Конспект урока с разноуровневыми заданиями на тему Существительные общего рода 6 класс
Имена существительные общего рода
Цели:
дать понятие об именах существительных общего рода;
развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное;
формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства;
воспитывать уважительное отношение к родному языку. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: урок-практикум. Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование, техническое оснащение: учебник русского языка, карточки с заданиями. Словарная работа: невежа, невежда.
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания: - упражнение 235; - на доске: а) природа б) пришкольный в) отгадать г) рассказать Задание: найти слово, в котором правописание приставки зависит от значения; - устный фронтальный опрос по теме «Правописание приставок пре- - при-». 3. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки): Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный. 4. Актуализация знаний. 2) Синтаксический разбор предложения. Мой брат – маленький хвастунишка. 3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного? 4) Пунктуационный разбор предложения. «Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку. 5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного? 5. Проблемная ситуация. Определите род существительного «хвастунишка». 6. Сообщение темы и целей урока.
7. Работа в парах. Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки. Список на карточке: Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка. 8. Работа с теоретическим материалом учебника (п.27). 9. Закрепление и применение изученного материала.
Списать, дописывая окончания
Он показался мне ужасн.. занудой. Эта девочка так.. плакса. В нашем классе он главн.. хитрюга. Наш.. неумейка Лена опять все испортила.
Физкультминутка. -Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!
По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь.
Очень трудолюбивый, старательный человек. Умный человек. Неопрятный человек. Тот, кто много и часто плачет. Рассеянный, невнимательный человек. Человек, который зазнаётся. 10. Словарная работа:Кто не знает историю родной страны, тот настоящий невежа! выяснение по словарям значений слов «невежа», «невежда». 11. Проверка усвоения знаний. Дифференцированные задания на карточке. Карточка: 1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница. 2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять. 3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос. 12. Домашнее задание. устное выступление «Род имен существительных»13. Осмысление изученного (что я узнал на уроке). - Почему, на ваш взгляд, в языке появились существительные общего рода? 14. Заключение. Игра «Назови слово». Передать мяч соседу, называя существительное общего рода. - Слов с какой эмоциональной окраской больше прозвучало? К сожалению, мы чаще замечаем в людях недостатки, чем достоинства. Давайте закончим урок, улыбнувшись друг другу и сказав положительное существительное общего рода. 15.Подведение итогов работы. (Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы учащихся. В итоге – средний балл.)