Конспект урока чтения по стихотворению А. Прокофьева Берёзка (5 класс)


Тема. А.Прокофьев «Берёзка».
Цели: закреплять навыки выразительного и осознанного чтения; корригировать память, речь (через работу по обогащению словаря прилагательными, заучивание и воспроизведение стихотворения); воспитывать любовь к природе, Родине, бережное отношение к её богатствам.
Оборудование: иллюстрации на форзаце учебника, схема.
Ход урока.
Организационный момент.
Псих. настрой.
- Встаньте ровно, улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь.
Мы умные, мы разумные
Мы сегодня трудимся
Всё у нас получится.
2. Упр. на развитие внимания и мышления.
Солнце девочка осень небо
Дверь маска луна листья
Проверка дом. задания.
- Какой раздел изучаем? Какое последнее произведение по этой теме закончили читать на прошлом уроке?
-Что было задано на дом? Расскажите, кто и как помог детям добраться до дома.
- Что вы можете сказать о Наташе? Каким человеком она вырастет?
3) Итог. Оценки.
Сообщение темы и цели урока. Подготовительная работа к изучению нового материала.
1) - Сегодня на уроке мы продолжить читать произведения о лете. Ваша цель: внимательно слушать учителя, правильно и выразительно читать, принимать активное участие в работе.
2) - Какие деревья нашего леса вы знаете?
- Молодцы. Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы внимательно её послушайте и определите, о каком дереве идёт речь.
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены.
- О каком дереве говорится в загадке? Как вы догадались?
- Расскажите, что вы знаете о берёзе.
3) Слово учителя.
- Берёза – самое красивое дерево русского леса. Берёзу любят не только за красоту.
Давно, когда люди не умели делать бумагу, на берёсте писали.
Из древесины берёзы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины, делают веники и мётлы. Берёзовый веник в бане все хвори (болезни) выгоняет из больного человека.
А какой у берёзы вкусный и полезный сок. А сколько грибов растёт в берёзовом лесу!
Берёза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. и радует красотой.
Берёза – символ России, любимое дерево русского народа. Ни об одном из деревьев не сложено столько песен и стихов. Сколько о берёзе.
4) Одно из таких стихотворений мы сейчас будем читать. Называется оно «Берёзка». Автор А.Прокофьев.
Первичное чтение. Проверка первичного восприятия прочитанного.
- Это стихотворение мы научимся читать выразительно и заучим наизусть. Послушайте стихотворение.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какое настроение оно у вас вызвало? Что вы запомнили из содержания?
Изучение нового материала.
Вторичное чтение (про себя).
- Прочитайте стихотворение про себя, найдите слово, которое показывает отношение автора к берёзе.
Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.
- Какое слово показывает, как автор относится к берёзке? Сколько раз оно повторяется?
- Расскажите, как выглядит берёзка. Прочитайте ещё раз 1 строфу. Назовите слова, которые помогают нам представить, как выглядит берёзка. Какое чувство вызывают эти слова? Прочитаем их с восхищением.
- Какие слова и выражения помогают представить бёрёзку в виде русской девушки?
- Где мы будем делать паузы? С каким чувством будем читать стих-ние?
Выразительное чтение.
Обобщающая работа.
- Рассмотрите иллюстрации на форзаце учебника. Какое дерево на них изображено? Как выглядит на них берёза?
- Почему надо беречь берёзу?
- Какую пользу берёза приносит человеку?
- Что можете сделать вы. Чтобы берёза и дальше приносила людям пользу?
Берёза – красота – лекарство – корм – строительный материал – топливо
Дом. задание.
Стр.61-62 выучить наизусть.
Итог урока. Оценки.
- Как называется стих-ние, с которым вы сегодня познакомились? Кто его написал?
- Понравилось ли вам стих-ние? Что вам запомнилось?