Конспект урока по окружающему миру Весна-пробуждение природы
1 класс.
Тема: «Весна-пробуждение природы»
Ход урока:
I. Организационный момент.- Добрый день, любители природы.
Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.
Какое настроение возьмем с собой?
Тогда вперед за знаниями!
Релаксация: Звуки природы.
II. Актуализация знаний и формулирование темы урока. (целеполагание)
Какую картину вы себе представили, слушая эти звуки?
(пение птиц, шум дождя, волны, восход солнца)
В какую группу можно объединить все эти слова? (природа)
В окружающем мире есть еще предметы, сделанные руками человека. Как мы их называем? (рукотворное)
Какая бывает природа? (живая и неживая)
Что относится к живой природе? (растения, животные, грибы)
5. А что относится к неживой природе? (вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
6. По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?
(растут, питаются, дышат, размножаются, умирают)
Чтобы убедиться, что вы надежно запомнили, поиграем в игру «Третий лишний»
Нужно назвать лишний предмет и объяснить, почему вы так считаете.
Самолет утенок дерево (рукотворное, остальное живая природа)
Ирис тучка свинья (явление природы, остальное живая природа)
Будильник утка ножницы (живая природа, остальное рукотворное)
Грибы попугай солнце (явление природы, остальное живая природа)
Дерево рыба еж (растение, остальное животные)
Снежинка человек цветок (неживая природа, остальное живая природа)
- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Слайд 2)
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(С.Маршак)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие слова вам помогли догадаться, что речь идет о весне? (снег потемнел, треснул лед на озерах, небо выше, чернее дорожки, на вербах сережки, зачирикал воробей)
- Какова же тема нашего урока? (весна)
- После какого времени года наступает весна? (после зимы)
- Зимой природа засыпает. А весной что происходит с природой?
(оживает, пробуждается)
Итак, весна: природа пробуждается
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) (3 слайд)
Послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель) хором
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят. Гром грохочет,
Угадай, что за месяц это? (Май)
Названия месяцев легко запомнить по первым буквам.
Весна – время года МАМ.
- Почему мам? (Праздник 8 марта – праздник мам)
Считается , что:
Март – это весна света.
Апрель – это весна воды.
Май – весна зеленой травы и цветов.
В марте небо с каждым днем более голубое. Солнце пригревает ласковее и горячее.
В апреле тает снег, бегут веселые звонкие разговорчивые ручейки.
В мае земля покрывается душистыми цветами.
III. Постановка проблемного вопроса.
(Слайд 4)
- Весна травы еще не наступила. А какая сейчас весна? (Наступила весна света и приближается весна воды)
- На данный момент более заметны изменения в живой или неживой природе?
(в неживой)
Ярче светит солнце
День длиннее
Тает снег
Стало теплее
Значит и мы с вами будем говорить об изменениях в какой природе? (в неживой)- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об изменениях в неживой природе с наступлением весны. (5 слайд)
Совместное открытие нового. (слайд 6)
- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка №1
Стало холоднее.
Образовались проталины.
День уменьшается.
Река замерзает.
Листья распускаются.
Птицы улетают на юг.
Тает снег и лед.
Стало теплее.
Земля покрылась снегом.
День увеличивается.
Лед на реке тает.
Листья желтеют.
Птицы прилетают с юга.
Проверка: Назовите по порядку, какие признаки весны в 1 столбике? Во 2 столбике?
Образовались проталины
Тает снег и лед
Стало теплее
День увеличивается
Лед на реке тает
Птицы прилетают с юга
Давайте попробуем выделить самый главный признак (день увеличивается и становится теплее)
Перечислите те явления, которые относятся именно к неживой природе?
Образовались проталины
Тает снег и лед
Лед на реке тает
Как вы понимаете значение слова проталины? (слайд 7)
В толковом словаре Ожегова лексическое значение этого слова объясняется так:
Проталины – место, где стоял снег, и открылась земля.
Тает снег и лед в городе. (слайд 8)
Очень опасно ходить под крышами зданий, на крышах сосульки. (слайд 9)
Не отходить от пешеходных дорожек, так как колодезные люки могут быть открыты. (слайд 10)
Что изображено на рисунке слева? (слайд 11)
Что изображено на рисунке слева? Назовите одним словом. (ледоход)
Что означает слово ледоход? (Движение льда по течению)
А на рисунке справа? Лед уже растаял, воды так много что река вышла из берегов. (половодье)
(слайд 12)
Подумайте, в какой последовательности проходит ледоход на реке?
Проверка!!!
(Слайд 13)
Как вы считаете в каком порядке проходит половодье?
Проверка!!!
На картине Левитана «Большая вода» на заднем плане изображена деревня, дома стоят в воде.
Половодье приносит много вреда, близлежащие поселения могут быть затоплены.
(Слайд 14)
Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться.
Очень опасны шалости на реке во время ледохода и половодья.
Многие художники рисовали весну. Вы видели картину Левитана «Большая вода» откройте учебники на с.38 и посмотрите как Алексей Саврасов изобразил пробуждение природы
Работа с учебником стр.38-39
- По каким признакам мы узнаем, что это весна? (тает снег, проталины, прилетели грачи)
- Как бы вы озаглавили?
- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 16)
- Назовите объекты живой природы. (грачи, березы, кусты)
- А теперь назовите объекты неживой природы. (снег, вода, почва)
- Составьте рассказ по картине. (подготовка)
ФизминуткаК нам весна шагает Быстрыми шагами.И сугробы таютПод её ногами.
Чёрные проталиныНа полях видны.Верно, очень теплыеНоги у весны.
Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем
(ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (поднимают голову вверх)
Птички в гнёздышках сидят. (приседают)
Птички по небу летят (взмахи руками)
И по кочкам скачут (прыжки на месте)
И никто не плачет! (улыбаются)
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
- Лето богато солнцем.
- Осень урожаем.
- Зима снегом.
- А чем богата весна? Водой. Чем больше воды, тем лучше урожай.
Мы говорим : «Она течёт»
Мы говорим : «Она играет».
Она бежит всегда вперёд , но никуда не убегает.
Дети, вы догадались , сегодня у нас речь пойдёт о воде
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха покрывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.
Доклад ученика, подготовленный заранее (сопровождение картинками)
Давайте послушаем где же встречается в природе вода
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы состоит на 90-95% из воды. Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище) Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.
Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.
Учитель подводит итог:
Так вот она какая вода! Это очень ценное полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы вами попробуем установить с помощью опытов.
Практическая часть урока
ОПЫТ 1. Форма воды.
Приготовьте разную посуду, например, стакан, чашку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
ОПЫТ 2. Запах воды.
Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.
Вода ничем не пахнет. Она без запаха.
ОПЫТ 3. Вкус воды.
Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо знаком тебе вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя. Ни один из знакомых тебе вкусов нельзя отнести к воде.
Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.
ОПЫТ 4. Цвет воды.
Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.
ОПЫТ 5. Прозрачность воды.
Поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды? Вода прозрачна. И все же в природе вода не всегда бывает прозрачной, так как нередко она загрязнена различными отходами.
ОПЫТ 6. Вода – растворитель.
Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обрати внимание на соль, сахар,мел,песок, которые ты опускал в воду. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел и песок оседают на дно. Они хорошо видны. Проверь прозрачность воды во всех четырех стаканах, как ты это делал в опыте 2.
Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом и песком мутная. Почему не видно соли и сахара? Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной? Чтобы ответить на этот вопрос проделай опыт.
Первичное закрепление (обучение способам применения по образцу).
1)Что происходит с температурой воздуха с приходом весны?
1 – она не изменяется
2 – она повышается
3 – она понижается
2) Изменяется ли внешний вид снега с наступлением весны?
1 – да, он стал серым, грязным, набухшим
2 – нет
3 – да, он стал мягким, пушистым
3) Выпадают ли осадки весной?
1 – нет
2 – да, но только дождь
3 – да, весной часто идёт дождь, а иногда выпадает снег
4) Что происходит в почвой с наступлением весны?
1 – сразу и повсюду оттаивает
2 – оттаивает постепенно
3 – остаётся твёрдой
5) Что происходит раньше ледоход или половодье?
1 – ледоход и половодье бывают одновременно
2 – раньше проходит ледоход
3 – она понижается
Вторичное закрепление (самостоятельная работа)
Карточка № 2.
Весна приходит к нам сразу после ________.
Весенние месяцы – это_______________.
Весну можно узнать по таким признакам_______,
Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
Почему мы начали изучать такое время года как весна?
По каким признакам люди узнают весну?
Что нового вы узнали на уроке?
Что повторили из того что уже знали?
Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
- О каких свойствах воды вы узнали.
- Расскажите, зачем нужно знать свойства воды?
- Расскажите, как вы очищаете воду?
А. Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
Самооценка.
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и желтые.
Синяя капелька – урок понравился, было интересно.
Желтая – возникли трудности.
Поднимите капельку, которую считаете нужной.