Доклад по теме «Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции»
Доклад по теме «Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции»
Для вовлечения в процесс обучения и развития речи учащихся, на своих уроках я часто использую ситуативную организацию обучения. Это в свою очередь предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся.
В методике преподавания иностранных языков различают 2 вида ситуаций : реальные или естественные, воображаемые или учебные.
Характерным признаком реальной ситуации является появление в окружающей учебной обстановке чего – то нового, не свойственного повседневному положению вещей. Число реальных ситуаций в учебном процессе обычно весьма ограничено, и их , как правило, нельзя заранее запланировать. Следовательно, ориентация на обучение учащихся при помощи только реальных ситуаций привела бы к тому , что учитель лишился бы возможности использовать их в какой - либо целенаправленной и организованной методической системе. Но это вовсе не означает, что реальные ситуации не могут найти своего места в учебном процессе. Наоборот, их целесообразно использовать эпизодически, т.е. тогда ,когда они «укладываются» в рамки заранее запланированного учебного материала. Например, изучается тема «Спорт». В этот период проводятся в школе спортивные состязания. Один из учащихся класса (спортсмен) выступил на этих состязаниях не совсем удачно. Этот факт может, конечно, стать основой для создания реальной речевой ситуации. Причины неудачного выступления ( болезнь, плохая подготовка, необъективное судейство ) служат хорошим поводом для беседы на иностранном языке.
В своей практике чаще всего я использую учебные (воображаемые) ситуации. Основным признаком таких ситуаций является наличие речевого стимула, который должен вызвать соответствующую речевую реакцию, т.е. необходимость в речевом общении.
Они могут быть самые разнообразные. В своей работе чаще всего я использую речевые стимулы вербального (словесного) характера. Например : «Пригласите наших друзей посетить Россию и подскажите маршрут путешествия .» Однако следует учесть, что не каждая ситуация содержит речевой стимул. Например, звонит телефон. Вы снимаете трубку, но абонента не слышите. Эта ситуация не вызовет речевого поступка. В лучшем случае учащийся произнесёт одно слово «алло» или «не слышу» и повесит трубку. Подобные ситуации можно назвать ситуациями действия, а не речевыми.
Также овладение невербальными средствами иноязычного общения на уроках бесспорно приближает учащегося к полноценному коммуникативному акту на иностранном языке, ведь человек не может общаться, оставаясь неподвижным, не жестикулируя и не меняя выражения лица. К невербальным средствам (к неречевым ) относятся жесты, мимика , позы, движения тела, кашель, вдох, выдох и т.д..) Они подразделяются на вокальные (голосовые ), мимические и пантомические сигналы(элементы). Эти сигналы также несут в речевом акте определённую смысловую и эмоциональную информацию.
Речевая ситуация наиболее эффективно может быть предъявлена и в видеосюжете. Этот вид работы я часто применяю на уроках. Эти видеосюжеты не только позволяют сообщать лингвострановедческие знания, но и наглядно демонстрируют образцы динамического поведения носителей изучаемого языка в типичной ситуации общения с учётом речевых и неречевых компонентов коммуникации. Просмотр видеосюжета создаёт также условия функционирования речи, порождающей информацию в коммуникативных целях. Следовательно, использование видео на уроках может служить ориентировочной основой для формирования навыков и умений использования невербальных средств иноязычного общения в коммуникативных целях.
Ролевая игра - одна из эффективных форм организации речевой практики на уроках.
Этот вид работы, применяемые мною на уроках, не только активизирует деятельность учащихся на уроке, но и способствует закреплению языкового материала. Учащиеся , ,наделённые какой – либо ролью, подражают во всём носителям языка, в том числе и в жестикуляции. Конечно, создание учебных ситуаций – задача нелёгкая. Ведь она должна стимулировать учащихся к свободному говорению, включать в себя такой речевой стимул, который бы вызвал у школьников внутренние побуждения к речевой реакции, выраженные в виде просьбы, согласия, догадки, извинения, поздравления, объяснения, благодарности и т.д. Правильно созданная ситуация ставит учащихся в условия, при которых их речь становится такой же естественной, как и в процессе реального общения между людьми.
Предлагая учащимся работу с речевой ситуацией, естественно, очень важно создать в классе непринуждённую обстановку. И эффективность работы с речевыми ситуациями может быть достигнута при условии устранения «боязни» учащихся вступить в беседу на иностранном языке. Для этого необходимо учить учащихся не только слушать речь своих товарищей, но и задавать вопросы по содержанию ситуации, возражать или соглашаться с высказываниями.
Я надеюсь, что систематическое и целенаправленное использование ситуативных упражнений в дальнейшей работе позволит мне :1) Привить моим учащимся умения и навыки вести условно – неподготовленную беседу на языке;
2) Дать учащимся возможность постоянно ощущать и видеть результаты их учебного труда, осознать практически смысл приобретённых ими речевых иноязычных умений и навыков;
3)Организовать процесс обучения таким образом, чтобы характер учебной деятельности учащихся не ограничивал их инициативу и самостоятельность ,а наоборот, представлял бы им широкий простор для творческой активности, для развития способностей и наклонностей к иностранному языку, ибо речевые ситуации содержат самую разнообразную информацию познавательного характера.