Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему «Музыкальная форма рондо в творчестве композиторов классиков».
Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему «Музыкальная форма рондо в творчестве композиторов классиков».
Цель урока: познакомить учащихся с новой музыкальной формой Рондо, с произведениями композиторов классиков, написанных в данной форме.
Задачи:
Методическая: привлечение активных методов обучения как фактор повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
Развивающая: развивать эстетический вкус и приобщать детей к лучшим произведениям классического искусства; развивать у детей образное мышление посредством слушания музыки, а так же способность правильно, чутко воспринимать музыку;
Воспитательная: воспитывать художественный вкус.
Материалы и оборудование:
Лагутин А.И. Музыкальная литература для ДМШ. – М.: 2002.
Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры. 1 год обучения. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»: 2006.
Ноутбук, проектор, экран.
Зрительный ряд:
Авторская презентация «Музыкальная форма рондо»
Иллюстрации: Г. Тома. Детский хоровод. 1884 г., Э. Гарридо. «Танец», А. Чекки. Без названия, Мехтер «Войсковой оркестр янычар», Г. Пирсон. «Барабанщик», иллюстрация И. Цыганкова к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Портреты композиторов: Л. Бетховен, В.А.Моцарт, М.И.Глинка
Музыкальный видео ряд:
Л. Бетховен. Рондо «Каприччио» соль мажор, Op. 129 «Ярость из-за потерянного гроша»;
В.А.Моцарт. Соната Ля мажор III ч. «Турецкое рондо»;
М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».
Ход урока
Слайд 1.
Музыкальная форма: Рондо
1.С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды - рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы - круг, квадрат, прямоугольник и т. д. Знаем все мы: форма - это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,Пожарного и дворника.
Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.
Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.
Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план - форму - конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.
Слайд 2.
С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.
Слайд 3.
По-французски «круг» - «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.
Слайд 4.
Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.
Слайд 5.
В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.
Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера. В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта, «Ярость по поводу утерянного гроша» Л. Бетховена, Рондо Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и многие другие.
2.(Выступает Кузьмичёв Артём)
Слайд 6.
Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша»
Людвиг ван Бетховен
1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист
Рондо «Каприччио» соль мажор, Op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость из-за потерянного гроша».
Когда Бетховену исполнилось 25, он написал рондо «Каприччио», но так и никогда не сыграл его для своих современников. О короткой пятиминутной пьесе стало известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость из-за потерянного гроша». Идея подзаголовка принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру.
Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.
Слайд 7.
«Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..»
Современные музыковеды сравнивают это рондо с развёрнутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу.
Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущённое рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой».
Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.
(Просмотр видео Л. Бетховен. Рондо «Каприччио» соль мажор, Op. 129 «Ярость из-за потерянного гроша»)3. (Выступает Семисалова Кристина)
Слайд 8.
В. Моцарт. «Рондо в турецком стиле»
Вольфганг Амадей Моцарт
1756 - 1791
Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист
Слайд 9.
Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.
«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo Alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажор для фортепиано.
Слайд 10.
Мехтер - войсковой оркестр янычар
Звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей.
Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя - именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.
Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.
Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.
Слайд 11.
И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.
Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу - она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.
Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя есть и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.
Слайд 12.
«Турецкое рондо» имеет трёхчастную форму с припевом. Повторяющийся припев – рефрен – придаёт форме черты рондо. Празднично-весёлая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.
(Просмотр видео В.А.Моцарт. Соната Ля мажор III ч. «Турецкое рондо»)4. (Выступает Пантюхин Кирилл)
Слайд 13.
М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
Михаил Иванович Глинка
1804 - 1857
Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы
В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.
… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…
Так характеризует Фарлафа Пушкин.
Слайд 14.
Судьба уготовила Фарлафу встречу с коварной волшебницей Наиной.
Седая колдунья обещает ему помочь. Глупый Фарлаф предвкушает свою лёгкую победу.
Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.
Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.
А. С. Пушкин
Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.
Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?
Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке.
(Просмотр видео М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»)Слайд 15.
Вопросы:
Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?
Что означает слово «рондо»?
Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?
Каков характер произведения, которое мы прослушали?
Каким предстаёт Фарлаф в музыке М. Глинки? Слова для справок: уверенным, горделивым, смешным, глупым, самодовольным.
Как вы думаете, почему композитор использовал именно форму рондо для характеристики Фарлафа?
26.02.20015
МКОУ ДОД «Михайловская детская школа искусств»
Железногорского района
Курской области
Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему: «Музыкальная форма рондо в творчестве композиторов классиков».
Выполнила: преподаватель теоретических дисциплин
Е.А.Чумакова
сл. Михайловка
2015