Доклад Воспитание физических качеств как основа укрепления здоровья и развития обучающихся


Воспитание физических качеств как основа
укрепления здоровья и развития обучающихсяПЛАН
I. Цель физического воспитания в школе
II. Содержание и структура урока физической культуры.
III. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания
обучающихся
IV. Общепедагогические требования к уроку физической культуры
V. Информационные технологии на уроках физической культуры
VI. Соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса.
VII. Заключительная часть
VIII. Список литературы
Здоровье и здоровый образ жизни в последнее время стали неотъемлемой частью среди потребностей человека в современном обществе. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Так, в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Целью физического воспитания в школе является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Вопрос о сохранении здоровья и физическом развитии обучающихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. В нашей школе, как и в любой другой есть обучающиеся имеющие различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Основными причинами являются:
малоподвижный образ жизни;
недостаточность знаний о здоровом образе жизни;
вредные привычки подростков;
неосведомленность родителей о пользе необходимых физических нагрузок для их детей.
В результате возникают следующие проблемы у обучающихся:
заболевание опорно-двигательного аппарата;
нарушение осанки, плоскостопие;
нервно-психические расстройства;
снижение интереса к урокам физической культуры.
Учитывая все эти проблемы, я стараюсь строить и организовывать свои уроки так, чтобы:
дать каждому обучающемуся оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;
развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни;
сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей, достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и филолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребёнка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключается в том, что обучающийся овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Программа по физической культуре в общеобразовательной школе имеет разностороннюю направленность средств и методов физического воспитания.
Планирование — это один из основных компонентов системы физического воспитания обучающихся. Я планирую свои уроки строго в соответствии с программой, фиксируя свои основные мысли, поиски, руководствуясь конкретными условиями, в которых я работаю, куда входят климатические особенности, наличие спортивного инвентаря и др. На основании программы по физической культуре составляю один из главных документов планирования — план-график прохождения учебного материала за год.
Содержание урока физической культуры составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся.
Существующая в настоящее время трехчастная структура предусматривает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей.
Это включение (постепенное) учащихся в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока.
Следовательно, работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности.
В соответствии с этим, уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Многие уроки имеют, прежде всего, образовательный характер, что отличает эту форму занятий от оздоровительных и воспитательных форм занятий в широком смысле слова. Но решение образовательных задач в физическом воспитании достигается посредством физических упражнений, от воздействия которых зависит оздоровительный и воспитательный эффект урока. Ведущее значение образовательной направленности учебного урока вовсе не означает, что снижаются его оздоровительный и воспитательный эффекты. Ставя задачи по овладению знаниями, умениями, навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться должных оздоровительного и воспитательного эффектов.
Образовательные задачи
1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков (З.И.Кузнецова, 1968):
1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание,); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);
3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки);
4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);
5) умения выполнять комплексные движения для преодоления искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).
2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Обучающиеся должны знать:
1) условия и правила выполнения физических упражнений;
2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;
4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.
Воспитательные задачи
1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.
2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.
Оздоровительные задачи.
1. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.
Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т. д.
Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях. Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.
Часто на уроке физической культуры мы сталкиваемся с такой проблемой, как необходимость формирования личности, способной к достижению высоких результатов физического развития, с другой стороны невозможность решения этой проблемы в силу разных индивидуально-психологических особенностей и физической подготовленности обучающихся одного класса. Поэтому, чтобы улучшить ситуацию по физическому развитию обучающихся, я применяю личностно-ориентированный метод обучения и воспитания, базирующийся на индивидуальных возможностях обучающихся, т.е. уроки ориентированные на личные показатели школьников. Для этого в первую очередь нужно:
видеть в каждом ученике уникальную личность;
создать различными приемами ситуацию успеха;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устраняют
их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» ребенка.
Тем самым обеспечивается максимально возможный для каждого обучающегося уровень физического развития, показывается важность физического развития в процессе гармоничного развития личности.
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности обучающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не следует ограничивать и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому важным является использование личностно-ориентированного обучения.
Свои уроки я строю в соответствии с общепедагогическими принципами, общими и методическими принципами системы физического воспитания. Они конкретизируются и дополняются применительно к уроку следующими требованиями:
1. Воздействие урока должно быть всесторонним-образовательным, воспитательным и оздоровительным.
2. Обучение и воспитание обучающихся должны осуществляться на всем протяжении урока-с первой минуты до последней.
3. На уроках, как и на других формах занятий, следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий.
4. Нужно вовлекать обучающихся в учебную деятельность, всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей. Только так можно достичь однородного для всех хода учебно-воспитательного процесса в течение длительного времени и тем самым избежать их отсева или появления отстающих.
5. На уроках следует ставить совершенно конкретные задачи и лучше так, чтобы их можно было решить именно на данном занятии. Решение общих задач учебно-воспитательного процесса достигается выполнением системы частных, конкретных задач. Достигнуть цели можно при условии успешного завершения каждого из уроков и органической преемственности их.
Несмотря на то, что понятие “здоровье” ещё не получило строгого научного обоснования, под физическим здоровьем понимают степень физического развития человека. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма (Л.П.Матвеев. 1991). Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным является развитие собственно-силовых способностей и общей (аэробной) выносливости. В качестве средств воспитания собственно-силовых способностей могут использоваться общеразвивающие упражнения, объединённые в комплексы, а также упражнения с отягощениями, в том числе с отягощением собственного веса или веса партнёра. Существует специфика применения собственно-силовых упражнений в зависимости от реализации образовательных задач.
На занятиях лёгкой атлетикой мои обучающиеся выполняют упражнения собственно-силового характера в конце основной части урока, если не предусмотрено выполнение упражнений для развития общей выносливости. На уроках спортивных игр мы выполняем такие упражнения с использованием набивных мячей в подготовительной части урока. На занятиях гимнастикой выполняем собственно-силовые упражнения как в подготовительной, так и в основной частях урока. Я строго следую требованиям общешкольной программы по подбору силовых упражнений с отягощением веса 40–60% от максимума, количество повторений должно не превышать 12–16 раз, количество упражнений в комплексе целесообразно не превышать 6–7 упражнений, интервалы отдыха между упражнениями – 2–3 минуты. Упражнения собственно-силового характера выполняются со старшеклассниками, с учащимися среднего школьного возраста в гораздо меньшем объёме, и совсем не рекомендуются для выполнения с детьми младшего школьного возраста.
Для развития общей выносливости применяю упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяю беговые упражнения. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег. Такие упражнения позволяют легко дозировать нагрузку, доступны для обучающихся и не требуют особых условий.
Одним из приоритетных направлений учителя физкультуры в школе считаются повышение качества образования, предлагается использовать информационные технологии на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В нашей школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в свою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.
Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Использование на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации, один из эффективных наглядных методов пропаганды здорового образа жизни.
Эффективность использования информационных технологий на уроках физкультуры:
на уроках физкультуры они дают возможность организовать прохождение теоретического материала в доступной и наглядной форме;
при проведении внеклассных мероприятий: спортивных викторин, конкурсов и т.п.
при подготовке к оценочному зачету для развития критического мышления, решения проблемных задач, самостоятельной работы с информацией.
при разработке учебных проектов, способствующих развитию интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося, самовыражению и навыков совместной работы.
при работе с обучающимися, имеющими ограниченные физические возможности.
Для каждой группы совершенствую и систематизирую теоретический материал: компьютерные презентации, тесты, методические разработки, сценарии внеклассных мероприятий. Теоретический материал способствует познавательной активности, учащиеся проявляют свои знания в творческих работах - разработках проектов, оформлении рефератов, рисунках, добиваются хороших результатов.
Обучающимся можно предложить темы следующих проектов «За здоровый образ жизни», «Спорт - посланец мира», «Мой любимый спортсмен» и т.д. тема может быть выбрана и самим обучающимся, главное, чтобы она отражала направление работы по формированию здорового образа жизни.
Реферат может носить различную смысловую нагрузку. Например «Мой любимый вид спорта», «История развития спорта», «Комплекс упражнений для слабослышащего (человека с плохим зрением, с искривлением позвоночника, с плоскостопием и т.д.).
Немаловажным значением в системе физического развития и укрепления обучающихся играет создание комфортных условий на уроке:
температура и свежесть воздуха;
рациональное освещение зала;
исключение монотонных звуковых раздражителей;
влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
наличие раздевалок для девочек и мальчиков;
наличие аптечки;
спортивный инвентарь
наличие у каждого обучающегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы на уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися. Сколько бы мы ни учили ребенка элементам игры на уроках, он никогда не научится, если не будет участвовать в соревнованиях. Такие дети, как правило, стесняются играть, а это сохраняется надолго и после окончания учебного заведения. Дети, участвующие в соревнованиях, значительно лучше разбираются в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствуют себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремятся играть. Они серьёзней относятся к изучению на уроках техники и тактики игры.
Поэтому соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса. Участие в них должно поощряться оценками независимо от занятых мест.
Вместе с тем надо учитывать, что соревнования учащихся должны коренным образом отличаться от соревнований взрослых.
Главная цель таких соревнований – обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших.
К участию в соревнованиях я привлекаю максимально возможное количество обучающихся, начиная с соревнований внутри групп. Если невозможно провести их по основным правилам, то использую упрощенные, с меньшим количеством участников в командах. Либо каждая группа выставляет несколько команд, и соревнования проводятся в параллели или между ними.
Проведение дней здоровья с привлечением всех обучающихся, учителей и родителей стало традицией в системе воспитания здорового образа жизни. В каждой параллели периодически проводятся такие соревнования, как «Осенний кросс», «Соревнования по гимнастике», «Военно-спортивные эстафеты», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты» и первенства школ города по волейболу, футболу, баскетболу.Обучающиеся нашей школы принимают активное участие во всех городских соревнованиях по различным видам спорта, где составляют здоровую конкуренцию обучающимся школ города.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Не зря народ придумал столько пословиц и поговорок о здоровье.
• Любой жует, да не любой живет.
• Здоровье - всему голова.
• Здоровая душа в здоровом теле.
• Здоровье дороже денег.
• Здоровье не купишь.
А изречения великих людей о здоровье поражают своей точностью и лаконичностью:
Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс - нем. профессор - валеолог.)
Здоровое тело - продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.)
Главное, от чего зависит физическое здоровье, - здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.)
У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А.И. Солженицын.)
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский)
Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман - основатель валеологии.)
К.Э. Циолковский писал: “Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за свое будущее, за господство разума и блага во вселенной…”
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, геноцид нации, научный и экономический потенциал общества.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.А я, со своей стороны продолжу: “…воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым”. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.
Список литературы1. Закон об образовании в Российской Федерации 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
3. Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие [Текст] / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. – М., 1999. – 316с.
4. Беляев, В.С. Здоровье, экология, спорт [Текст] / В.С. Беляев. – М., 1995. – 208 с.
5. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания [Текст] / Я.С. Вайнбаум. – М., 1986. – 363с.
6. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст] / Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичёв, И.Т. Суравегина. – М., 1997. – 216с.
7. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М., 2003. – 240с.