Программа подготовки воспитанников школы-интерната к жизни в замещающей семье
ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Курчатовского района Курской области
Программа
подготовки воспитанников школы-интерната к жизни в замещающей семье
Разработали социальные педагоги
Лабузова Л.В., Перегудова Т.В.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания для разработки Программы Закон РФ “Об образовании”, Конвенция о правах ребенка, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481, Конституция Российской Федерации.
Заказчик Программы ОКОУ «Пенская школа-интернат»
Разработчик Программы Лабузова Л.В., Перегудова Т.В. – социальные педагоги
Исполнители Программы Социальные педагоги
Цель и задачи Программы Реализация права ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оставшегося без попечения родителей, на проживание и воспитание в семье.
Проведение специальной психолого-педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.
Ожидаемый результат Формирование у воспитанников представлений о функциях семьи и ее ролях, значении в обществе.
Становление умения осознанно подчиняться требованиям родителей и выполнение семейных правил, норм, традиций.
Формирование способности ребенка осознавать сильные и слабые стороны своей личности.
Повышение самооценки ребёнка, развитие уверенности в себе, снятие страха жизни в замещающей семье.
Контроль за исполнением Программы Контроль за исполнением Программы осуществляет директор ОКОУ «Пенская с (к) школа-интернат» И.И. Евдокимова.
Сроки реализации Программы Сентябрь 2015 - сентябрь 2016 года
Пояснительная записка
Проблема сиротства в России является одной из самых острых социальных проблем. Воспитание детей в интернатных учреждениях не обеспечивает удовлетворения их основных потребностей и накладывает негативный отпечаток на психофизическое развитие детей, свидетельством чего является не только отставание в развитии и несформированность бытовых и коммуникативных навыков, но и отсутствие у них конструктивных поведенческих установок (доверительных отношений к миру, личной ответственности и пр.), необходимых для успешной интеграции в социум.
На сегодняшний день поиск решения данной проблемы осуществляется в контексте развития института замещающей семьи. «Замещающая семья» является обобщающим понятием для семейных форм устройства детей, обозначающим малую социальную группу, одним из членов которой является принятый на воспитание ребёнок, основанную на связях, регламентированных семейным законодательством и реализующую социально-ориентированные функции семьи. Однако активное развитие института замещающей семьи требует освоения новых подходов и форм работы, поскольку с увеличением числа детей, размещаемых в семьи, явно обозначились такие проблемы, как несоответствие реальности ожидания родителей, неготовность к трудностям; наличие эмоциональных и поведенческих трудностей у ребёнка, связанных с его предыдущим травмирующим опытом проживания в интернатных учреждениях; недостаток поддержки со стороны социальных служб.
Для успешного достижения цели — обеспечить семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработана данная программа.
Цели программы:
реализация права ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оставшегося без попечения родителей, на проживание и воспитание в семье;
проведение специальной психолого-педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.
Задачи программы:
развивать у ребёнка мотивы межличностного общения, желания воспитываться в семье;
формировать условия, необходимые для успешного устройства ребёнка в замещающую семью;
создать медико-психологические и педагогические условия для положительной адаптации ребёнка в замещающей семье;
предотвратить отказ от приёмных детей и жестокое обращение с детьми в замещающих семьях.
Формы реализации программы:
Психолого-педагогическая диагностика.
Моделирование ситуаций.
Ролевое проигрывание.
Консультирование
Демонстрация.
Решение проблемных задач.
Беседы.
Информирование.
Ожидаемые результаты:
формирование у воспитанников представлений о функциях семьи и ее ролях, значении в обществе;
формирование умения осознанно подчиняться требованиям родителей и выполнение семейных правил, норм, традиций.
формирование способности ребенка осознавать сильные и слабые стороны своей личности;
повышение самооценки ребёнка, развитие уверенности в себе, снятие страха жизни в замещающей семье.
Содержание программы:
Тема №1: «Дом, который мы построим»
Осмысление ребёнком своих желаний и потребностей: что он хочет получить в семье – новых родителей, старших друзей, обрести уют и тепло домашнего очага или получить желанную свободу, или получить опыт ведения домашнего хозяйства, определенные практические навыки.
Тема №2: «Я не трус, но я боюсь»
Снятие естественного страха, опасения, уменьшение чувства тревоги, обусловленного негативным опытом потерь и разочарований. Проработка страхов и тревог.
Тема№3: «Мой портрет»
Осознание не только того, что ребенок хочет получить в семье и от семьи, но и обязательно понимание, что он может дать семье.
Тема №4: «Мы выбираем, нас выбирают»
Нахождение точек соприкосновения, определяющихся взаимностью выборов, совместимостью интересов и потребностей. Это процесс двусторонний. Выбор делает как семья, так и сам ребенок.
Тема №5: «Слагаемые семейного счастья»
Обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности.
Тема №6: «Конфликты и ссоры в семье»
Развитие умения правильно выражать свои мысли, говорить о проблеме. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений личностного характера.
Тема №7: «Учимся договариваться»
Формирование умения уступать и настаивать на своем.
Тема №8: «Какой я и какие другие»
Создание пространства для обсуждения чувств и отношений детей к окружающим детям, взрослым, предполагаемой семье.
Тема №9: «Помогите мне»
Формирование умения искать поддержку, просить о помощи.
Тема №10: «Секрет счастливой семьи»
Формирование у ребёнка стремления построить счастливую семью, успешно принять новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.
Тема №11: «Семейные проблемы»
Формирование умения разрешать проблемы, возникающие при общении в семье через разрешение специально созданных ситуаций.
Тема №12: «Родственные чувства»
Формирование желания ухаживать за детьми (например, младшими сестрами и братьями), стариками, больными в семье.
Тема № 13: «Семья – это семь я»
Помощь в более глубоком осознании ребёнком своих установок на будущую жизнь в семье, значение семьи в жизни человека.
Тема №14: «Счастливая страна взаимоотношений»
Усвоение сущности понятий «уважение», «любовь». Формирование уверенности в том, что любовь и уважение – важнейшие условия полноценных семейных отношений.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема Кол-во часов Период Форма проведения
1. Дом, который мы построим 1 Сентябрь Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация
2. Я не трус, но я боюсь 1 Сентябрь Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация
3. Мой портрет 1 Октябрь Беседа, индивидуальная консультация
4. Мы выбираем, нас выбирают 1 Ноябрь Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация
5. Слагаемые семейного счастья 1 Декабрь Беседа, групповая работа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация
6. Конфликты и ссоры в семье 1 Январь Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация
7. Учимся договариваться 1 Февраль Беседа, индивидуальная консультация
8. Какой я и какие другие 1 Март Ролевое проигрывание, беседа, групповая работа
9. Помогите мне 1 Апрель Дискуссия, психологическая игра, групповая работа
10. Секрет счастливой семьи 1 Май Беседа с элементами дискуссии
11. Семейные проблемы 1 Июнь Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация
12. Родственные чувства 1 Июнь Беседа, инсценирование13. Семья – это семь я 1 Июль Беседа, групповое рисование, моделирование ситуации
14. Счастливая страна взаимоотношений 1 Август Беседа, тестирование, индивидуальная консультация
Список литературы
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2006.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для школьников и младших школьников. СПб.: Речь, 2006.
Газман О.С.Теория: что такое педагогическая поддержка // Классный руководитель, 2000, № 3.
Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.
Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.: Издательство «Ось-89», 2004.
Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка //Социологические исследования, 1991.
Деменьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилакика. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под. науч.ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Питер, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
Игры. Обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред.Л.М. Шипицыной. СПБ.: ИСП и П, 2000.
Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.:ИСП и П, 2000.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис. 2005.
Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В, Шавырина и др. / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001.