Внеурочная деятельность Тема: «Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».
Урок внеурочной деятельности в 4 классе
Учитель МОУ СОШ №4
Дегтяренко Елена Леонидовна
Тема: «Светлый и чудесный мир благородства.
Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».
Цель: Учить детей выразительно читать.Уметь анализировать текст, находить прекрасное в душе автора. Показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердца читателей.
Ход урока.
Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!
Г.Х. Андерсен.
1. Организационный момент.
Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг все добрее
Нежнее, милее, светлее.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнем наше занятие
Звучит музыка из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик» - «Вальс цветов».
Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого
заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник»! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
Проведем викторину
1.Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену (Русалочка)
2.Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
3.Как звали очень маленькую героиню? ( Дюймовочка)
4.Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве?( Кай)
5.Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешал спать на мягкой постельке (Горошина)
6.Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. ( Солдатик)
7. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? ( Крапива)
-Кто является автором этих героев? (Г.Х.Андерсен)
-Какие сказки Андерсена вы знаете?
(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен - он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»)-Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного импровизатора, народного певца - Г.Х Андерсена. (Вывешиваю портрет)
3. Актуализация знаний.
Беседа об авторе и его произведениях.
1) -Что знаете об этом сказочнике?
(Ответы детей)
(-Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г. Оденсе 2 апреля1805 года. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.
-Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности.
-Его никогда не наказывали.
-Мечтал обо всём, что могло прийти в голову.
-Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.
-Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.
-В 14 лет потерял отца, уехал в Копенгаген.
-Первые сказки услышал от отца.
-Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку)- Скончался писатель 5 августа 1875 года и похоронен в Копенгагене.
- Молодцы!
- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
( Они интересные, чистые, поэтические, светлые, обычное делаютнеобыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк,но его надо понять)
3)Рождение сказок в душе автора.
- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену?
( В результате рассуждений учащихся появляется схема)
28003501727200026333452368550019570702368550054991017272000 Сказки
Плод фантазии перевод из народных сказок из жизни автора
4. Постановка темы и задач урока.
-Давайте обратимся к слайду с эпиграфом нашего урока
Я: Обращение к эпиграфу:
« Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!»
Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде (Ромашка).
-Какую же сказку Андерсена мы будем анализировать?
Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил?
Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
5. Лексическая работа.
При чтении сказки вы встретили незнакомые вам слова, к которым вы самостоятельно нашли объяснение
Благость Бога означает, что Бог — это высший эталон блага, и все — и сущность, и дела Бога — достойны одобрения
Досада — Чувство неудовольствия, раздражения, вызванное неудачей, обидой и т.п.
Затрепетать - задрожать, вострепетать, сотрястись, затрястись, содрогнуться,
Знобить – лихорадить, трясти
Мука – Сильное физическое или нравственное страдание, мучение, страдание, терзание, маета, пыткаДёрн – верхний слой почвы, густо поросший травой. (Толковый словарь Ожегова)
7. Осмысление.
-Что можете сказать об этой истории? ( Это очень грустная история)
-Кто главный герой сказки? (Простой цветочек у канавы)
Найдите и прочитайте отрывки, которые подтверждают ваши высказывания.
-Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах? (автор воспевал, боготворил нравственные качества человека через образ ромашки)
-Давайте обратимся к тексту и проанализируем сказку.
8. Анализ литературного произведения.
-Какой вы увидели ромашку?
(Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек)
Выборочное чтение
-Найдите в тексте слова о том, нравилась ли ромашке её жизнь и прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду.
(« Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!») -Так какой была ромашка? (счастливой)
Что такое счастье?
(счастье, радость, красота)
-А теперь прочитаем описание садовых цветов.
- Какими они были? ( Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку)
- С кем можно сравнить цветы в сказке Андерсена? ( С людьми)
-Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?
(« Важничали, раздували щёки, покраснели от досады)
-А как ромашка относилась к окружающим её цветам?
((Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала)-Как называется такой приём в литературе (Олицетворение)
- Назовите качества, характеризующие ромашку.
(застенчивость, доброта, чуткость)
-Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхенько к скромной ромашке? Это было случайно?
( Нет, т.к. ромашка-простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком)
-Прочитайте, какая реакция на это была у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)
-Как вы думаете, ромашке было жалко тюльпаны, которые срезала хозяйка? Зачитайте.
-Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его незримое присутствие?
( Да, в сказке всё время слышится голос писателя: она любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам)
-Какими были садовые цветы?
(красивые)
-Скажите, можно поставить знак равенства между ромашкой и садовыми цветами?
( нет, у них разное отношение к жизни. Ромашка обладала даром чувствовать и понимать живое. А тюльпаны, пионы – нет. Они любили только СЕБЯ)-Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной.
-Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя встреча. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке)-Прочитаем об этом.
-О чем думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём)
- А другие цветы? ( Они были заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них)-Дайте характеристику жаворонку. Каким он был?
(Свободолюбие, отчаяние, красота души, переживание)
-Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)
- Кто виноват в гибели жаворонка? (Мальчики)
- Почему?
- Это можно исправить? (Да)
- Как? (Идет обсуждение)
-Дайте характеристику поступкам мальчиков.
(беспечность, эгоизм, страдание, сочувствие)
-Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? ( Её выбрасывают на пыльную дорогу).
-Перечитайте последний абзац про себя.
- Кто выбросил дерн на пыльную дорогу?
(любой: может, мальчики, их родители, служанка)
-Что случилось с ромашкой?
- Но у Андерсена мы не видим ее мертвой. Почему?
- Он хотел дарить людям радость.
- Какой вы запомнили ромашку? (Любящей. Она думает не о себе, а жалеет жаворонка) Не смотря ни на что у сказки светлый конец, ибо любовь всегда светла!
8.Закрепление.
Моделирование сказки. Работа в группах.
А сейчас разобьемся на группы, по номерам, которые вы получили. Подойдите к соответствующей парте и начните работать.
У вас на партах конверты. Восстановите план сказки.
1,2 группы восстанавливают план сказки
1)Ромашка распустилась.
2) «Как я счастлива!»
3)Гордые цветы.
4)Встреча с жаворонком.
5) девушка срезает цветы в саду.
2 группа:
6) Жаворонок в западне.
7) Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой.
8) В клетке птички.
10) На пыльной дороге.
3,4 группы – составляют картинный план по иллюстрациям
3гр.- 1-5 иллюстрации
4гр. - 6-10 иллюстрации.
Рисунок 1
Рис. 6
Рис2
Рис 7
Рис3
Рис 8
Рис4
Рис 9
рис5
Рис 10
По окончании работы все садятся на свои места
Проверка:
Посмотрите, совпадает ли план сказки с картинным планом. Согласны ли вы? (я согласен, потому что соблюдена последовательность событий, события идут друг за другом)
9.Итог.
- Какие эмоции вы испытали, когда читали сказку?
(Радость, гнев, обиду, досаду, надежду, возмущение, недовольство, негодование, печаль, сочувствие, отчаяние, жалость, горе, тоску, разочарование, тревогу, испуг, боязнь, опасение, стыд, любовь.)- Что вам особенно понравилось в сказке?
(благородство ромашки, красота жаворонка.)
-В чем заключается благородство Ромашки?
- Подведите итог, обобщая все ответы.
(природа прекрасна, но беззащитна. Берегите ее)(рассказывает ученик)
-В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: « Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».
10.Заключение. Рефлексия
Заканчивается наш урок, и я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена.
Продолжите любую из фраз:
Доска
-Сказки Андерсена учат….
-Сказки заставляют задуматься….
-В сказках Андерсена живут…
(Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей).Последний лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу:
« Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».
- Давайте вырастим в себе Ромашку, Василек, Колокольчик, Незабудку!
Пусть от этого будет светлее!
- Сегодняшний урок хочется закончить такими словами:
«Поймала я бабочку – она погибла,
сорвала я цветок – он увял,
и тогда стало понятно –
к красоте можно прикоснуться лишь сердцем».
-Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца.
А в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашем уроке и будут залогом нашей дружбы.
11. Домашнее задание.
По выбору:
1)Составить и написать письмо людям от имени птицы, цветка. (Советы птицы или цветка)
2)придумать другую концовку к сказке « Ромашка».
-Спасибо вам за урок!