Методический сценарий урока «Музыкальные краски» в произведениях композиторов — импрессионистов. (5 класс)
5 КЛАСС
Методический сценарий урока
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.
№ п/пПараметр Описание
Учебный предмет Музыка
Ступень обучения и класс Средняя школа, 5 класс
Тема урока «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель и задачи урока Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Задачи:
Практический аспект:
- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;
- извлечение необходимой информации визуального характера;
- развитие навыка работы в малых группах
Образовательный аспект:
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
- способствовать расширению у обучающихся знаний о музыкальной культуре разных стран;
- сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями изобразительного искусства;
- побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Развивающий аспект:
- развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
- развитие чувственного ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие познавательной активности в процессе сравнивания музыки и изобразительного искусства;
Воспитательный аспект:
- воспитание в детях эстетического вкуса, стремления к творчеству, прекрасному;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные) Личностные:
– совершенствование художественного вкуса;
- развитие общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; самообразование.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- потребность поделиться со сверстниками и учителем своим мнением, умение слушать и воспринимать мнение других;
- передавать собственные впечатления о музыке и живописи в устной и письменной речи;
- инициировать взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;
- дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
Познавательные:
- использование различных источников информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Регулятивные:
- владеть умением целеполагания в постановке учебных задач, то есть понимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассниками.
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с изобразительным искусством.
- владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки
- формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.
Предметные:
- изучить одно из направлений в изобразительном искусстве и музыке – импрессионизм;
познакомиться с творчеством основоположника импрессионизма в музыке – Клодом Дебюсси;
усвоить понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита;
познакомиться с творчеством художников-импрессионистов;
научиться понимать связь между музыкой и изобразительным искусством;
формировать и развивать коммуникативные умения во время анализа произведений искусства;
формировать умения выделять существенные черты при определении стилевых направлений.
Необходимые ресурсы, материалы: доска, мультимедийный проектор, ПК, наборы тестовых заданий.
Репродукции художников-импрессионистов:
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца».
Камиль Писсарро “Оперный проезд в Париже”.
Огюст Ренуар “Большая ваза с цветами”.
Эдгар Дега “Репетиция балета”.
Клод Моне «Руанский собор в полдень».
Клод Моне «Руанский собор вечером».
Музыкальные произведения композиторов-импрессионистов:
Клод Дебюсси «Диалог ветра с морем» (фрагмент).
Клод Дебюсси «Лунный свет».
М.Равель «Игра воды».
Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».
Длительность урока Урок (45 минут)
Место проведения урока ГБОУ Школа № 2115, 5 класс
Ход урока
Ход урока
Ход урока
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 – 5 минут).
Эпиграф урока: «На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы». (Оноре де Бальзак).
Учитель подводит учащихся к тому, что вся тема II полугодия связана с изобразительным искусством и музыкой.
На экране появляются названия стилей искусства, начиная с XVII века и заканчивая XX веком.
Нужно понять, что будет являться темой урока.
Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.
Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос,
участие и взаимодействие в процессе этого поиска.
Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.
Учащиеся оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства.
III. Постановка учебной задачи (4 – 5 минут).
1. На экране появляется картина художника К.Моне «Впечатление. Восход солнца».
2.Учитель просит выдвинуть предположение о стиле, в котором написана эта картина.
3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся в сфере этого стиля живописи.
Центром композиции К.Моне «Впечатление. Восход солнца» является оранжевый круг солнца, и солнце поднимается из утренней мглы - навстречу зрителю. Оно окрашивает небо и воду в тёплый розовато-жёлтый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск - оранжево-красная дорожка. Художник изображает лодки - тёмными силуэтами на воде; краны, линия берега, суда - всё словно в призрачной дымке; всё окутано влажным туманом.
Именно это произведение послужило основанием для критиков назвать импрессионистами группу художников. чьи картины впервые были представлены на выставке в 1874 году в Париже.
4.Подводит итог беседы.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 6 -7минут.
Знакомство с музыкой в стиле «Импрессионизм».
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Самые известные художники этого направления живописи: Мане, Ренуар, Сезанн, Дега, Моне, Писсарро.
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что стиль «Импрессионизм» распространяется не только на изобразитель
ное искусство, а также и на музыку и другие виды искусств. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.
Учащиеся сами формулируют цели и задачи урока, что для изучения новой темы необходимо: знакомство с людьми – художниками, композиторами, их произведениями искусства;
выявляют сходство и различие живописных образов, сравнивают, анализируют их; устанавливают аналогии особенностей живописи художников-импрессионистов с музыкой композиторов-импрессионистов. (Познавательная деятельность).
Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в этих музыкальных фрагментах и что в них разное. Формируют диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями. (Коммуникативная деятельность).
Личностно оценивают звучащую на уроке музыку. Взаимодействуют со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности. (Регулятивная деятельность).
V. Первичное закрепление (4 – 5 минут).
Основоположник импрессионизма в музыке - французский композитор Клод Дебюсси (1862-1918).
Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой свето-тени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: "Эстампы", "Эскизы" и другие. Но понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К.Дебюсси от русского композитора Н.Римского-Корсакова (1844-1908).
Черты импрессионизма в музыке: передача тонких настроений, психологических нюансов, интерес к тембровой и гармонической красочности в миниатюрных формах - романсе, фортепианной или оркестровой пьесе в свободной форме изложения, стремление к пейзажной программности.
Учащиеся смотрят картины художников-импрессионистов, затем слушают музыку Клода Дебюсси «Диалог ветра с морем» (фрагмент) из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море», сравнивают её с фрагментом вступления к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова «Океан – море синее».
Нужно обратить внимание, как композиторы рисуют море в разных состояниях: из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части разворачивается картина бури.
Анализ стилевых, темповых, динамических и других особенностей каждого музыкального фрагмента и сравнивание их между собой. Проведение аналогии особенностей живописи художников-импрессионистов с музыкой композиторов-импрессионистов. Оценивание выразительных и изобразительных особенностей произведений искусств (живописи и музыки). Выводы учащихся.
Создание многих пейзажных образов принадлежит французским композиторам - импрессионистам - Клоду Дебюсси (1862-1918) и Морису Равелю (1875-1937).
Главное в произведениях К.Дебюсси и М.Равеля - отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Эти впечатления могут быть навеяны и мифологическими персонажами, и древними памятниками, но чаще всего, бесконечно разнообразными картинами природы.
Слушание фортепианной пьесы М.Равеля "Игра воды». Обратить внимание, как в музыке явно слышны переливы искрящихся на солнце струй. И в этой радости угадываем очарование солнечного лета, прелесть прозрачной воды, обрисованной в музыке столь выразительно, что она воспринимается почти зримо.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) 4 –5 минут.
Работа по карточкам (по группам). Раздаётся два вида карточек, на экране по очереди показываются две картины, работа включает в себя вопросы (два варианта), каждый вариант относится к 1 или 2 шедевру живописи.
Задание. Выявить особенности стиля письма той или иной картины, ответить на вопросы, поставленные в заданиях – о композиции, цветовой гамме и т. д.
Формирование умения работать с информацией через конкретно-чувственное сравнение, обобщение и анализ.
Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы по карточкам, т.е. размышления, споры, умение приходить к единому мнению.
Распределение начальных действий, планирование общих способов работы, которые помогут быстро и эффективно справиться с заданием.
Учащиеся оценивают и соотносят те образцы живописи, которые надо проанализировать с тем опытом синтеза и анализа, который у них уже имеется.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 – 6 минут).
Просмотр презентации, в которой поэтапно отражены все разделы урока, который включает в себя подготовку к выбору одного из вариантов домашнего задания. Звучит музыка, на основе которой будут даны варианты домашнего задания («Лунный свет» Клода Дебюсси). Три варианта домашнего задания появляются на экране в конце презентации.
1. Нарисовать свою картину (эскиз) под воздействием этой музыки.
2 .Сочинить небольшой рассказ-зарисовку на тему этой музыки.
3. Записать музыкальные интонации, которые вы услышали в пьесе.
Исследование и выявление закономерностей появления нового стиля в искусстве, выявление общих черт, сопоставление особенностей живописи и музыки в стиле импрессионизма.
Учащиеся применяют словарь эмоций во время просмотра презентации для характеристики звучащей музыки и художественных образов, возникающих на экране.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
(2 – 3 минуты).
Учитель выясняет: какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом?
1. Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока. Сравнивали, анализировали, классифицировали, обобщали. (Познавательная деятельность).
2. Участвовали в совместной деятельности, общались и взаимодействовали на различных этапах урока; планировали способы и приемы работы Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. (Коммуникативная деятельность).
3. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. Умение адекватно воспринимать, как твои действия оценивает учитель и сверстники. (Регулятивная деятельность).
IX. Исполнение песни К. Кельми «Замыкая круг» (2-3 минуты).
Участие в совместном исполнении выученной и любимой песни.
Взаимопонимание, коммуникация, которая объединяет весь коллектив поющих учащихся.