Урок. И.С. Никитин. Встреча зимы.


Тема: И.С.Никитин. Встреча зимы.
Цели:
обучающие – продолжить знакомство с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения;
развивающие – способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки;
воспитывающие – воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1;
диск с записью отрывка из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»;
заготовка для упражнения «Прятки»;
портрет И.С.Никитина;
аудиозапись стихотворения «Встреча зимы»;
картина А. Пластова «Первый снег»;
запись скороговорки на доске;
запись непонятных слов, словосочетаний и предложений.
Ход урока
I. Организационный момент. Речевка «Как хорошо уметь читать…»
- Приветствуем друг друга улыбкой. Сегодня у нас на уроке гости, и я думаю, что мы покажем, как умеем хорошо работать на уроке.
II. Разминка
Но вначале давайте немного разомнемся.
Произношение скороговорки учителем
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела.
Белой даже не была.
- чтение скороговорки: хором с ускорением темпа 3 раза, по цепочке.
2. Упражнение «Прятки» (среди букв, написанных на доске, найти слова: (ИОТУАОСЕНЬИДРАЗИМАСВДОПР)
Игра «Пропавшие слова».
Читаю текст. Дети добавляют недостающие слова.
Осень. Все дорожки в парке покрыты опавшими … . Небо затянуто серыми … . Далеко на юг улетели … . Вот-вот пойдет надоевший…
III. Проверка домашнего задания:
Конкурс «Лучший чтец»- чтение стихотворений об осени.
IV. Мотивацияи целеполаганиеИз разноцветной, разноликой осени мы попадём совсем в другое время года, и всё это благодаря стихам Ивана Саввича Никитина. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение и будем учиться понимать настроение и мысли поэта. А также наша цель - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.
- Откройте учебник на стр. 68 и прочитайте название произведения.
- Рассмотрите иллюстрации к нему.
— Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.)
— Ребята, а кто из вас любит это время года? За что вы любите зиму?
V. Актуализация (звучит музыкальный отрывок из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»)
- Послушайте отрывок из балета Прокофьева, который называется «Вариации Феи Зимы».
- Как вы думаете, почему я поставила сегодня эту запись?
Беседа эмоционально-оценочного характера.
- Что вы услышали в музыке?
- Что чувствовали?
VI. Подготовка к восприятию нового произведения
Словарная работа.
Я думаю, что некоторые слова из стихотворения вам будут непонятны. Давайте их разберем. (слова написаны на доске)
Алмазы
Раздолье
Угрюмые небеса
Сумрачный лес
Лежит полотном
Просим милости
Не стать привыкать Кровь морозом горит
VII. Первичное чтение – прослушивание стихотворения в исполнении артиста (пауза)
VIII. Проверка первичного восприятия
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие картины вы увидели? Как они меняются?
- С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
IX. Повторное чтение
Жужжащее чтение с карандашом в руках, чтобы подчёркивать непонятные слова и выражения,
Обсуждение непонятных слов и выражений,
Чтение вслух по строкам по «цепочке»
Выборочное чтение— Можно ли сказать, что И.С. Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
— Проследите, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
— Какому времени года посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима еще не наступила, но идет первый снег)
— Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво)
— Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.)
— Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он ее любил.)
Физкультминутка:
1) для глаз:
Быстро поморгать глазами по 4 раза. Повторить 3 - 4 раза.
Широко раскрыть глаза
Упражнение «День – ночь». Повторить 4 - 5 раз
Упражнение «Пальминг».
2) для туловища:
(И.п. – о.с.) Вечер зимний (руки вверх – в стороны)
в небе синем (полуприсед, руки за голову)
звёзды синие (встать, руки вверх – в стороны)
зажёг (полуприсед, руки за голову)
(И.п. – о.с.) Ветви сыплют (наклон вправо, руки вверх)
синий иней (наклон влево, руки вверх)
на подсиненный снежок (поворот туловища вправо, влево).

X. Анализ произведения
- Как автор описывает погоду вчера поутру? (зачитать первые два четверостишья)
- Подберите слова, обозначающие действие этих предметов: (на доске)
дождь туман лес
(стучал) (вставал) (плакал)
- Описывая дождь, туман и лес, автор наделяет неживые предметы
чертами живого. Каким настроением проникнуты эти строки? (тоски, печали)
- Какие изменения произошли в природе в полдень? (зачитать третье четверостишье) С чем сравнивает поэт снежок?
- Как преобразилась природа на другой день?
- Какими словами автор говорит о ночи, о снеге? (зачитать 4 и 5 четверостишья).
- Как вы понимаете выражения «безлюдный простор»? «побелевшие поля»?
- Изменился ли лес? Какими словами Никитин говорит о лесе? (выборочно зачитать)
- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?
- От чьего имени идёт обращение к зиме?
- А как по-другому можно сказать про слово метель? Подберите синоним к этому слову (вьюга, буря, ураган, пурга, позёмка).
- Почему для русского человека зима не страшна?
- (зачитать три последних четверостишия) Как вы их поняли?
- В чём основная мысль этого стихотворения?
XI. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.– Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?
XII. Подготовка к выразительному чтению - Чтение за диктором (Работа над половиной произведения, до слов «Искони уж таков…»)
XIII . Домашнее задание
- Страница 68-70, научиться читать стихотворение выразительно.
- Нарисовать рисунок к одному эпизоду из стихотворения.
- По желанию выучить часть стихотворения.
XIV. Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Почему произведение называется «Встреча зимы»?
- Что хотел сказать Никитин своим стихотворением?
XV . Итог урока
- Чему научились? Что нового узнали?
- Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много
нового и интересного.