Программа подготовки к самостоятельной жизнедеятельности воспитанников школы — интерната
Утверждено:
Директор ОГОУ
«Специальной (коррекционной)
школы – интерната № 28»
_______________ Сапега Н. А.
«____» _____________ 2014 г.
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат №28 г. Тулуна»
Программа подготовки к самостоятельной жизнедеятельности
воспитанников школы-интерната №28.
Цели и задачи:
Целью деятельности специалистов является оказание помощи воспитанникам в адаптации и интеграции в социальную среду, создание возможности для самореализации, максимального использования своих возможностей и способностей через систему коррекционно-развивающих и социально-развивающих занятий.
Задачи:
диагностика возможностей детей для адаптации к тому или иному виду деятельности;
выработка у воспитанников готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности;
выбор профессии с учетом интересов, психофизических возможностей и ранее полученных навыков;
воспитание умения работать в коллективе, оценивать результаты своего труда;
Система работы предполагает использование как традиционных, так и современных форм деятельности для успешного обеспечения целенаправленного процесса интеграции воспитанников в общество.
Основные положения работы специалистов по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизнедеятельности.
Формировать правильное представление о жизни.
Развивать навыки общения, понимания отношений между детьми и взрослыми, между самими детьми.
Расширять и углублять социальные контакты, исключать беспомощность в решении ряда обычных жизненных ситуаций.
Профессиональное самоопределение воспитанников состоит из следующих этапов:
Профдиагностика;
Развивающая и коррекционная работа;
Профессиональная подготовка (профконсультирование, просвещение, профессиональные пробы, деловые игры, циклы занятий, детское проектирование).
Деятельность специалистов реализуется через лекционные, дискуссионные, практические и игровые занятия.
1 этап – диагностический
Специально подобран и апробируется блок методик диагностики индивидуальных особенностей личности детей-сирот, связанных с выбором профессии.
Диагностика проводится, в том числе для осознания детьми своих индивидуальных качеств.
Все данные заносятся в индивидуальные диагностические карты.
Воз-растСпециа-
лист Содержание
1-4 кл. психолог
соц.педа-гог- выявление психологических особенностей ребенка для профессионального самоопределения;
- использование опросника по принципу ДДО для младших школьников.
5-7 кл. психолог
соц.педа-
гогопределение предпочитаемого типа профессий
выявление склонностей, интересов
8-9 кл.
психолог
соц.педа-гог- профдиагностика- используются следующие методики: диффереционально-диагностический опросник для подростков с ОВЗ, «Анкета интересов», опросник выбора профессии по сферам деятельности для подростков с ОВЗ.
-изучение специфики социального окружения и межличностных отношений;
-исследование отношения подростков к той или иной проблеме, выяснение подготовленности к самостоятельной жизни;
-выявление интересов, потребностей и профессиональной направленности детей;
-выработка критериев оценки готовности воспитанников к самостоятельной жизни;
Выпускники
психолог
соц.педа-гог-диагностика соц. адаптации выпускников и дальнейшей интеграции их в социуме;
-преодоление учебных и профессиональных достижений и проблем процесса образования выпускников;
- определение необходимой предметной среды проживания, социально-психологического климата, наличия вещей, необходимых для нормального проживания.
2 этап – развивающая и коррекционная работа
Система групповых и индивидуальных занятий направлена на:
коррекцию неадекватного поведения;
коррекцию слабой социальной рефлексии;
развитие позитивного общения;
снятие тревожности;
формирование психологической готовности к защите своих прав.
3 этап – профессиональная подготовка
ПрофконсультированиеНа групповых консультациях у воспитанников развивается социальная активность, детей знакомят с видами профессий, положительными и отрицательными сторонами, перспективами.
Консультирование специалистов школы-интерната предполагает ознакомление с возможностями детей и их готовностью к осуществлению той или иной деятельности.
На индивидуальных и совместных профконсультациях подросток совместно со специалистами учится оценивать качество своих профессиональных и жизненных планов. Возраст Содержание Ответственный
1-4 кл. -проведение групповых консультаций по теме «Все профессии важны» соц.педагог5-7кл. -проведение групповых консультаций по теме «Профессии, которые мы выбираем» (профессии типа человек-человек: школа знаний, служба здоровья, на страже закона, культура для всех, сфера обслуживания). соц.педагог8-9 кл. - проведение индивидуальных профконсультаций с целью расширения знаний о профессиях, учебных заведениях, условиях обучения;
-организация экскурсий в учебные заведения с целью получения профконсультаций;
-посещение «Ярмарки профессий», с целью организации консультаций подростков;
-индивидуальные профконсультации с целью ознакомления с основными результатами профдиагностики;
-совместные профконсультации с учетом личностных особенностей, способностей, успеваемости и интересов ребенка для выработки профессионального пути, получения профессии. соц.педагогпсихолог
Выпускники -индивидуальное консультирование по проблемам трудоустройства, защиты прав и законных интересов;
-консультирование с целью оказания помощи в разрешении проблем общения, полового взаимодействия соц.педагогпсихолог
Профессиональные пробы.
Профессиональные пробы объединяют весь спектр профессиональной деятельности по предметам труда и учитывают самые разные интересы подростков школы-интерната.
Формы организации профессиональных проб: учебный труд, специально организованные кружки, система специально организованных заданий, уроки домашнего труда, работа в мастерских, экскурсии для подростков на предприятия и общественные организации, с целью ознакомления с будущей профессией и составлением профессионального плана.
Организация профессиональных проб предполагает:
овладение первичными знаниями о профессии,
знакомство со специалистами-производственниками,
подробный инструктаж и овладение требованиями к специалисту,
практико-ориентированная деятельность детей,
отчет о прохождении проф. проб,
обмен полученными знаниями и навыками в виде конференции, взаимоконсультаций.
Профессиональные пробы позволяют увидеть успешность (или не успешность) выполнения практического задания в том или ином виде профессиональной деятельности и позволяет судить о направленности профессионального интереса, а главное о возможности успешного освоения будущей профессии в данной области.
Перечень предлагаемых профессий:
Внутри школы-интерната:
повар, грузчик, инструктор по труду, кастелянша, столяр, библиотекарь, подсобный рабочий, плотник, швея по ремонту одежды, подсобный рабочий, вахтер, сторож, уборщик помещений, банщик, гардеробщик, дворник, парикмахер, помощник социального работника, машинист по стирке белья.За пределами учреждения:
почтальон, кондуктор, санитарка, сапожник, младший продавец, штукатур-маляр, мастер отделочных работ, портной, мастер столярно-плотничных работ, конюх, мастер сельскохозяйственного производства, хозяйка усадьбы, мастер растениеводства, санитарка-уборщица. Просвещение.
Просвещение имеет свей целью углубление знаний воспитанников о профессиях, формирование устойчивого интереса, расширение круга знаний о существующих в обществе профессиях с выделением наиболее актуальных.
Здесь происходит ознакомление с обобщенными психологическими признаками труда, социально-правовыми вопросами профориентации.
В.Г. Виды работы и содержание Специалист
1-4 кл. Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, беседы, задачи и проблемные вопросы с профориентационным содержанием, экскурсии, игры из цикла: «Мир профессий»
Расширение представлений детей о профессиях.
Развитие субъективности, присвоение социального опыта.
-формирование представлений о различных видах профессий и их представителями,
- проведение игр по профориентации с целью усвоения детьми представлений о различных видах профессий и знакомство с правилами и нормами взаимодействия с другими людьми, формирование навыков общения, развитие рефлексии и эмпатии. воспитатель
кл.рук-ль
психолог
соц-ый педагог
логопед
специалисты центра занятос-ти5-7 кл. Рассказы, беседы, задачи и проблемные вопросы с профориентационным содержанием, профориентационные сюжетно-ролевые игры, экскурсии и встречи со специалистами.
Формирование умения прогнозировать будущую жизнь, далекую перспективу.
-знакомство с обобщенными психологическими признаками труда,
-освоение понятий о видах профессий с учетом их социальной потребности,
-знакомство с функциями отдела по трудоустройству,
-знакомство с миром профессий, со структурой учебных заведений, собственный выбор профессии,
-знакомство с правами и свободами учащихся.
воспитатель
кл.руководительпсихолог
соц. педагог
специалисты центра занятости
8-9кл. Беседы, задачи и проблемные вопросы с профориентационным содержанием, деловые игры, экскурсии и встречи со специалистами, профессиональные пробы, диспут клубы, работа с профессиоведческой и научно-популярной литературой.
Расширение сферы самостоятельности, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности.
-овладение знаниями об эффективном поведении,
-углубленное знакомство с информацией о профессиях,
-освоение социально-правовых вопросов профориентации,
-освоение понятий: «профессиограмма», «формула профессии», «социально-профессиональная мобильность», «безработица»,
-знакомство с ролью и функциями центров занятости в трудоустройстве. воспитатель
кл.руководительпсихолог
соц. педагог
специалисты центра занятости
сотрудники молодёжногоцентра
Деловые игры и детское проектирование.
Целевое назначение: создание ситуации успеха и общественного признания в деятельности, удовлетворение интересов и любознательности, стимулирование личностных достижений в различных сферах деятельности.
Обучение подростков искусству вести деловую дискуссию, преимущественно в социальной области.
Основной инструмент: описание деловых игр, создание команд, обучение и организация работы группы тренеров (специалистов сопровождения-руководителей команд), проведение соревнований внутри школы-интерната, между коррекционными школами.
Предполагаемый результат:
Подростки школы-интерната, овладевшие опытом ведения дискуссий и определившие свою позицию;
группа специалистов, познакомившаяся с проблемами жизненного самоопределения воспитанников, с позиции самих воспитанников;
привлечение общественного мнения к проблеме формирования профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната;
создание личных связей между детьми, обучающимися в разных учреждениях.