Конспект урока на тему «Как родились ремёсла. Чайная посуда» (2 класс)


Этапы Содержание урока Примечания
1.Организационный момент:
2. Актуализация знаний:
А)Краткая беседа «Как родились ремесла?»
Б)Словарная работа:
В)Работа с учебником:
3. Сообщение темы урока:
4. Ведение темы урока:
5.Подготовка к практической работе:
6. Практическая работа:

7. Показ работ:
8. Итог урока: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Леонидовна, и сегодня урок технологии проведу у вас я. Присаживайтесь.Со временем человек научился строить жилища и бревен и камня.В домах появилась плетенная и деревянная мебель. Люди стали носить одежду из тканей, дубленых шкур, валяную и кожаную обувь. Землю пахали деревянной сохой, а затем и металлическим плугом. Из зерна мололи муку и пекли хлеб.Сначала семьи все необходимое создавали сами. Но постепенно люди разделили дела. Каждая семья стала заниматься тем делом, которое ей лучше всего удавалось. Так появились ремесла и ремесленники: кузнецы, сапожники, портные, гончары, бондари и многие другие.
- Что такое ремёсла? (мелкое ручное производство)
- А ремесленник? (мастер, обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы)
- Кто такие кузнецы? (мастер, занимающийся обработкой металла.)
- А кто такие сапожники? (ответы детей)
- Сапожник – это мастер по шитью и починке обуви.
- А кто такие портные? (мастер по изготовлению одежды)
- Кто такие гончары? (название профессии по производству глиняной посуды)
- И последнее, кто такие бондари? (ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.)
Ремесленники селились в слободах – гончарных, кузнечных и других. Ремесло становилось постоянным, обеспечивающим жизнь делом, то есть профессией. 
- Ребята, рассмотрите рисунки. Что делает каждый мастер? - Какой материал он использует?
- Для чего это нужно людям?
- Сегодня, мы откроем ремесленную мастерскую. А что именно мы будем мастерить, узнаете из загадок.
Она всем очень нравится,На блюдечке красавица,С одной рукой милашка,Голубенькая ...(чашка)Если я пуста бываю,Про себя не забываю,Но когда несу еду,Мимо рта я не пройду. (ложка)Он пыхтит как паровозВажно кверху держит нос,Пошумит, остепениться,Попросит чайку напиться. (чайник)Без меня вы никуда,Из меня течет вода.Думаете, главный чайник?Нет, на кухне я начальник!Если воду не нальете,То и чаю не попьете. (кран)- Так что же мы будем мастерить? (чайную посуду)
- Верно, сегодня мы будет изготавливать чайную посуду.
- А какую чайную посуду вы знаете?
- Посмотрим в учебник на страницу 12. Прочитаем текст. Итак, какие слова пропущены в тексте?
- Верно, т.к. мы сегодня работаем в мастерской то нам нужно подумать, что именно мы будем лепить.
- Рассмотрим рисунки, всё ли нам надо ставить на стол? А почему?
- Вернёмся к нашей мастерской. Как вы думаете, какой материал нам понадобится для изготовления посуды?(пластилин).
Подготовьте рабочее место для работы с пластилином.- Кто напомнит нам правила работы с пластилином?
Техника безопасности при работе с пластилином.
Выбери для работы нужный цвет пластилина
Обрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом
- Перед работой нам нужно размять наши драгоценные пальчики.
Разминка пальцев:
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
- Чтобы правильно нам смастерить чайную посуду, нам нужно знать, как её делать. Для этого откроем страницу 13 в учебнике. - С чего мы начнём делать чайник? (скатаем из пластилина круг)
- Сколько возьмём пластилина для круга? (небольшую часть всего пластилина)
- Разрежьте пластилин наполовину. Эти части ещё наполовину. Одна маленькая часть это и есть наша будущая заготовка.
- Далее, мы этот круг приминаем с одной стороны. Таким образом, получается заготовка.
- Попробуйте самостоятельно выполнить заготовку.
- Заготовка готова. Мы разрезали пластилин напополам, возьмите одну часть и разрежьте её ещё пополам. Слепим ручку.
Слепим носик по такому же принципу.
- Соединяем детали.
- Молодцы. Первую посуду, которую мы вылепили, был чайник.
Пока украшать мы не будем.
Приступим к изготовлению кружки.
- С чего мы начнём изготовление? (с изготовления заготовки)
(далее по тому же принципу)
- Приступим к украшению. Т.к. мы сегодня работаем в мастерской, то каждый из вас сейчас может придумать узор для вашей чайной посуды. Итак, у вас есть 5 – 7 минут на украшение.
При помощи учителя ребята делают работу и помогают друг другу.На общий стол выносятся каждые работы. Некоторые ученики рассказывают о своей чайной посуде.
- Вот и подходит наш урок к концу. Вспомним, о чём мы говорили в начале урока? (о ремёслах)
- Что мы мастерили сегодня? (чайную посуду)
- Понравилось ли вам сегодня быть в роли гончара?
- Вы все хорошо поработали! Спасибо за урок, до свидания!
Картинки на слайде.
Картинки с отгадками на слайде.
Показать различную чанную посуду.
Слайд. Техника безопасности.
Сначала показывает учитель, а дети после повторяют.

Оформление выставки работ учеников.
Департамент образования города Москвы
ГБПОУ Педагогический колледж №15
Информационная карта урока технологии,
проведённого студенткой группы Ш - 41
Макаровой Екатериной Леонидовной
во 2 «А» классе ГБОУ СОШ № 508
Дата проведения урока: 20.09.2016 г.
Отметка за проведение:______________
Подпись учителя:____________________
Подпись методиста:___________________
Тема урока: «Как родились ремёсла. Чайная посуда».Тип урока: Практический урок.
Предметные умения УУД
Цели урока:
-  научить лепить из пластилина чайную посуду;- воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи;- развитие творческих способностей.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;
Познавательные УУД:  определять под руководством учителя особенности лепки из пластилина.
Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Личностные УУД: проявлять интерес к предмету.
Опорные понятия, термины Новые понятия, термины
Пластилин, чайная посуда. Ремесло, ремесленник, кузнец, сапожник, портной, гончар, бондарь.
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир Фронтальная, самостоятельная работа. ИКТ - презентация; Раздаточный материал.
Оборудование: пластилин, стек, газета.