Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе «Вагнер Л.Ф. Сказки Кота Мурлыки. Курилка»
2411095-262890
муниципальное общеобразовательное учреждение «школа № 116 города донецка»
Внеклассное чтение
Н.П. Вагнер
«Сказки Кота - Мурлыки. Курилка»
3 класс
Подготовила
Зятина Вита Владимировна
учитель начальных классов
Донецк
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. П. Вагнера; показать своеобразие необыкновенность его сказок; создать условия для формирования нравственных позиций на основе художественных текстов, освоения основных литературоведческих понятий: что такое сказка, каким является основной конфликт сказок, какие существуют виды сказок.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с творчеством
Н. П. Вагнер и содержанием его произведения «Сказки Кота-Мурлыки. Курилка»;
научатся: слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности, выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, видеть и различать прекрасное и безобразное.
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотивов.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения. Личностные: оценивать поступки героев и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей, воспитывать культуру общения.
Базовые и сопутствующие технологии: «Вызов», «Антиципация» , «Интерпретация», « «Корректировка интерпретации»; «Микрофон».
Образовательные ресурсы: портрет писателя, учебники, карточки, презентации, мультимедийный проектор, ноутбук.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах.
Организационная структура урока
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяПланируемые
результаты
Организация начала урока Проверка готовности к уроку. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.
- Проверим готовность к уроку.
- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный,
На сцену сказку позовем … Сообщают о готовности к уроку. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организацион-ные задачи.
Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка
Повторение изученного о сказках
-. Что такое сказка?
- Каким является основной конфликт сказок?
- Какие вы знаете виды сказок?
- На какие группы делятся сказки по содержанию?
В мире много сказок Грустных и смешных И нельзя на свете Нам прожить без них.
Сказки учат нас не злиться, Помечтать и потрудиться, Сказки учат быть добрее Терпеливее, мудрее.
-Понравилось ли вам стихотворение?
- О чем рассказывает автор? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о прочитанных сказках, определяя вид сказки.
-Повествовательное произведение о вымышленных, в основном фантастические события.
- Противостояние добра и зла, в котором обычно побеждает добро.
- Народные и литературные.
- О животных, волшебные, бытовые.
Ответы учащихся Слушают в соответствии с целевой установкой.
Выделяют существенную информацию. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Проверка домашнего задания. - Ребята, расскажите, что вы узнали о Коте Мурлыке?
Рассказ учащихся.
Презентация.
Слайд № 1-8 Извлекают информацию из различных источников.
Строят речевое высказывание в устной форме.
Сообщение темы урока. Определение целей урока - Сегодня мы не будем не просто учиться, а соревноваться. Мы этот урок превратим в праздник, и, пожалуй, следует уже начинать.
Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.
- Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны в слайде
№ 9, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. - Во время нашего путешествия по сказке мы не только увидим, но и почувствуем ее. -Прочтите в карточке
№ 1 тему урока. Ребята, текст сказки будет не совсем обычный. Некоторые слова отсутствуют. Прочесть вам поможет шифр в карточке №2. Каждое слово зашифровано под определенной цифрой. Справиться с этим заданием сможет каждый из вас, если будет очень внимательным. Обсуждают тему урока. Под руководством учителя определяют цели и задачи урока.
Делятся на группы.
Слайд № 9
Разгадывают название сказки.
Карточка № 1.
Презентуют свои ответы.
Карточка № 2
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осуществляют анализ. Аргументируют свою точку зрения. Учитывают мнения соседей по группе.
Строят речевое высказывание в устной форме.
Знакомство с жизнью и творчеством Н. П. Вагнера Рассказывает биографию писателя.
Презентация.
- К 95-летию со дня открытия Нижегородской государственной областной детской библиотеки на улице Звездинке появилась вот такая красота. Эта библиотека названа именем кота. На интерактивной доске портрет Вагнера Николая Петровича.
Слайд № 9
Слайд № 10-12
Слушают рассказ учителя.
Слайд № 13 Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Рассказ учителя о произведении. Работа в группах. - Нет на свете ни одного человека, который был бы равнодушен к сказкам. В них одной только силой воображения мы переносимся в мир чудес, где Добро всегда побеждает Зло. Мир сказки – необычный, чарующий, подобный волшебному древу. Его красота волнует. А кто же дарит этот прекрасный мир, кто помогает древу сказок расти, цвести, становясь, день ото дня всё краше?
- Вы уже знаете кто такой Кот Мурлыка.
- А почему кот сказку рассказывает?
- Кот всегда считался на Руси сказочником, мудрецом и другом детей.
- Кот Мурлыка. Но это не сказочный «кот ученый» Александра Сергеевича Пушкина и даже не кот Мурлыка из сказки В.А.Жуковского, а герой популярной в конце XIX - начале XX веков книги русского писателя и ученого Николая Петровича Вагнера "Сказки кота Мурлыки". Слушают рассказ учителя.
Задают вопросы.
Самостоятельно читают карточку.
Отвечают на вопросы.
Осуществляют анализ объектов. Извлекают информацию из различных источников.
Договариваются и приходят к общему мнению при работе в группе. Строят понятные для собеседника высказывания.
Словарная работа Проводит словарную работу пропущенных слов в тексте. Читают задание вкарточке № 3
Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Извлекают информацию из различных источников.
Первичное знакомство с произведением
Организует работу в группах.
Предлагает группам самостоятельно прочесть сказку в заранее подготовленной карточке № 4.
Сказка поделена на три части (по количеству групп):
1 группа - красная часть карточки;
2 группа - желтая часть карточки;
3 группа - зеленая часть карточки. Самостоятельно читают сказку в карточке № 4, используя ключи в карточке №3.
Осуществляюь анализ произведения. Аргументируют свою точку зрения. Осознанно и произвольно строять речевое высказывание. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывают мнения соседей по группе. Осуществляют контроль по результату
Чтение сказки с анализом.
Работа в группах.
ФизминуткаПроводит повторное чтение сказки с анализом текста.
Задание: ответить каждой группе на вопросы.
Карточка 5
1 группа
(красная карточка);
2 группа
(желтая карточка);
3 группа
(зеленая карточка).
- Ребята, кто является главным героем сказки?
- Каким был Курилка?
- Следующее задание: перескажите сказку.
Подводит итоги работы групп. Каждая группа готовит ответы на вопросы .Отвечают на вопросы. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Пересказывают сказку в соответствии заданию.
Выполнят физминутку. Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют главное. Делают выводы.
Выразительно читают. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Формулируют и аргументируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.
Домашнее задание Объясняет домашнее задание:
-перечитать сказку;
-подготовить пересказ и выразительное чтение. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Сохраняют учебные задачи
Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итого работы групп.
Проводит беседу:
- С творчеством какого писателя вы познакомилось? - Что из жизни Н. П. Вагнера вам запомнилось?
- Назовите произведение, с которым вы познакомились.
- К какой группе по содержанию принадлежит эта сказка?
- Какое, на ваш взгляд, отношение автора к Курилке?
- Чему вас научил сегодняшний урок?
- Достигли ли мы целей, поставленных на урок?
- Выразите свое мнение об уроке, дорисовав улыбку коту. Пусть на его мордочке отразиться ваше настроение.
Карточка № 6 Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
На парте у каждого ученика рисунок кота. Дети дорисовывают рот. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Приложение
Карточка № 1
Николай Петрович Вагнер
Мурлыка. Курилка.
Карточка № 2
Слова-ключи
1- Курилка
2- солдатик
3- дворник
4- кавалер
5- сударыня
6- барышни
7- мадемуазель
8- Китай
9- кухарка
10- кот Васька
Карточка № 3
Дворник - профессия, связанная с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице.
Кавалер - титул лица, награждённого орденом.
Сударыня - форма вежливого обращения к женщине из привилегированных слоёв общества.
Барышня - девушка или девочка из барской семьи. Мадемуазель - незамужняя женщина.
Кухарка - работница, готовящая кушанья
Карточка № 4
Жил-был 1. Тот самый 1, про которого песенка поется: Как у нашего Курилки Ножки тоненьки, Душа коротенька! 1 был из чистой сосновой лучинки с черной головкой. Раз собралось в большую залу на святки много нарядных детей: девочек в белых и розовых платьицах и мальчиков в хорошеньких курточках и рубашечках. Сели все в кружок, зажгли Курилку, и пошел он переходить из рук в руки. Каждый поскорее передавал Курилку соседу, и все весело пели: Жив, жив, 1, Жив, жив, не умер. - Видишь, как все боятся, чтоб я не умер! - думал 1, - значит, я хороший человек. И он от удовольствия пускал всем дым в глаза. Но у одного мальчика с большой белой головой он погас. - Ах, дрянной 1, - сказал мальчик, - не мог ты погаснуть у соседа.1 обиделся и как только снова попал к этому мальчику, он опять нарочно уже погас. - Ну! - сказал мальчик, - гадкий 1 надоел, будем играть в фанты. И он бросил Курилку, да так ловко, что тот из залы полетел в гостиную, из гостиной в диванную и там упал в уголок с игрушками. - Здорово живете, как поживаете! - закричал 1, - а я приехал с экстренным поездом прямо из большой залы. Там очень много теперь народу, славное большое освещение, и все это для меня. Там каждый старался подержать меня в руках, потому что, согласитесь, ведь это большая честь. Все радовались, что я еще не умер, и пели: "жив, жив 1". Я очень люблю такое внимание. Меня потчевали яблоками, конфетами, вареньем, но я ничего этого не ел, потому что не хотел, я только курил дорогие, хорошие сигары, - пуф, пуф, пуфф, и все восхищались моим курением. - Какой там болтун мне спать не дает? - сказала глиняная уточка. - Я целый день свищу, хоть бы вечером мне дали уснуть немного. Какая-то дрянная лучинка прилетела и шумит, как не знаю что. -5! Позвольте вам заметить, что я вовсе не лучинка. Так как вы простая глиняная утка, то и не можете меня оценить. Я никогда не был лучинкою. У меня дедушка был 1, бабушка 1 и сам я настоящий 1, граф 1. Вот как! - Послушайте, граф 1, - сказала кукла, у ног которой на полу лежал 1. - Вы всех нас крепко обязали бы, если б немножко помолчали. - Ах!7! Прошу тысячу извинений, что не заметил вас тотчас же. Но вы просто меня ослепили! Такой прекрасной дамы я еще не видывал. Вы вероятно были в большой зале; там все 6 носили меня на руках, но ни у одной нет такой прекрасной лайковой ручки, как у вас. Я лежу у ваших ног, неужели вы не тронетесь этим и не отдадите мне вашей руки? Вы не смотрите, что на мне нет ботинок. Я обут по моде: ведь у меня ножки тоненьки, душа коротенька. Раз я пошел купить себе ваксы для лайковых сапожек в самый лучший магазин. - "Почем, говорю, стоит банка лучшей ваксы-стираксы, просите дороже, потому что я сам богач". - "Две копейки с гривной". - "Это дешево. Отрежьте мне на полтинку одну половинку". - "С большим бы удовольствием, говорят, но у нас теперь нет отрезалок, все вышли"... Но никто уже не слушал Курилку. Все зажали уши и, кто как мог, крепко спали, а он говорил, говорил, бормотал, бормотал и, наконец, сам заснул. В полночь все игрушки проснулись, потому что они играют в самих себя только тогда, когда все в доме спят. - Кукуреку! - закричал картонный петух. Барабан пробил зорю. Уточка начала пищать. Труба затрубила, и фарфоровый попугай сказал: "Bonjour, papa!" Кошка сказала: "Давайте петь, меня никто не продувал уже третий день и у меня животик засорился"; она начала прыгать и кричать: мя, мя, мя!.. - Ах, это отлично, - вскричал 1 и вскочил на ноги, - давайте петь! Когда я был в большой зале, там все пели и я лучше всех; я удивительный музыкант и сочинил отличную песню, которую везде поют на святках! - И он завизжал самым тонким голосом: Жив, жив, 1, Жив, жив, не умер. Все зажали уши. - Будемте лучше танцевать, - сказала кукла, - мой 4 будет попугай, кошка будет танцевать с петухом, труба с барабаном, а деревянный солдатик с уточкой. - Танцевать, танцевать! - закричал Курилка, - становитесь скорей, живо, живо! Я сейчас покажу вам удивительный танец. Я танцевал его на кухне перед самим королем, вместе с казачком. Смотрите, нужно только стараться прыгать выше себя, вот как: фить так, вот как, фить так, вот как, вишь ты, ишь ты, - и 1 до того распрыгался, что сбил с ног сперва волчка, потом уточку, лошадку, трубу и куклу: - Эй, пан! - закричал тут деревянный солдатик, схватил Курилку за шиворот и так его встряхнул, что из Курилки все занозы выскочили. - Ой, ой, послушайте, - захныкал 1, - господин солдат, ваше благородие, я ведь ничего, я так только, я очень смирный. - В бурак его, в пустой бурак! - закричали все, - пускай сидит там до утра. И отвели Курилку в бурак, посадили и крышкой закрыли. Он там стучал, стучал, стучал, наконец где-то щелку нашел, высунул сквозь нее голову и закричал: - Эй, вы, вот я, храбрый 1! А вы все там господа меледа, чушь, глушь, огородники, сковородники, дрянь, шваль, гниль, плесень, толокно, чепуха, телятина, колбаса, труха, носки, колпаки, пешки! Но все танцевали, и никто не слушал Курилку, а он бормотал, бормотал, бормотал, вплоть до белого утра. Когда утром дети подошли к игрушкам, то все они были на своих местах, и даже 1 лежал у ног куклы, как будто ни в чем не бывало. - Посмотрите-ка, - сказали дети, - ведь это наш вчерашний 1 сюда забрался: скажите, пожалуйста, разве здесь твое место! Ах, ты! вон его! - и его выбросили за окно. - Вот я теперь страдаю за правду и прямо в Сибирь, - закричал 1. - Ух, как быстро! и хлоп! - 1 упал на каменную плиту. - Ах! - говорил он каменной плите. - Если б вы знали, откуда я приехал, с какой высоты спустился. Я был там, там, в большой зале. У меня было много игрушек: барабан, труба, флейта, уточка, курочка, хорошенькая 7, которая непременно хотела за меня выйти замуж, глупый попугай, которого я звал: "попка дурак", и дрянной деревянный 2: он был страшный буян, но я его укротил, схватил за шиворот, тряхнул, трах, и посадил в бурак! - Послушайте, - сказала плита, - как бы я желала теперь треснуть и провалиться сквозь землю, чтобы только не лежать под вами... Но тут Курилку подхватила метла, которою мел дворник тротуар, и он слетел с плиты. - Мети, мети! - закричал он, - я люблю чистоту. Долой весь сор, всякую дрянь, вот как, вот как! И он прыгал по тротуару вместе с сором до тех пор, пока не завяз в метле. - Ну! я теперь поеду верхом на метле, - кричал он, - прощайте! Я поеду прямо в 8 к китайскому императору. Он меня сделает наследником престола. Но 3 отнес его вместе с метлой в кухню и поставил в углу подле печки. - Ах! - сказали лучинки, лежавшие на шестке, - посмотрите, ведь это та лучинка, которую взяли от нас вчера наверх. Ах! какая она стала гадкая, обгорелая, грязная, но все-таки она наша родная. Здравствуй, милая сестрица! - Какая я вам сестрица! - закричал 1, - вы кухонная сволочь, дровяное дубье, а я князь, граф, барон Фиш фон Курилкирр. - И 1 выскочил из метлы и упал на пол подле печки. - Все здесь так хорошо. Я вернулся в свои владения. Здравствуйте, господин 10. Я вас сделаю своим интендантом, я знаю, у вас глаза так хорошо блестят. Я тоже умею блестеть. Когда я был в большой зале, у меня на голове блестела звезда в туманных облаках... - Послушайте, - сказал кот, - вы самое бесполезное существо в целом свете. Как бы хорошо было, если бы вас бросили в печку. По крайней мере, вы дали бы хоть немножко тепла. И желанье кота исполнилось. 9 подняла Курилку и бросила в печку. - Смотрите все! - закричал он, - смотрите! - Ну! живей за дело! Вы все, глупые дрова! берите с меня пример, вот как надо гореть: трах, пышь, тук, тшик!.. И 1 сгорел. От него осталась только щепотка золы. А знаешь ли? Курилки все-таки полезны. Они удобряют землю своим прахом. И если тебе случится когда-нибудь в твоей жизни встретить Курилку, который всем надоедает, постоянно болтает и ничего не делает, то знай, что это не что иное, как ходячая машина для удобрения твоей родной земли. Вот и все.
Карточка № 5
1 группа (красная)
- Как начинается сказка?
- Из чего был с делан Курилка?
- Где проходили святки?
- Что думал Курилка, когда дети передавали его из рук в руки?
- Что произошло в руках мальчика с большой белой головой?
- Почему Курилка обиделся на этого мальчика?
- Куда улетел Курилка после того, как его швырнули?
2 группа (желтая)
- Чему радовались присутствующие в зале?
- Чем его потчевали на радостях?
- Чем была не довольная глиняная уточка?
- Что рассказал Курилка сударыне?
- А что сказала кукла графу Курилке?
- Кто больше всего понравился Курилке?
- Главный герой был молчуном или болтуном?
- В котором часу играют игрушки?
- Как игрушки играют?
-Что произошло потом?
3 группа (зеленая)
- Как вели себя игрушки утром?
- Что рассказал Курилка каменной плите?
- Понравилось ли плите хвастовство?
- С кем потом встретился главный герой?
- Куда собирался попасть Курилка?
- Как произошла встреча с сестрицами?
- Что ответила лучинка? Кем себя возомнила?
- Расскажите о встрече с котом.
- Чем закончилась сказка?
Карточка № 6