Научно-исследовательская работа студентов колледжа как средство мотивации получения инженерного образования


Научно-исследовательская работа студентов колледжа как средство мотивации получения инженерного образования
Сумарокова Юлия Борисовна,
(julia454545@mail.ru)
преподаватель спецдисциплин,
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Казанский энергетический колледж"
(ГАОУ СПО "КЭК")
Аннотация
В данной работе рассматривалось стимулирование дальнейшего профессионального образования выпускников Казанского энергетического колледжа в высших учебных заведениях. В качестве средства профессиональной ориентации и мотивации для получения инженерного образования была рассмотрена научно-исследовательская деятельность студентов колледжа.
Была проведена статистическая обработка данных и получен вывод о степени готовности будущих выпускников нашего колледжа к дальнейшей профессиональной подготовке в институтах высшей школы.
Сегодня в России престиж высшего образования, а соответственно и стремление к образованности и получению знаний высоки, как нигде в мире. Это обусловлено прежде всего, тем, что большинство россиян видят в высшем образовании важнейший ресурс, резко повышающий социальную мобильность гражданина и его конкурентоспособность на рынке труда. Повальное увлечение инновациями и проектами тоже имеет свои положительные стороны. Современная молодежь занимает более активную жизненную позицию, является инициатором и генератором многих полезных идей. С заинтересованными и активными молодыми людьми охотно сотрудничают будущие работодатели , с ними интересней работать коллегам, от них больше отдача в процессе трудовой деятельности.
Процесс привлечения вчерашнего школьника или выпускника колледжа в институт высшей школы начинается с работы по профессиональной ориентации.
Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
После выбора учебного заведения и начала освоения будущей профессии процесс профессионального самоопределения не заканчивается. Например, студентам нашего колледжа необходимо себе ответить на ряд вопросов:
-Продолжать ли образование после окончания колледжа и в каком ВУЗе?
-Начать ли трудовую деятельность и на каком предприятии?
Поэтому профориентационная работа в колледже направлена не только на школьников, но и на студентов колледжа. Одним из направлений такой деятельности является организация научно-исследовательской работы студентов.
Научно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя (научного руководителя) по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. Именно это направление и формирует у студентов умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов.
Основной целью научно-исследовательской работы студентов колледжа является выявление талантливой молодёжи, повышение уровня научной подготовки специалистов среднего звена и их дальнейшая профессиональная ориентация.
Свою научно-исследовательскую деятельность студенты Казанского энергетического колледжа представляют в форме: докладов, тезисов докладов, рефератов, курсовых проектов, дипломных проектов и исследовательских работ. В ее рамках они тесно взаимодействуют с высшими образовательными учреждениями и предприятиями, входящими в образовательный энергетический кластер, и другими учебными заведениями и предприятиями РТ.
Одна из форм научно-исследовательской работы -участие студентов в научно-практических конференциях, а также в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах творческих работ и предметных олимпиадах. Заинтересованность в ней в большей степени раскрывается на старших курсах обучения в колледже, с началом изучения специальных дисциплин и познанием азов будущей профессии.
Важнейшим формой научно-исследовательской деятельности студентов является учебное проектирование. Выполняя курсовые и дипломные проекты, студенты, обучающиеся по целевому направлению от энергопредприятий, связывают темы своих проектов с реальными энергообъектами (Нижнекамская ГЭС, Нижнекамская ТЭЦ, Казанская ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Буинские электрические сети), на которых им предстоит трудиться в скором будущем. В процессе проектирования студенты знакомятся с электрическими схемами и оборудованием, установленным на энергоообъектах; выполняют проекты по их реконструкции и модернизации с применением современного электрооборудования; разрабатывают специальную часть проектов по согласованию с будущими работодателями (ООО «ИНВЭНТ», ООО «КЭР-Холдинг», ООО «Жилэнергосервис», ООО «Гидроэлектромонтаж»); проектируют новые типы закрытых электроустановок в соответствии с требованиями ОАО «Сетевая компания».Ежегодно проходят открытые защиты лучших дипломных проектов на базе предприятия Казанских электрических сетей (ОАО «Сетевая компания») и Казанской ТЭЦ-1 (ОАО «Генерирующая компания») с присутствием представителей от этих компаний, а также на базе «Казанского энергетического колледжа» с присутствием представителей от предприятий - работодателей (ООО «ИНВЭНТ», ООО "Таткабель", ООО «КЭР-Холдинг»). В результате такого плодотворного взаимодействия и сотрудничества с энергопредприятиями многие выпускники успешно трудоустраиваются на эти и другие предприятия энергетической отрасли.
Таким образом, вовлечение студентов в различные формы научно-исследовательской деятельности имеет особую значимость, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление выпускников колледжа.
В результате большая часть наших выпускников - 67,3 % после окончания колледжа принимают для себя решение продолжить обучение в высших учебных заведениях, причем 52,4 % из них выбирает для себя профильный ВУЗ-КГЭУ, а остальные - 14,9 % выбирают родственные технические ВУЗы- КНИТУ(КХТИ) и КНИТУ(КАИ).
Несомненно, студенты, получившие профессиональную подготовку в учреждениях среднего профессионального образования, делают выбор в пользу получения высшего инженерного образования абсолютно осознанно, а не в связи с всеобщим ажиотажем и модой на высшее образование. Одной из причин такого выбора является то, что трудоустроившиеся выпускники ощущают потребность в углублении своих знаний по полученной профессии и повышении своей квалификации. Выпускники, активно вовлеченные в научно-исследовательскую работу, хотят использовать свой накопленный потенциал и раскрыть его в полной мере, закончив не только ВУЗ, но и аспирантуру. Они приходят к пониманию того, что получение высшего образования расширяет их профессиональные возможности и дает возможность карьерного роста.