Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: Имена существительные общего рода


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
Тема: «Имена существительные общего рода»
Цель: научить определять род имён существительных, выделять имена существительные общего рода, научиться пользоваться приобретёнными знаниями и умениями в практической деятельности
Планируемые результаты направлены на развитие следующих умений
Личностные:
-освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу;
-проявлять интерес к изучению темы;
-понимание успешности при освоении темы
Метапредметные:
познавательные умения:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
-раскрывать значение понятия «имена существительные общего рода»;
регулятивные умения:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-выполнять учебное задание в соответствии с целью, с планом;
-выполнять самопроверку;
коммуникативные умения:
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность встремлении высказываться, задавать вопросы
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ресурсов
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 2 3 4 5
1 Организационный момент Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
2 Проверка домашнего задания -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Как определить род имён существительных?
-А теперь расскажите это правило друг другу.
-Поднимите руку, кто правильно рассказал правило.
-Приведите примеры имён сущ-х женского рода (среднего рода, мужского рода) Фронтальный опрос обучающихсяРабота в парах
Ответы обучающихся.
3 Актуализация знаний
На доске записаны буквы и слоги для чистописания.
Слайд
(записана пословица)
Слайд
(записаны слова)
Слайд
(для самопроверки)
I-Запишите число.
-Минутка чистописания.
(запись букв У, у, соединений их с гласными)
-Запишем словарные слова с этой буквой и выделим орфограммы:
Ученик, учитель, суббота, дежурный, русский.
-Какие пословицы об ученье вы знаете?
-Я приготовила вам новую пословицу. Прочитаем её и объясним смысл:
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
-Запишите пословицу.
II.-Перед вами слова. Разделите их на группы и запишите в таблицу, объяснив свой выбор.
Ветер, облако, ворона, снегирь, синица, молоко.
-Сколько вы выделили групп? Какие? (3 группы по родам, но могут и предложить 2 группы-одушевлённые и неодушевлённые, сначала проверяем варианты ответов на вопрос о количестве групп, затем уточняем, что выписывают слова по родам)
Ж.Р. М.Р. Ср.р.
-Проверим (самопроверка) Работа в тетрадях.
Запись словарных слов у доски и в тетрадях с выделение орфограмм
Обучающиеся объясняют смысл пословицы и записывают её в тетрадь.
Обучающиеся распределяют слова в 3 группы по родам и самостоятельно их записывают
Самопроверка
4 Объяснение нового материала (определение темы и цели урока)
Слайд
(стихотворение Я.Акима)
Правило в учебнике

Слайд
(тема и цель урока) -Какие человеческие качества вам нравятся в людях? Почему?
-Хочу вам прочитать одно стихотворение – загадку Я.Акима:
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится-
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: ……. (жадина)
-В каком значении употреблено слово безделица? (маленькая, не очень важная вещь)
-Разберём это слово по составу.
-Какой частью речи является слово жадина? (сущ-е)
-Определите род этого сущ-го. (затрудняются, т.к. не хватает знаний, в споре должны сделать вывод, что это слово можно применить и к ж.роду и к м.роду)
-Такие слова называются имена сущ-е общего рода.
-Но у них мы тоже можем определить род. А как? (если речь идёт о лицах женского рода: маленькая жадина, то ж.р; а если речь идёт о лицах мужского рода: маленький жадина, то м.р.)
-Прочитаем правило.
-Правильно ли мы сделали вывод?
- Попробуйте сами назвать имена сущ-е общего рода.
-Определите тему урока.
-Какую цель мы сегодня перед собой поставим?
-А хотите вы научиться определять род у существительных общего рода? Ответы обучающихсяОбучающиеся слушают стихотворение-загадку, отгадывают и объясняют значение слова безделица, разбирают его по составу
Пытаются определить род слова жадинаЧитают правило
Ответы обучающихся5 Закрепление изученного материала. Слайд
(деформированное предложение + правильно записанное предложение)
Учебник стр.30, упр.50
Слайд
(слова для работы в парах)
Листочки с заданием для самостоятельной работы
Слайд
(ответы для самостоятельной работы) I.Составьте (устно) из слов предложение (Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит).
-Что мы записали? (пословицу) Объясните её смысл.
-Найдите имена сущ-е и определите их род.
-Как определили род у слов знайка и незнайка? (никак, не понятно по тексту)
-Переделайте это предложение (можно добавить слова), чтобы эти слова стали мужского рода (мальчики делают) и женского рода (девочки делают).
-Прочитайте. Объясните свой вариант решения этой проблемы.
II.-Для закрепления наших знаний выполним задание из учебника.
-Прочитайте задание.
-Какое задание надо выполнить?
-Будем писать эти предложения на доске и в тетрадях, у выделенных сущ-х определять род.
Физминутка для глаз.
III.- А теперь поработаем в парах и закрепим наши знания.
-Я предлагаю вам слова, а вы выписываете их, посовещавшись в парах: 1 ряд-слова только ж.р.; 2 ряд- слова только м.р., 3 ряд- слова только ср. рода.
(ложь, оконце, яма, автобус, гараж, правда, замок, гнездо, метро)
-Проверим (самопроверка)
IV.Самостоятельная работа (на листочках записано задание)
1. Определите род имён сущ-х.
1 вариант. Кольцо, птица, самолёт, белочка, хлеб, хлебушко.
2 вариант. Крыльцо, сорока, вертолёт, зайчиха, зайчонок, яблоко
2. Определите род у выделенных имён сущ-х.
1 вариант:
Ваня сегодня такой умница! Выскочка Елена мешала нам на уроке работать!
2 вариант:
Грязнуля Серёжа не моет утром лицо и руки. А чистюля Марина всегда опрятно одета.
-Проверим (взаимопроверка) Обучающиеся устно составляют из слов предложение, объясняют пословицу, находят слова общего рода и пытаются определить у них род
Письменные ответы обучающихся, запись переделанных предложений в тетрадь.
Фронтальный опрос (проверка)
Ответы обучающихся у доски, запись предложений в тетрадях
ФизминуткаРабота в парах
Самопроверка
Самостоятельная работа
Взаимопроверка
6 Итог урока. Самоанализ и самооценка. Рефлексия. Самоанализ:
-Закончите предложения:
-Мне важно уметь правильно определять род имён существительных для того, чтобы ….
-Достигли ли мы цели урока?
-Каким образом мы можем еще дополнить свои знания после урока?
Оцените свою работу на уроке:
-поставьте знак V, если справился с заданием самостоятельно на «отлично»,
-знак +, если справился с заданием «хорошо», но мне помогали;
-знак !, если не смог справиться с заданием, как хотелось. Мне ещё надо поучиться. -Чтобы узнать, как изменились наши знания в конце урока, поставьте соответствующий символ на полях в тетради
-Каким образом мы можем еще дополнить свои знания после урока? Обучающиеся ставят соответствующий символ
Ответы обучающихся.
7 Домашнее задание Стр.30, упр.49 Выполнить задания после текста Запись задания в дневниках