Методическая разработка урока производственного обучения на тему Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий индустриально-строительный колледж»
Методическая разработка
Урока производственного обучения
ПМ.03Выполнение малярных работ
Тема: "Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков"
Разработал: мастер производственного обучения
Высшей квалификационной категории Крюкова С.В.
г.Липецк 2015-2016г.
Пояснительная записка.
Учение человека состоит в том, чтобы научиться выполнять определенные трудовые операции, студент все должен проделать сам.
Методы производственного обучения основываются на способах совместной работы мастера, преподавателя и обучаемых им студентов, чтобы успешно сформировать у студентов систему технологических умений и навыков в процессе производственного обучения, необходимо обеспечить им возможность для принятия самостоятельных решений, применять полученные знания и умения в практической деятельности. Создать условия близкие к реальным условиям, т.е. к производственным.
Студенты в процессе обучения в профессиональном колледже должны приобрести навыки самостоятельной работы с учебной, технической, нормирующей документацией в области строительства; выработать до автоматизма трудовые навыки по профессии «мастер отделочных строительных работ», умения принимать самостоятельные решения в привычных ситуациях, т.е. целенаправленно применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Одним из средств, позволяющим студентам самостоятельно применять знания, умения и навыки в учебном процессе являются уроки практического обучения.
Цель урока - создать условия мотивированного, практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Данный урок проведен в традиционной форме, когда изучение нового материала представляется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изучаемого материала, лекцией преподавателя, закреплением материала в учебной мастерской.
План урока производственного обучения
по профессии: Мастер отделочных строительных работ.
Специальность: маляр строительный.
Дата урока:
Группа:
Тема программы: «Комплексные малярные работы»
Тема урока: «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков».
ПМ.03 Выполнение малярных работ
Цели урока:
Обучающая – формирование умений самостоятельного выполнения операций в комплексе, планирования технологического процесса по водному окрашиванию поверхностей;
воспитательная – способствовать воспитанию у студентов требовательности к себе при организации рабочего места, точность соблюдения требований технологического процесса, бережного отношения к инструментам и экономии материала;
развивающая – формировать умения по самоконтролю качества выполненных работ, формировать качества личности:
- ответственность за выполнение производственных работ ;- интерес к профессии ;- бережливое отношение к инструментам ;- взаимопомощь .Тип урока:
Изучение трудовых приёмов и навыков.
Форма обучения:фронтальная.
Метод проведения урока:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные методы, практические (выполнение практического задания).
Материально-техническое оснащение урока:
материал: шпатлёвка клеевая, шпатлёвка финишная, водоэмульсионная краска;
инструмент: кисти маховые, кисти макловицы, кисти– ручники, валики поролоновые, меховые, флейцы, шпателя металлические, резиновые;
приспособления: ёмкость для шпатлёвки, для грунтовки, для водоэмульсионной краски;
инструкционно-технологические карты по теме урока.
Учебно-производственные работы: Выполнить каждому студенту 7 кв. м. улучшенной окраски поверхности стены водоэмульсионной краской вручную при помощи кистей и валиков.
Нвр.= 4 часа; Н выр.= 7 кв.м.
Ход урока
1. Организационный момент: (8.30– 8.32)
– приветствие учащихся– выявление отсутствующих– проверка готовности учащихся к уроку
2. Вводный инструктаж: (8.32– 9.20)
– сообщение темы урока– сообщение целей урока– проверка знаний ранее изученного материала:
а) в форме тестовб) фронтальный опрос
(проецирование тестов)
Вопрос № 1. Выполняется ли под улучшенную клеевую окраску второе сплошное шпатлевание поверхностей?
Ответы:
а) нет, не выполняетсяб) да, выполняетсяв) кто как хочет
Правильный ответ: а) нет, не выполняется
Вопрос № 2. При подготовке новых оштукатуренных поверхностей нужно ли выполнять очистку и сглаживание поверхностей?
Ответы:
а) нет, не нужноб) обязательно нужнов) выполнять нужно только очистку.
Правильный ответ: б) обязательно нужно
Вопрос № 3. Перед тем как приступить к работе с новыми валиками, нужно ли их вымачивать в воде?
Ответы:
а) не нужноб) нужно вымачивать 5–6 часовв) нужно вымачивать сутки
Правильный ответ: б) нужно вымачивать 5– 6 часов
Вопрос №4. На каком расстоянии необходимо держать удочку краскопульта от окрашиваемой поверхности?
Ответы:
а) на расстоянии – 30 смб) на расстоянии – 50 смв) на расстоянии – 0,75 см – 1 мг) на расстоянии – 1,5 м
Правильный ответ: в) на расстоянии– 0,75см– 1м
Вопрос № 5. Окраску поверхностей кистями внутри помещений можно окрашивать с пола высотой …?
Ответы:
а) 2,5 – 3,2 мб) 1,5– 2 мв) 4 м
Правильный ответ: а) 2,5 – 3,2 м
Вопрос № 6. Выполняют ли торцевание поверхности при окрашивании вручную?
Ответы:
а) не торцуютб) торцуют для окончательной отделкив) по желанию специалиста
Правильный ответ: б) торцуют для окончательной отделки
Вопрос № 7. При ручной окраске кистью не должно быть видно кистевых штрихов с расстояния…?
Ответы:
а) 5 мб) 4 мв) 3 м
Правильный ответ: в) 3 м
Фронтальный опрос
Вопрос Ответ
Рабочее место маляра и его организация Место, где учащиеся выполняют производственное задание. Каждый инструмент и приспособление имеет своё место.
Инструменты и приспособления маляра Шпателя металлические, кисти маховые, макловицы, кисти– ручники, кисти флейцы, валики угловые, структурные, поролоновые, меховые, лотки по окрасочный состав, ванночки
Подготовка поверхностей под нанесение грунтовочного состава Оштукатуренных поверхностей – выполняют очистку, от пыли и грязи, от брызг раствора, сглаживание;
деревянных – вырезка сучков, удаление засмолов, стачивание шляпок гвоздей, зачистка;
металлических – очистка, удаление окалины, ржавчины, остатков старой краски, обезжиривание
Нанесение грунтовочного состава на поверхность потолка и стен Нанесение грунтовки выполняется плавными движениями, чтобы кисть касалась поверхности только концами волос, стены грунтуют сначала горизонтальными движениями. Потолки– сначала перпендикулярно направлению света, а затем параллельно.
Основные требования техники безопасности при выполнении малярных работ Наличие спецодежды, исправность инструмента, производственная дисциплина, наличие средств индивидуальной защиты
Объяснение нового материала
Основные требования техники безопасности, предъявляемые к рабочему инсрументу (инструменты должны быть в исправном состоянии, инструменты с деревянными ручками должны быть без заусениц, отшлифованы, плотно насажены, шпателя должны быть с ровным, гладким полотном, всегда в чистом состоянии, после работы их следует тщательно вымыть и вытереть насухо, кисти должны быть подготовлены к работе предварительно промыв их в горячей воде, удалив при этом пыль, затем высушить, обмакнуть в грунтовочный состав и обтереть их по грубой штукатурке, придав при этом кисти нужную форму).
Малярные кисти:
Для малярных работ используются малярные кисти разных размеров. Размеры малярной кисти должны соответствовать размерам окрашиваемой поверхности.
Правильные способы работы с малярной кистью
Во время работы малярную кисть необходимо периодически вращать в руке. Это обеспечит равномерность износа щетины по всей окружности малярной кисти. На ровной поверхности малярная кисть изнашивается меньше. Нанося малярный состав на поверхность нажимайте на кисть, втирая краску в поверхность, но не слишком сильно, чтобы волос малярной кисти истирался как можно меньше. При кратковременном перерыве в малярных работах малярную кисть нужно закрепить так, чтобы щетина не искривлялась от соприкосновения с дном емкости.
Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.
Окраска валиком:
Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10–20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.
Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1м2 наносится 3–4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.
Эмульсионные краски
Эмульсионные краски подразделяются на водоэмульсионные, латексные, акриловые, поливинилацетатные, вододисперсионные краски. Они непригодны для нанесения на клеевые краски и лакированные поверхности, применяются в основном для окраски бетонных, загрунтованных металлических, оштукатуренных и деревянных поверхностей. К их плюсам относят нетоксичность и пожаробезопасность, устойчивость к воздействию щелочей. В качестве разбавителя эмульсионных красок обычно используется вода. Водоэмульсионные составы пригодны для потолков и стен, покрытых масляными или эмалевыми красками. Старый слой клеевой краски следует тщательно смыть водой и проолифить. Готовые водоэмульсионные краски бывают нескольких цветов. Нужный оттенок получают в результате их смешивания. Сегодня отечественный строительный рынок располагает широким ассортиментом отделочных материалов, среди которых окрасочные составы занимают достойное место и по цветовой гамме, и по химическому составу. В продаже есть различные готовые краски и компоненты, их составляющие.
Окраска — венец строительства. Въезжая в жилой дом, новоселы первым делом внимательно и придирчиво изучают качество отделочных работ. Нередко хорошие отделка и окраска, создавая великолепный декор как внутри, так и снаружи сооружения, скрывают недоделки и ошибки строителей. Благодаря малярному искусству наши здания выглядят уютными и красивыми, а стандартная типовая среда уступает место цветовому разнообразию.
Технологический процесс выполнения водной окраски поверхностей стен при помощи кистей и валиков состоит из следующих технологических операций:
– приготовление водоэмульсионного окрасочного состава до рабочей густоты;– подготовка поверхностей под окраску водоэмульсионными составами;– наметить при помощи намеленного шнура черту, по которой будут проводить отводку;– кистью – ручником выполнить отводку по намеченной ранее черте;– выполнять окрашивание всей стены сверху донизу;– растушёвку колера на стенах производят вертикальными движениями кисти;– выполнить торцевание поверхности.
Самоконтроль качества малярных работ:
приёмы самоконтроля с применением таблицы операций по подготовке, обработке и окраске поверхностей водными составами;
приёмы самоконтроля с применением таблицы последовательности выполнения операций;
приёмы самоконтроля с применением таблицы дефектов водных окрасок, причин появления и способа их устранения.
Охрана труда при выполнении работ:
работы выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
при работе с металлическими шпателями быть осторожным;
не загромождать рабочее место и проходы материалами;
не бросать инструменты под ногами;
при работе инструментом с острыми углами не поранить себя и вблизи находящихся товарищей;
при шлифовании поверхности работать строго в защитных очках.
Предупреждение возможных ошибок в работе:
не соответствие последовательности выполнения операций при подготовке и обработке поверхностей под водное окрашивание;
несоответствие водных красочных составов по интенсивности и насыщенности цветовых тонов;
обязательно выполнять окрашивание всей стены сверху донизу во избежание появления “схваток”;
не должно быть видно на окрашенной поверхности кистевых штрихов с расстояния 3 м.
Задание на день с указанием нормы времени и нормы выработки на выполнение работы:
сообщение учащимся показателей оценок работы и критериев оценивания;
распределение учащихся по рабочим местам;
подведение итогов вводного инструктажа.
3. Текущий инструктаж
(Самостоятельная работа учащихся и целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки): ( 9.30– 13.30)
Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся:
первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
третий обход– проверка правильности ведения самоконтроля;
четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ учащихся.
4. Заключительный инструктаж: ( 13.40– 14.10)
итоги дня, достижение целей урока
оценка качества каждого учащегося по показателям
лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
ошибки в работе, слабые работы
домашнее задание
подготовка материально– технической базы к следующему уроку
Проведение урока производственного обучения позволяет решить познавательную, воспитательную и развивающую задачи. Значительно повышает активность учащихся, вызывает интерес к профессии.
Осуществляется тесная межпредметная связь (спецтехнология, производственное обучение). Есть возможность оценить каждого учащегося. Самостоятельная работа на уроках производственного обучения формирует навыки умелого применения полученных знаний и умений на производстве.