Урок на тему: И.Никитин Встреча зимы
Предмет: русская литература
Класс: 5
Дата: ____________
Тема: И.Никитин «Встреча зимы»
Задачи урока: 1) познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина «Встреча зимы»;
2) развивать выразительное чтение, устную речь учащихся, умение выделять главное,
находить выразительные средства языка (эпитеты, олицетворения, сравнения),
активизировать словарный запас учащихся новыми словами и выражениями;
3) прививать внимание к окружающей среде.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование урока: интерактивная доска, иллюстративный материал, слова урока, стихотворение И.Никитина «Встреча зимы».
Слова урока: полотно, раздолье, безлюдный простор, степь
Структура урока
I Организационный этап (2 мин.)
II Формирование новых знаний (10 мин.)
III Минутка психологической разгрузки (2 мин.)
IV Закрепление нового материала (26 мин.)
V Информация о домашнем задании (2 мин.)
VI Подведение итогов, R (3 мин.)
Ход урока
I Организационный этап (приветствие, рапорт дежурного, психологический настрой учащихся,
постановка задач урока) (2 мин.)
II Формирование новых знаний (10 мин.)
Ответы учащихся на вопросы:
- Ребята, внимательно посмотрите в окно и скажите, что вы видите?
Ожидаемый результат: За окном зима. Везде лежит снег. Мороз. На окнах - иней. Люди топят печь.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать стихотворения о зиме, познакомимся со стихотворением
И.Никитина «Встреча зимы».
Выразительное чтение стихотворения учителем.
...На дворах и полях
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Словарная работа:
снег лежит полотном - аK матадай Kар жатыр, безлюдный пр
·остор - елсіз дала,
раздолье - кеS дала, просим милости к нам - Kош келдіSіздер, ковры расстилай - кілем жайып
таста.
Проговаривание слов: безлюдный, побелевших полей, из-под чёрных кудрей, здравствуй, ковры
расстилай.
Беседа по вопросам:
Как вы думаете, поэту нравится зима, он ей рад? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
Ожидаемый результат: Поэту нравится зима. Это можно подтвердить следующими
выражениями: смотрит весело, словно рад, здравствуй, гостья-зима, просим милости.
Какие песни севера будет петь зима?
Ожидаемый результат: Будет холодно: ветер, снег, буран.
О каких мостах и коврах говорится в стихотворении?
Ожидаемый результат: Всё покроется снегом, реки - льдом. Ковры - это снег, мосты - это лёд.
III Минутка психологической разгрузки (2 мин.)
IV Закрепление нового материала (26 мин.)
Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Обратить внимание на темп, интонацию учащихся, на умение правильно расставлять ударения в словах).
Вопрос: С помощью каких выразительных средств языка поэт описывает зиму?
Задание: Найдите и выпишите выразительные средства языка со стихотворения.
Работа в тетрадях.
Эпитеты: разноцветным (ковром), безлюдный (простор), побелевших( полей), чёрных( кудрей).
Олицетворения: (снег) лежит и блестит, (лес) смотрит.
Сравнения: снег лежит (как?) полотном, смотрит лес (как?) словно рад.
V Информация о домашнем задании (2 мин.)
Выучить стихотворение (стр.28 учебника). Нарисовать рисунок (по желанию).
VI Подведение итогов R. (3 мин.)
- Что я сегодня на уроке узнал(а) нового?
- Как применю свои знания в дальнейшем?
Объявление и комментирование оценок.
15