникации строят высказывания, понятные для окружающих
Основное содержание темы,
понятия и термины Имена существительные общего рода. Согласование имен существительных общего рода и имен прилагательных. Синонимы
Образовательные ресурсы Учебник, с. 29–30. Схема «Род имен существительных»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: подготовка учащихся к работе, мотивирование на продуктивную деятельность Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Приветствует учащихся.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Наблюдение
II. Чистописание
Цель: отработка навыка каллиграфического письма, развитие фонематического слуха. Индивидуальная. Практический. Письмо Рассмотрите слова, что вы заметили?
Слова: родители, родня, родной, родина.
- Написание, какой буквы мы будем сегодня вспоминать?
- Выделите букву, которая вам больше всего нравится.
- Найдите лишнее слово. (Родной)
- Почему вы так решили? (Родной – имя прилагательное, а остальные слова имя существительное)
- Найдите среди оставшихся слов, словарное слово. (Слово родина)
- Что нужно запомнить в написании того слова?
-Запишите слово родина 2 раза на следующей строке.
- Вспомните синоним к слову родина (Отчизна, отечество)
- А антоним? (Чужбина)
- Какие пословицы вы знаете со словом родина.
Жить - Родине служить.
- Как вы понимаете значение этой пословицы? Выполняют письмо по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Актуализация полученных знаний
Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового.
1.Проверка домашнего задания Фронтальная. Проверка домашнего задания.
- Что еще общего у этих слов, кроме того, что они начинаются с буквы «р». (Они однокоренные, образованы от слова род).
- А как слово род связано с русским языком?
- Об этом мы с вами говорили на прошлом уроке.
- Какую работу вы должны были выполнить дома?
(Подобрать из словаря по 5 слов женского рода, 5 слов мужского рода и 5 слов среднего рода.2.Повторение изученного материала.
Орфографическая минутка Индивидуальная. Практический. Словарныйдиктант Предлагает записать слова.
1.Комната для занятий в школе. (Класс)
2. Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем (Карандаш).
3. Сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке (Тетрадь)
4. Преподаватель в школе (Учитель)
5. Длинная коробочка для школьных принадлежностей. (Пенал)
Переставьте буквы и получите слово.
лбаоьм – альбом
енсятбрь – сентябрь
афалитв – алфавит
кучнеи – ученик
кыяз – язык
Проверка по образцу. (Оцените свою работу)
- Что заметили при записи слов?
- Можно ли разделить слова на группы? Какие?
- Есть ли лишнее слово?
- Индивидуальная работа.
( в приложении)
Записывают слова под диктовку, подчер-кивают изученные орфограммы Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий Словарный диктант, упражнение
IV. Подготовка к основному этапу урока
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно – познавательной деятельности, актуализация опорных знаний Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя На экране появляются герои мультфильма «Следствие ведут колобки»
- Ребята вы узнали кто это?
На доске появляется текст телеграммы:
- “Нас опять отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем без вас не справиться. Помогите!”
- Ну что? Поможем?
- Итак, следствие ведут ученики 3 класса «б».
- Я вам предлагаю распределить слова по столбикам.
1 ряд записывает слова женского рода, 2 ряд – слова мужского рода, 3 ряд – слова среднего рода.
Слова: Аллея, варенье, тихоня, завод , снежок, группа , сластёна, бельё, суббота, огород, печенье, этаж, касса, жильё.
- Проверяем. Что вы можете сказать о словах женского рода (мужского, среднего). Были ли слова, которые вызвали у вас сомнение?
- Какие это слова?
- Что вы о них можете сказать?
- К какому роду можно отнести слова тихоня и сластена, кто из вас догадался?
- Какую тайну слов мы сегодня открываем?
- Значит тема нашего урока… «Имена существительные общего рода»
- Чему мы должны сегодня научиться? (цели нашего урока) Познакомится с именами существительного общего рода, учиться употреблять их в речи. Слушают учителя
Женский род: аллея, группа, суббота, касса.
Мужской род: завод, снежок, огород, этаж.
Средний род: варенье, бельё, печенье, жильё
Спасибо ошибке
Если возникнут проблемы:
Лена – сластёна.
Петя – тихоня.
Лена – тихоня.
Петя – сластена. Принимают учебную задачу, сформулированную учителем V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления связей и отношений в объекте изучения и первичного запоминания знаний и способов действий. Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа - Что вы уже можете сказать об имена существительных общего рода?
- Где мы с вами можем проверить полученные знания?
Учебник с 30 – обратите внимание.
- О чем вы узнали, исследовав данный текст?
- Как еще вы могли получить знания об именах существительных общего рода?
Игра «Кто вы?»
Если вы согласны с моим предложением, вы хлопаете в ладоши, если нет – молчите.
- Вы жадина?
- Вы чистюля?
- Вы умница?
- Вы забияка?
- Вы грязнуля?
- Вы молодчина?
- Вы непоседа?
- Что вы заметили интересного в игре?
- Как вы поняли, что это имена существительные общего рода? Выполняют упражнение Определяют критерии классификации; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Упражнение
Физкультминутка Коллективная. Практический - А вы знаете такую группу «Непоседы?»
- Сейчас мы с вами проведем разминку под замечательную песню группы «Непоседы»
«Неразлучные друзья».
Выполняют движения по тексту под руковод-ством ученика Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа - А, что обозначает это слово? (непоседливый ребенок)
Организует самостоятельную работу в парах
- Братья Колобковы приготовили нам следующее задание для раскрытия тайны слов.
- Вы должны сейчас поработать в парах и выполнить следующее задание: соединить обозначение слова с нужным словом
1 группа
Хвастливый человек сластёна
Человек, который подлизывается к кому – либо… левша
Человек, который любит сладости… подлиза
Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой хвастунишка
2 группа
Человек, который назойливо выпрашивает что – нибудь… белоручка
Человек, который любит много спать… егоза
Человек, который не хочет выполнять физическую или вообще трудную работу… попрошайкаОчень подвижный и суетливый ребенок соня
-Обменяйтесь листочками с соседями. Проверьте и оцените работу своих друзей.
- Кто из ребят не допустил ни одной ошибки? (1, 2 ошибки)
- Спасибо ошибке
Игра «Я беру тебя с собой»
- Записать слова, которые обозначают имена существительные общего рода.
Фантазия, умница, армия, капризуля, рёва, станция, лежебока, сирота, выскочка.
Следующее задание братьев Колобковых. Его вы выполните в группах.
- Вы должны будете записать небольшие отрывки из стихотворений известных авторов, найти и имена существительные общего рода и определить к какому роду относятся слова в данном тексте. (упр 50 с 30)
1 группа
Бедный Федотка – сиротка, плачет несчастный Федотка. (м. р.)
2 группа
Ай да Мурочка, ай да умница. (ж. р.)
3 группа
Ты один не умывался и грязнулею остался. (м. р.)
4 группа
Сидит медведь – сладкоежка, ест малину. (м. р.)
5 группа
Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо. (ж.р.)
- И последнее задание братьев.
- В именах людей тоже встречаются имена общего рода.
Колобковы вас просят подобрать имена людей общего рода.
- Обоснуйте свой ответ.
Саша (Шура), Женя, Валера, Валя, Паша, Сима. Соединяют обозначение слова с нужным словом
Выборочное списывание
Списывают предложения, определяют род имен существительных Осознанно и произ-вольно строят речевые высказывания в устной форме Упражнение
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: мобилизация учащихся на рефлексию освоения умений и навыков, мотивации, способов деятельности, общения и настроения Фронтальная.
Словесный.
Беседа - Сегодня я научился…
- Мне непонятно…
– Какой вид работы понравился больше?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
- Прошу проанализировать свою работу на уроке.
Лесенка знаний.
- Если вы все поняли и можете оказать помощь другим – верхняя лесенка, если вы поняли - средняя лесенка, если вам нужна помощь – нижняя лесенка.
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Помогли ли мы с вами братьям Колобковым раскрыть очередную тайну слов?
- Смотрим, что они нам с вами говорят?
- Попробуйте, подобрать имена существительные общего рода, чтобы дать характеристику своей работе на уроке. (Молодец, умница, молодчина, чистюля, знайка) Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. СаморегуляцияДомашнее задание: работа в рабочей тетради
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя - Для чего вы будете выполнять домашнее задание.
Тетрадь с 23 упр 47, 48
Дает комментарий к домашнему заданию Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития