Литературное чтение И.С. Никитин «Встреча зимы» ( 3 класс)
И.С. Никитин «Встреча зимы»
Учитель Симакаева Ирина Ивановна
Цели:
познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
связно рассказывать о своих впечатлениях;
воспитывать любовь к родной природе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент
- Прозвенел звонок – начинается урок.
Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку?
Посмотрите на соседа, улыбнитесь.
Начинаем урок.
Дети приводят в порядок рабочее место.
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2. Актуализация знаний
Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно» было предложено в нескольких творческих вариантах:
Скороговорка Белый снег. Белый мел
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Какую картину вы представили ?
– выразительное чтение всего произведения,– чтение одной понравившейся строфы
Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.)
Ответы детей.
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
Постановка цели урока
- Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему.
- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.
– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».
-Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.
Учиться понимать настроение и мысли поэта
Регулятивные УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Открытие нового
а) Орфоэпическая подготовка
б) Словарно-лексическая работа
в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним
Первичное чтение текста учителем
- Послушайте стих и представьте себе картины, которые автор описывает
Какой поре посвящено стихотворение?– Какие части можно выделить?– Какие картины нарисовал поэт?– Почему людей радует первый снег?
Работа в парах: чтение строфами, прочитайте выделите главные слова
Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
Дети выполняют задание на слайдах
обмен впечатлениями о том, что представили.
Ответы детей
Чтение по цепочке
Ответы зачитывают отрывками произведения
Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Обмениваться впечатлениями
Коммуникативные УУД:
умение слушать ответы других детей
Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Приседание, хлопок.
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Общеучебные УУД ( умение работать с текстом)
Историческая справка
Подготовленный ребёнок ведёт рассказ
Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.– Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.– Почему русский народ не боится зимы?– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?
Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями
Коммуникативные УУД
Общеучебные УУД (работа со словарем)
Первичное закрепление
а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты:
б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.
Дети работают в группе
Выписывают на планшет задание
Коммуникативные УУД
Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Понять, замысел произведения
- Да.
Регулятивные УУД (самооценка)
Итог урока
- Почему произведение называется «Встреча зимы?
- Каков же замысел И..С. Никитина?
- - Описывая природу. Поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку
- любовь к родной природе.
Коммуникативные УУД
Домашнее задание
С71 №7, произведение выраз. читать
RђЗаголовок 415