Тема: «Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».
Урок литературного чтения в 3 «Г» классе
Тема: «Светлый и чудесный мир благородства.
Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».
Цели:
Знание: знать содержание сказки, знать факты биографии Х.К.Андерсена, как рождается сказка, что сказка – это отражение жизни.
Понимание: осознавать христианские заповеди, воспетые в сказке, проводить аналогии между характерами цветов и людей.
Применение: принятие общечеловеческих ценностей, выработка собственной позиции по нравственным вопросам сказки.
Анализ: анализировать текст сказки по поставленным вопросам
Синтез: продумать и создать презентации проектов групп
Оценка: оценить значение сказки для жизни, сделать личные выводы.
Ход урока.
«Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни.
Все, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее»
Г.Х. Андерсен.
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика – глубокий вдох «Супер релакс»
остановить
В казахском народе говорят: «Гул - омір к™ркі» Слайд 1
Как переводятся эти слова? «Цветы – украшение жизни».
Закройте глаза и постарайтесь перенестись на цветочную поляну.
2.Мотивация учебной деятельности.
Продолжение супер релакс - музыка
- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет,эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, рослипускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник»! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай.
(О. Дриз)
-Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
-Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?
(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен- он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»)
Слайд 2
-Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного импровизатора, народного певца - Г.Х Андерсена.
Слайд 3
«Сказки скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами» Г. Х. Андерсен
3. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.
Беседа об авторе и его произведениях. Слайд 4
1) -Что знаете об Г. Андерсене?
(- Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г. Оденсе 2 апреля 1805 года. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги)
-В какой семье рос Андерсен? (Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности).
-Любил ли он шалить? (Его никогда не наказывали).
-О чем мечтал Андерсен? (Мечтал обо всём, что могло прийти в голову).
-Кем работал Андерсен? (Был и башмачником, и певцом, занимался танцами).
-О какой профессии сына мечтали его родители? (Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.)
-Когда Андерсен начал самостоятельную жизнь? ( В 14 лет потерял отца, уехал в Копенгаген).
-Кто рассказал первые сказки Андерсену? (Первые сказки услышал от отца.)
-Кто был первым слушателем сказок Андерсена? (Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку)
- А вам знакомы сказки этого писателя? - Какие сказки вам запомнились? Мы сейчас проверим.
2) Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена. (читают дети в группах) Слайд 5
1.Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену
(Русалочка)
2.Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
3.Как звали очень маленькую героиню? ( Дюймовочка)
4.Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве?( Кай)
5.Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешал спать на мягкой постельке (Горошина)
6.Он был с одной ногой, т.к его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. ( Солдатик) 7. Из чего вязала Элиза рубашки для своих братьев? ( Крапива)
- Молодцы!
- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
( Они интересные, чистые, поэтические, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять)
3)Рождение сказок в душе автора. Слайд 6
- Ребята, а как вы думаете, как рождалиь сказки в душе Андерсена?
( В результате рассуждений учащихся появляется схема) слайд
Сказки
фантазия перевод из народных сказок из жизни автора
4.Постановка темы и задач урока. Слайд 7
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».
Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!»
Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других.
Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое
слово по вертикали в кроссворде
(Ромашка). Слайд 8
6.Проектная деятельность.
- Кто главный герой сказки?
- Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?
(Не смотря, на свою короткую и скромную жизнь она была счастлива.)
- А вы знаете, для чего придумывают сказки? Для того чтобы радовать, дарить счастье. Ученые доказали, что сказки сотканы из того же вещества, что и добрые сны. Потому что сердце человека так устроено, нам хочется чтобы зло было наказано, а добро победило и все были счастливы.
СЧАСТЬЕ – кластер на доске
Цель урока:
- Нам предстоит исследовать произведение и разобраться в том, что же такое счастье? Что хотел Андерсен пробудить в наших сердцах своей сказкой?
Работа в группах.
1 группа
Тема: «Счастье – это жизнь»
Цель: исследовать 1 часть сказки и выяснить, почему ромашка считала себя счастливой, хоть и росла у самой канавы и никто ее не замечал.
Гипотеза: возможно счастье не зависит от богатого окружения.
Презентация: фильм «Ромашка», созданный ребятами группы из картинок - озвучивание под музыку, выразительное чтение:
1. У самой канавы, в мягкой зеленой траве росла ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - желтое, круглое, как
солнышко, сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей-лепестков.
2. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поет где-то высоко - высоко в небе жаворонок.
3. Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников; наша ромашка тоже смирно сидела на своем стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью.
4. Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что в его громких, звучных песнях звучит как раз то, что таится у нее на сердце; поэтому ромашка смотрела на счастливую порхающую
певунью птичку с каким-то особым почтением, но ничуть не завидовала ей и не печалилась, что сама не может ни летать, ни петь. "Я ведь вижу и слышу все!- думала она. - Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!"
5-6
Вывод: Счастье – не завидовать, не грустить, если у вас чего-то нет, надо радоваться каждому новому дню, радоваться, что ты живешь. Значит счастье – это жизнь. (на доску в кластер – «жизнь»)
"Чудеснейшая из сказок это жизнь..." Г.Х Андерсен
Физминутка «Ромашка» для глаз
2 группа
Тема: «Счастье – это красота»
Цель: исследовать 2 часть сказки и определить, красота - это обязательное условие для счастья.
Гипотеза: нужно быть красивым и тогда все будут тебя любить, и ты будешь счастлив.
Презентация: инсценировка, автор читает, «цветы» - показывают мимикой
Автор: В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы так и раздували щеки - им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело? Пестрее, наряднее тюльпанов никого не было, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза. Никто из гордых цветов не
замечал маленькой ромашки, росшей где-то у канавы. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала
Птичка: "Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная певунья птичка! Слава богу, что я расту так близко - увижу все, налюбуюсь вдоволь!"
Автор: Вдруг раздалось:
Птичка: "квир-квир-вит!",
Автор: и жаворонок спустился... не в сад к пионам и тюльпанам, а прямехонько в траву, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!
Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала.
Птичка: "Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!"
Автор: Желтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золотое, а ослепительно белые лепестки отливали серебром. Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась к синему небу. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка опомнилась от такого счастья. Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы - они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю, кому же и оценить его, как не им! Но тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть! Хорошо, что они не умели говорить - досталось бы от них ромашке. Бедняжка сразу поняла (цветы показывают свое презрение ромашке), что они не в духе, и очень огорчилась.
Вывод: Красота души ценнее красоты внешней, «золотое сердце» приносит счастье. Счастье – это красота души. (на доску в кластер – «красота души»)
3 группа
Тема: «Счастье – это любовь, забота»
Цель: исследовать 3 часть сказки и выяснить делает ли любовь и забота человека счастливым
Гипотеза: возможно, когда кого-то любишь, о ком-то заботишься, это только напрягает, от этого устаешь. Лучше, когда любят тебя и заботятся о тебе.
Презентация: творческий пересказ от лица Ромашки
Утром я опять расправила лепестки и протянула их, как дитя ручонки, к светлому солнышку. В ту же минуту я услышала голос моего любимого жаворонка; он пел, но так грустно! Бедняжка попался в западню и сидел теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Он пел о просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело-тяжело было у моего любимого на сердце - он была в плену!
Мне всей душой хотелось помочь пленнику, но чем? И я забыла и думать о том, как хорошо было вокруг, как славно грело солнышко, как блестели мои серебряные лепестки; меня мучила мысль, что я ничем не могла помочь бедной птичке.
Вывод: когда любишь, то поступать по - другому просто не можешь, чувствуешь, что необходимо помочь, и если поможешь тебе так хорошо, спокойно, радостно. Значит, счастье – любить. (на доску в кластер – «любовь»)
4 группа
Тема: «Счастье – это добро»
Цель: исследовать 4 часть и выяснить, можно ли быть счастливым, не понимая, что твои поступки приносят страдания другим.
Гипотеза: Иногда, наши добрые поступки оказываются очень жестокими. Но нас это не касается.
Презентация: диафильм – иллюстрации к отрывку 6,8,9,10 крепят к кадрам диафильма + Диалог жаворонка и ромашки.
Жаворонок: - Тут нет воды! Они забыли дать мне напиться, ушли и не оставили мне ни глоточка воды! У меня совсем пересохло в горлышке! Я весь горю, и меня знобит! Здесь такая духота! Ах, я умру, не видать мне больше ни красного солнышка, ни свежей зелени, ни всего божьего мира! И ты завянешь здесь, бедный цветок! Тебя да этот клочок зеленого дерна - вот что они дали мне взамен всего мира! Каждая травинка должна быть для меня теперь зеленым деревом, каждый твой лепесток - благоухающим цветком. Увы! Ты только напоминаешь мне, чего я лишился!
Ромашка: - Ах, чем бы мне утешить его. Я не могу шевельнуть ни листочком.
Жаворонок: - Пить! Пить!
Ромашка: Бедный жаворонок! Пока ты жил и пел, все забывали о тебе, оставили умирать в клетке от жажды, а теперь устроили пышные похороны и проливают над твоей могилкой горькие слезы! А я выброшена на пыльную дорогу; никто и не подумал обо мне, а я больше всех любила бедную птичку и всем сердцем желала ее утешить.
Вывод: мальчишки решили, что жаворонок красиво поет, и посадили его в клетку, что бы он развлекал их своим пением, а ромашкой украсили клетку – кажется, что ничего плохого в этом нет. Они не думали, как себя чувствуют пленники. Они забыли о них. Очень часто мы совершаем поступки, которые нам кажутся совершенно безобидными, не задумываясь о необратимых последствиях, о страданиях других. Надо поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Значит счастье – это доброта и ответственность.
9.Итог.
-Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку.
« Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
- Как вы думаете, что значит с «золотым сердечком»?
(С одной стороны это цвет, с другой - качество характера - доброе сердечко)
- Что же хотел донести до нас автор?
(Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, и жестокие мальчишки, чтобы «ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром благородства и счастья»
Песня «Что такое счастье» Э. Хиль караоке
10.Заключение.
- Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Давайте на лепестках ромашки напишем то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».
На серединках ромашек:
дети пишут на полосках белых, которые приклеивают к серединке ромашки
-Сказки Андерсена учат.
-Сказки заставляют задуматься.
-В сказках Андерсена живут
(Звучит музыка. Ученики пишут, читают написанное. Склеивают ромашку).
- Сегодняшний урок хочется закончить такими словами:
«Поймала я бабочку – она погибла,
сорвала я цветок – он увял,
и тогда стало понятно –
к красоте можно прикоснуться лишь сердцем».
-Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца. Будьте счастливы.
11. Домашнее задание. (творческого характера).
По выбору:
Составить и написать письмо людям от имени птицы, цветка. (Советы птицы или цветка)
Придумать другой конец сказки.
-Спасибо вам за урок!
15