Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников (из опыта работы)
Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.
Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Успешному развитию и обучению младших школьников способствует применение в работе педагогов методов и форм развивающего обучения.
Одной из эффективных форм является технология критического мышления.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [3].
Даная технология заставляет ребёнка мыслить.
Паскаль Блез говорил: «Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности» [2].
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос.
Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” [3].
Основа технологии критического мышления – три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Все эти три этапа нацелены на развитие умственных способностей учащихся: учат решать проблему, формулировать идею (ключевую фразу), обогащают словарный запас; позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом и справиться с работой всем учащимся.
“Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь”- говорил древнегреческий философ Плутарх [3].
Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, которые входят в технологию критического мышления.
Одним из приёмов ТКМ является составление синквейнов.
Синквейн – это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк.
Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки. [2].
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово - резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи [4].
Работать над составлением синквейна можно самостоятельно, в парах, в группе.
Во-первых, данный приём можно использовать для анализа узкого понятия.
Во-вторых, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя приготовленный дома синквейн, как подсказку [1].
Чаще всего на занятиях в начальных классах составляется традиционный (дидактический) синквейн.
Приведём примеры составления синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Рассмотрим тему урока в 4- ом классе: «Какого цвета Родина. Пейзаж родной земли»
Для составления синквейна возьмём слово «Родина».
1. Существительное: родина
2. Какая она для вас? Надо подобрать два прилагательных (например: прекрасная, единственная, удивительная, любимая, богатая)
3. Что она делает для вас и других людей? Надо подобрать три глагола (например: гордится, заботится, надеется, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)4. Своё отношение или афоризм, выражение, пословица или поговорка о родине (Лучше нет родного края! Моя родина – моё село и др.)5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину (страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя! Приведём примеры составления синквейнов ещё по одной теме ИЗО в 4-ом классе: «За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа».
Для составления синквейна можно взять слова: «Композиция», «пейзаж», «весна».
Рассмотрим слово «весна».
1.Существительное: весна.
2.Прилагательные характеризующие это слово (их должно быть два): тёплая, радостная.
3.Три глагола, которые описывают действия существительного: наступает, оживает, радует.
4.Предложение, которое характеризует тему в целом: красивое время года.
5.Слово, которое отражает личное отношение ученика к теме: жизнь.
Следующее слово «пейзаж».
Существительное: пейзаж.
Два прилагательных: весенний, завораживающий.
Три глагола: рассказывает, создаёт, очаровывает.
Предложение, которое характеризует тему в целом: изображение природы.
Слово, которое отражает личное отношение ученика к теме: картина.
Из приведённых примеров видно, что с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию.
Можно усложнять задания детям: например, провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).
Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление - реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Но надо помнить, что только в системе применяя приёмы технологии критического мышления можно добиться положительных результатов.
Источники информации:
Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
festival.1september.ru/articles/573081 - «Формирование учебной мотивации младших школьников». Рыбакова В.М.
4. http://nsportal.ru - Что такое синквейн и как с ним работать.