Открытое занятие по теме: Танграм

Работа с бумагой и картоном
«Волшебный квадрат – «Танграм»
Аппликация
Цель: выполнить аппликацию из геометрических фигур по собственному замыслу.
Задачи:1. Продолжить знакомство с волшебным квадратом и научить выкладывать из геометрических фигур разные предметы.
2. Осуществлять межпредметные связи во время занятия (математика, изобразительное искусство).
3. Развивать творческое воображение.
4. Воспитывать внимание, терпение, аккуратность.

. Научить детей работать с плоскостными головоломками из геометрической фигуры разрезанной на части, уметь сложить фигурки различных предметов, животных, людей.
. Осуществлять индивидуальный подход.
.Работать по развитию речи, пополнять словесный запас.
Оборудование: Цветной картон, клей, тряпочка, заготовка танграма. Образцы: Две раскладушки, «Волшебный квадрат», таблица геометрические Фигуры, таблица по композиции, китайская музыка, 10 образцов танграма, танграм на магните. Словарь: Волшебный квадрат, танграм, геометрические фигуры, треугольник, квадрат, четырёхугольник. Предикат: Разрезать, разложить, собрать, приклеить. Ход занятия
Объявление темы занятья. Сегодня у нас урок-игра, мы унесёмся с вами в древний Китай и продолжим знакомство с волшебным квадратом. Сделаем аппликацию в конце занятия.
Как всегда мы с вами будем работать по правилам рабочего человека.
- Каждый работает за своим рабочим местом
- Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно
- Во время работы держи рабочее место в порядке
- Береги инструменты, экономь материалы, думай, как сделать
работу лучше.
- Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
- Работать надо дружно.
А сейчас мы отправимся в древний Китай, посмотрим и послушаем одну очень интересную историю
3. Выступают дети
Автор: «Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы, мальчик рос здоровым и сообразительным. Император говорил сыну не один раз».
Император:
«Сынок, надо учиться. Ты =- будущий властелин огромной страны.
Автор: «Но сын не слушал его и отвечал».
Сын: «Выучусь потом. Я лучше поиграю. Мне нравятся мои игрушки и очень интересно играть в них целый день.
Автор: «И тогда император призвал к себе трёх мудрецов: известного математика, прославленного художника, знаменитого философа и устроил совет. Математик говорит:
Математик:
«Я постараюсь научить его математике, он будет решать великие задачи.
Автор: «А художник отвечает:
Художник:
«Нет, это я научу его рисовать, и он станет знаменитым художником, будет создавать великолепные картины»,
Автор: «Но их перебил философ. Он поднял руки к солнцу и сказал:
Философ:
«О, великий император, отдай мне его в ученики, я научу его философии, и он будет могучим и самым мудрым правителем.
Автор: «Но император ответил»:
Император:
«Я, повиливаю вам всем придумать такую игру забавляясь, которой мой сын постиг бы начало математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что за чистую сложные вещи состоят из простых вещей.
Автор: «И ушли три мудреца. Долго они думали и придумали такую игру, которая сейчас перед вами. Это «Китайская головоломка».



Воспитатель:
«Вы видите перед собой квадрат, если его разрезать линиям, он распадётся на 7 кусочков, 7 геометрических фигур.







- Один квадрат
- Один косой четырёхугольник
- Два маленьких треугольника
- Два Больших треугольника
- Один средний треугольник
Какие уроки математики можно почерпнуть из «Китайской головоломки» ? Сколько углов у треугольника? Сколько углов у квадрата? Из какого количества фигур состоит наша головоломка.
Анализ волшебного квадрата
Квадрат – это четырёхугольник, но не всякий четырёхугольник можно назвать квадратом. У квадрата все углы прямые.
В этих треугольниках один угол прямой, а два острых – прямоугольный и равнобедренный треугольники.
Этот четырёхугольник имеет два острых и два тупых. На доске фигурки образцы. Этот четырёхугольник называется параллелограмм.
Работа с раздаточным материалом.
Не так-то просто складывать фигурки. Недаром они называются головоломкой. Из семи деталей волшебного квадрата можно сделать сотни фигурок.
Помните! В каждую фигурку должны войти непременно все 7 кусочков.
Кусочки не должны налегать друг на друга, и между ними должны оставаться пробелы.
Коллективная работа
2 команды
2 больших танграма на команду
Сложить несколько фигурок по своему замыслу. Звучит китайская музыка. Коллективное обсуждение, какие фигурки сделали команды.
Динамическая пауза: Правила: Как всегда мы с вами будем работать по правилам рабочего человека.
- Каждый работает за своим рабочим местом
- Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно
- Во время работы держи рабочее место в порядке
- Береги инструменты, экономь материалы, думай, как сделать
работу лучше.
- Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
- Работать надо дружно.
Подготовить рабочее место правильно (клей, ножницы салфетка, бумага для основы, квадрат заготовка).
Работа по композиции
Показ таблиц
Что правильно
Что не правильно





Приступаем к аппликации
Помните! В каждую фигурку должны войти непременно все 7 кусочков
Последовательность выполнения работы
Разрезать заготовку по линиям, разложить на лист фигуру по собственному замыслу, приклеить.
Анализ работы
Правильно ли мы сделали работы (рассматривание работ).
Чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
Как называется головоломка, с которой мы сегодня познакомились?
Из какого количества фигур состоит «Танграм»?
Сколько можно сделать фигурок из этой головоломки?
Итог занятия:
Мы научились с вами составлять фигурки из «Китайской головоломки – «Танграм». Но занимаясь этой головоломкой, мы не только играем, а развиваем логическое мышление, внимание, фантазию, мелкую моторику рук.
Все вы постарались и выполнили аппликацию.
На следующем занятии мы с вами познакомимся с японской головоломкой «Магический круг».








Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Эђ Заголовок 115