Лекция для зам.директоров по ВР Половое воспитание


Половое воспитание
 
В конституции Республики Казахстан провозглашено:
« Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства»
За последние годы, как во всем мире, так и в нашей стране, резко изменилось сексуальное поведение подростков, возросла их активность, порождающая комплекс таких проблем как:
Нежелательная беременность.
Болезни, передаваемые половым путем , включая СПИД
Половые преступления.
Раннее начало половое жизни, плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции, недостаточное использование приводит к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости.
 
В связи с чем под половым воспитанием понимают – систему медицинских и педагогических мер направленных на воспитание детей, подростков и молодежи, правильного отношения к вопросам пола.
Задачи ПВ – способствовать:
 
• гармоничному развитию подрастающего поколения
• полноценному формированию детородной функции
• повышению сексологических знаний
• укреплению брака и семьи.
 
Виссарион Григорьевич Белинский: «Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности»
 
А.С. Макаренко: «Мы должны так воспитывать наших детей, что бы они относились к любви как к серьезному и глубокому чувству, чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье»
 
Недостаток информации со стороны педагогов, медиков и родителей приводит подростков к случайным источникам информации.
В процессе полового воспитания можно выделить следующие этапы:
1. Дошкольный. ( в процессе которого прививаются)
* Гигиенические навыки
* Правила поведения
* Правильное физическое развитие (спорт, закаливание)
* Одежда (раздражение эрогенных зон)
* Профилактика и лечение заболеваний (глисты, восп.крайней плоти, кальпиты)
* Нравственность
* Уважительное отношение к старшим, представителям противоположного пола, к сверстникам
* Взаимопомощь (чувство ответственности, долга)
* Профилактика гомосексуальности
* Игры
 
С 2 – 3 лет у детей формируется сознание принадлежности к определенному полу. На вопрос «Откуда я взялся» в этом возрасте не стоит вдаваться в детальные подробности, иногда достаточно: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос  у меня в животе». Можно привести сравнение из жизни животных. Если ребенок стал свидетелем рождения котят, стоит обратить его внимание на инстинкт материнства. Отсутствие ответа или недостаток информации побуждает к поиску у более «осведомленных» сверстников и порождает недоверие к родителям.
 
2. Младший школьный возраст характеризуется.
 * Стыдливостью, сдержанностью
* Готовностью всегда оказать помощь младшим
* Правильным поведением в общении со сверстниками. (этика)
* Формированием общих взглядов
* Мечтами и планированием счастливого брака
При появлении влюбленности (учителям, родителям) необходимо не фиксировать внимание на этом, но стараться переключить внимание на другую тему.
 
 3. Подростковый период. Девочки 12-14 лет, мальчики 13-15 лет.
 
Характеризуется интенсивным физическим, психо-эмоциональным, гормональным развитием. Появляется первое половое влечение и первые черты взрослости.
 * Стремление к самостоятельности
* Самоутверждение
* Желание, чтобы взрослые считались с ним 
 
В этих ситуациях необходимо разъяснить:
 * Все что связано у девочек с менструацией
* Все что связано у мальчиков с поллюциями
Провести профилактические мероприятия направленные на профилактику :
 * Преждевременного пробуждения чувственности
* Гомосексуальности
* Влюбчивости
* Комплексов
 
Привлекать детей к занятиям спортом, творческой активности.
 
Нездоровая атмосфера в семье (пьянство, брань, безнравственное поведение взрослых) формирует распущенность, цинизм.
Стимулируют половое чувство (сцены кино, порно, танцы) дети будут искать реализацию в форме – отвлечения от учебы, смене компании, онанизме, ранних половых связях.
 
4. Старший школьный возраст характеризуется.
 
* Более детальным изучением анатомии и физиологии
* Гигиены половой жизни
* Морально-нравственных, социальных аспектов взаимоотношения полов
* Ответственностью
* Введением в курс венерических заболеваний  Профилактикой 
* Переориентацией гомосексуальной наклонности
 
Кон Игорь Семенович (психолог) 1988г.: «Сексуальная ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно трудно, а то и вовсе не возможно. Это обязывает учителя быть, прежде всего, гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие».
 
* Борьба с комплексами
* Разборчивость в привычках, общениях.
 
При правильной организации режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. Спорт, творчество – поглощают избыточную энергию.
 
Со стороны взрослых необходима :
• Тактичность
• Уважение
• Дружба.
 
Правильно реагировать – этой дружбе надо помогать, направлять, беречь от пошлостей и грязи. 
Очень важно при половом воспитании мальчиков сохранить у них чувство сыновней нежности, так как оно становится одним из основных источников формирования у них уважения к женщине.
 
Макаренко А.С.: «Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев, сестер, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину
 У подростка должна формироваться
• мужская сдержанность
• глубокое уважение
• чуткость
 
У девушек необходимо взращивать понятия
 * девичья честь
* доброе имя девушки
* чувство женского достоинства
 
Настоящая любовь возникает в годы физической и духовной зрелости человека. Поэтому задача медицинских работников, педагогов и родителей заключается в подготовке подрастающего поколения для счастливой жизни в браке.
На уровне нашей школы вопросы полового воспитания решаются медицинским работником Ахметовой Г.И, классными руководителями 1-11 классов, социальным педагогом школы , психологом и учителями биологии. Медицинский работник проводит беседы с мальчиками и девочками по половому воспитанию, рассказывает об анатомии и физиологических изменениях происходящих в подростковом возрасте, о нежелательности ранней беременности и средствах контрацепции. Важное внимание уделяет гигиене тела , болезням передаваемым половым путем, . Классные руководители, уделяют внимание, вопросам связанным со здоровым образом жизни и профилактики вредных привычек. Во всемирный День борьбы со СПИДом проводят классные часы, акции, выставки рисунков и плакатов посвященные данному дню, в ходе которых стараются привлечь внимание детей к данной мировой проблеме. Важное внимание уделяют семейному воспитанию, говоря о роли членов семьи, обязанностях, традициях и взаимоотношениях. Социально- психологическая служба, ведет работу, направленную на формирование нравственных взаимоотношений подростков, проводит тренинги и беседы со старшеклассниками о нравственно- половом воспитании.
  В ходе данной работы стараются учесть шесть принципов основанных на формировании положительного характера
 
1. Преждевременные половые отношения ставят под угрозу:
 
* физическое здоровье
* эмоциональное состояние
* моральный облик
 
негативные примеры:
 • беременность и ее последствия
• венерические заболевания
• трудности в будущих отношениях
 
2. Разумные границы. необходимо повысить:
 
* уважение
* ответственность
* самоконтроль
 
3. Чтобы избежать преждевременных половых отношений необходимо:
 
* осознание физической и эмоциональной опасности
* видеть разницу секс - любовь
* видеть преимущества воздержания до брака
* выбрать стратегию поведения
* повысить силу характера (скромность, самоконтроль, здравомыслие, уважение)
 
4. Презервативы не исключают на 100%:
* беременность
* венерические заболевания
* психологические травмы
 
5. Если мораль равна нулю, то бесполезно говорить о вреде:
 
* наркотиков
* жестокого поведения
* беспорядочных половых связей
 
6. Профилактика всегда дешевле лечения.
Подросток должен осозновать
* что «хорошо и плохо»?
* почему я должен…?
 
Он должен понимать что дружба – это фундамент успеха счастливого брака.
 
Том Ликон (подростковый психолог): «Характер формируется благодаря знаниям о моральных нормах, внутреннему согласию с ними и соответствующим действиям».
 
 
Каждая личность уникальна
 
 
1. Эмоционально
* терпение, сдержанность
 
2. Физически
* питание, отдых, труд
 
3. Интеллектуально
* образование
* дополнительные источники информации
 
4. Социально
* круг общения
* достижение целей
 
5. Этически
* ответственность
* здравомыслие
* самоконтроль
 
 
Ориентация в средствах массовой информации играет важную роль. Необходимо:
 
 1. Научить «фильтровать» информацию.
2. Научить рассуждать, что «хорошо и плохо»
• жанры
• облик главного героя
• идеи сюжета
 
  Необходимо сформировать понятие о том к чему приводит добрачный секс
Обоснование обучения половому воздержанию
1. Объясняет социальные, психологические и физиологические преимущества полового воздержания.
2. Утверждает половое воздержание до брака в качестве единственного приемлемого для подростков стандарта поведения
3. Объясняет, что воздержание от половой близости, единственно надежный способ избежать беременность вне брака, болезней, передаваемых половым путем и других проблем связанных со  здоровьем.
4. Учит тому, что моногамные отношения в браке являются ожидаемым стандартом сексуальных отношений между полами.
5. Убеждает, что половая связь вне брака, с большой вероятностью, может сопровождаться негативными для человека психологическими и физиологическими последствиями.
6. Информирует о том, что рождение детей вне брака, может пагубно сказаться как на самих детях, так и на их родителях и всем обществе в целом.
7. Разъясняет молодым людям, какими способами возможно отклонять сексуальные домогательства, а также насколько употребление алкоголя и наркотиков увеличивает уязвимость человека в случае сексуальных домогательств.
8. Объясняет необходимость обретения финансовой и социальной независимости до начала половых отношений.
 
Последствия добрачного секса.
1. Физические.
* болезни
* беременность
* аборты
 
2. Психологические
* разрыв отношений
* депрессия
* недоверие
* проблемы в будущих взаимоотношениях
 
Статистика
 
• 7 из 10 девочек, вступивших в половые отношения до 14 лет – изнасилованы
• каждый 4 человек заражается 
• 4 из 10 беременностей подростков заканчиваются абортом
• ¼  часть всех венерических заболеваний приходится на подростков
 
Преимущества полового воздержания.
 
• свобода от беременности
• свобода от болезней, передаваемых половым путем
• свобода от побочных эффектов возникающих при использовании контрацептивов
• свобода в укреплении дружеских отношений
• свобода иметь доверительные отношения в браке
• свобода планировать будущее и использовать свою энергию для достижения поставленных целей
• свобода от преждевременных родительских обязанностей.
 
ГУ «Совхозная средняя школа»
Половое воспитание
(выступление на районном семинаре для заместителей директоров по ВР)

Подготовила: зам. директора по ВР
Горковец М.Н.
село Октябрьское
2016 год