Конспект урока внеклассного чтения по теме Б.Житков. Рассказы о животных (4 класс)
Внеклассное чтение
Б. Житков
«Рассказы о животных»
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 8 г. Феодосии
Республики Крым»
Гринь Ирина Геннадьевна
Класс: 4 (открытый урок).
Тема. Внеклассное чтение. Б. Житков «Рассказы о животных»
Цель:
Продолжить знакомство с творчеством Б.С. Житкова;
Обобщить знания учащихся о произведениях писателя о животных;
Формировать читательские умения и навыки: личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать;
Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;
Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, внимательное отношение к животным, наблюдательность.
Оборудование:
Тематическая выставка книг Б.Житкова.
Выставка детских рисунков.
Фразеологический словарь.
Видеоролик «В мире животных»;
Слайд – шоу «Зоопарк» (физминутка)
Тип урока: комбинированный, тематический.
Форма проведения: творческая мастерская.
Сценарий урока.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Все: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Вспомните наш девиз: какими мы должны быть на уроке?
У: умными, успешными
Р: рассудительными, радостными,
О: организованными, образованными,
К: культурными, красноречивыми.
- Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
Сообщение темы и цели урока.
- Готовясь к уроку внеклассного чтения, вы работали в творческих группах: «Журналисты», «Художники», «Теоретики - аналитики», «Эрудиты», «Исследователи», «Затейники». Сегодня на уроке мы увидим результаты вашего труда и ещё раз окунёмся в удивительный мир рассказов о животных Бориса Степановича Житкова.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. Страничка биографии.
- Для того чтобы понять идею автора, нужно знать его биографию. Слово предоставляется «Журналистам», которые подготовили интересные факты из жизни писателя Б. Житкова. Слушайте внимательно, у вас будет возможность дополнить выступление.
Дополнение ответов учащимися и учителем.
- Как вы думаете, какие главные черты характера у человека, освоившего столько профессий? (Требовательность к себе, самодисциплина, умение дружить, бесконечная тяга к знаниям).
- Какой урок для себя мы можем вынести из биографии Бориса Житкова?
(Не нужно отчаиваться в сложных ситуациях, надо искать выход из любой ситуации).
2. Просмотр и обсуждение видеоролика.
- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик « В мире животных». Обратите внимание, какие животные стали героями рассказов Б.Житкова.
- Назовите рассказы, в которых героями стали некоторые из увиденных вами животных.
3. Беседа по прочитанным произведениям.
- В каких рассказах говорится о птицах? («Галка»).
- В каких рассказах – о зверях? («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Медведь», «Волк»).
- А про каких животных написано несколько книг и отдельных рассказов? (Про слона. «Как слон спас хозяина от тигра», «Как слон купался», «Какие слоны умные»; о волке и другие рассказы). - Какой из прочитанных вами рассказов показался самым веселым? Почему?
- А самым грустным?
-Из какого рассказа узнали что-то новое для себя?
- За судьбу какого героя вы переживали больше всего? Почему?
- Кто из героев вам показался неприятным?
- Как вы думаете, почему так интересно писал Житков о животных?
(Хорошо знал повадки животных, сам был очень любознательный).
4. Словарная работа.
–Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (-)– С какими трудностями вы встретились?
(В рассказах много непонятных слов).
- Кто узнал, уточнил значение новых для вас слов?
5. Сравнение научного и художественного текстов.
- Отгадай те загадку:
Он огромней всех на суше,У него большие уши.Издаёт он трубный глас.С ним встречались вы не раз,В цирке или зоопарке.А живёт он в странах жарких,И на острове Цейлон.Угадали? Это (Слон).
- Что вы знаете о слонах?
- Сейчас мы с помощью «Теоретиков – Аналитиков» проведём небольшое исследование; сравним два текста различные по стилю речи.
- Нам предстоит работа с текстом, поэтому мы сначала сделаем гимнастику для глаз.
Физминутка для глаз.
- Начнём наше исследование – сравнение со статьи «Слон» из энциклопедии о животных. Не забывайте на полях ставить пометы:
V – Я это знал и раньше;
! – это для меня новое;
? – об этом я хочу узнать больше.
Чтение статьи «Слон»- Что нового вы узнали о слонах?
- О чём бы хотелось узнать больше?
- Определите тип текста, который мы прочитали (описание)
- Стиль речи (научный).
- Тема текста (слон).
- Кто прочитал рассказ Б.Житкова «Про слона»?
Прослушивание отрывка аудиозаписи рассказа «Про слона»
- Давайте прослушаем отрывок из этого рассказа. Подумайте, какой тип этого текста, стиль речи и тема текста. (аудиозапись)
- Тип данного текста… (повествование).
- Стиль речи (художественный).
- Тема рассказа .. . (Ручной слон на службе человека)
- Слово нашим «Теоретикам – Аналитикам» , которые сравнили и нашли различия между статьёй из энциклопедии и рассказом Б.Житкова.
Сравнение текстов учащимися.
- Аналитики рассказали нам о различиях научного и художественного текстов. А есть между ними сходство? Что общего между ними? (тема; Б.Житков в своём рассказе тоже использовал научные данные о слонах)
- Молодцы, вы отлично поработали, можно и отдохнуть.
Физминутка «Зоопарк»
6. Игра «Узнай животное».
- Какие дикие животные вам нравятся и почему?
- Давайте поиграем. Группа «Затейников» приготовила для вас загадки о животных по произведениям Б. Житкова. Они буду зачитывать описание животного, а вы определите, о ком идет речь, как называется рассказ.
7. Работа с рисунками учащихся.
- Готовясь к уроку, все попробовали себя в роли художника – иллюстратора. Прочитайте отрывок из произведения, который вы проиллюстрировали. Задание остальным: внимательно послушать и определить, удалось ли художнику воплотить свой замысел.
8. Работа с фразеологическими оборотами.
Группе «Эрудитов» захотелось узнать, как появились некоторые фразеологические обороты, связанные с животными. В этом им помог «Фразеологический словарь».
Делать из мухи слона
Ворона в павлиньих перьях
Купить кота в мешке
9. Творческая мастерская.
- У нас в классе есть ребята, которые, решили испытать себя в роли писателей и поэтов. Все очень старались. Я хочу предложить вашему вниманию рассказ и стихотворение о домашних любимцах.
(Двое учащихся зачитывают свои произведения)
IV. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Повернитесь друг к другу, чтобы получилось четыре группы. Выберите капитана. Сейчас мы посмотрим, какая группа лучше знает рассказы о животных
Б.С. Житкова.
Игра «Собери книжку»
Каждая команда получает файл с рисунками, отрывками из рассказов и заголовком. Необходимо к своему заголовку подобрать рисунок и отрывок, собрать книжку (приклеить на лист с заголовком).
Победившая команда презентует свою «книгу».
-
Оценивание.
- У вас на партах с нетерпением ожидали окончания урока ваши забавные зверюшки. Посоветуйтесь с соседом по парте и оцените свою работу на уроке. Не забудьте и о том, как вы готовились к уроку: сколько произведений за две недели прочитали, в работе каких групп принимали участие. Поставьте свою оценку на облачке.
Если вы довольны результатом. Поместите облачко под весёлым солнышком. Если ваша зверюшка ожидала от вас большего – под солнышком с тучкой.
- Рассказы Б. С. Житкова дают богатый познавательный материал. Взять хотя бы рассказы о слонах. Здесь и география, и быт далекой страны, и жизнь животных, и природа. Всё это дает нам толчок к мыслительной деятельности.
Я советую вам прочитать рассказы Житкова не только о животных, но и о людях труда, о различных профессиях, технике, о морских приключениях.
- Мне хочется добавить по баллу за подготовку к уроку, за активную работу на уроке, за творчество следующим учащимся: ………………………………………………………………………….
V. Домашнее задание.
- Готовимся к следующему уроку внеклассного чтения.
Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок.
*При составлении данного конспекта использованы ресурсы Интернета.