Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Айзвирт Елена Рихардовна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №1»
Из школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания должны быть заложены.
П. Ф. Каптерев (1849-1922),русский педагог, психолог.
Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от современных школ, лицеев, гимназий осуществления подготовки конкурентоспособной личности, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Становление гражданского общества без социально-активной личности – невозможно.
Приоритетным становится гражданское образование. «Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной коммуникативной активности средствами учебных дисциплин». [1]
Значимость проблемы гражданского образования обусловлено реалиями современной России и связана с:
становление гражданского демократического общества;
процессом социализации – включение индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закреплённых в культуре;
нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодёжи;
утратой духовных ориентиров и связи поколений;
большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости.
В настоящее время выделяют пять моделей гражданского образования в России. Они встречаются как в чистом виде, так и смешанном вариантах. Это модели: 1) предметно-тематическая; 2) межпредметная; 3) институциональная; 4) проектная; 5) диссеминационная («Домино»). [3]
В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах». История – своеобразный калейдоскоп судеб. Судьба – это наши поступки, решения, поиски пути в будущее. Человек, преодолевший вызовы судьбы, - герой. Постигать историю учащимся через призму судеб людей, живущих рядом, не просто познавательно и интересно, но и эмоционально значимо: они сопереживают своим героям, учатся преодолевать трудности, определяются в своих убеждениях.
Целью проекта является:
формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств;
обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества.
Задачи:
создать условия для развития творческого потенциала, гражданских инициатив детей, их лидерских способностей через проведение игр, конкурсов, научно-исследовательских работ;
ознакомить учащихся с технологией проектирования и исследования;
создать атмосферу самоуважения;
создание сетевого сообщества по интересам на базе сетевого социального сервиса.
Направления проекта: 1) патриотическое – выражается в проведении патриотических мероприятий, конкурсов, экскурсий по памятным местам нашего города и области; 2) экологическое – проведение экологических акций и конкурсов, просмотр и обсуждение фильмов; 3) эстетическое – посещение театров, выставок, концертов; 4) творческое – выявление творческих талантов и способностей детей, написание научно-исследовательских работ, создание сетевого сообщества.
Участники проекта – учащиеся 8-х, теперь уже 9-х классов, преподаватели информатики, истории и обществознания Проектной группой создана виртуальная экскурсия по Березникам http://berezniki.16mb.com , которая включает в себя такие страницы как флора и фауна, этнография и экология, места исторические, калейдоскоп судеб.
Страница «Калейдоскоп судеб» рассказывает о нелёгких, интересных, порой трагических, судьбах березниковцев. Работа учащихся продолжалась в течение года. В результате появились интересные исследования.
Тема работы «АВИСМА»: титан и Титаны» высвечивает проблему преемственности поколений: титан серебряной губкой будет уходить с завода, пока стоит на Титанах, пока на смену отцам приходят дети. В ходе работы проследили производство титана в Березниках - основного богатства города, на примере семьи Танкеевых исследовали роль династий в развитии титанового производства на АВИСМЕ. Автор работы в сотрудничестве с учителем научилась ставить учебные задачи, планировать, осуществлять анализ, самоконтроль, демонстрировать собственное компетентное поведение.
У березниковцев вызвало беспокойство событие на первом калийном комбинате - образование Карцевой воронки. Техногенная авария – результат бездумного вмешательства человека в природу. Тема технического прогресса и техногенных катастроф в свете этих событий приобрела актуальность и значимость. В исследовательской работе «Уральская Атлантида или утерянный мир» ставится проблема не только экологическая, техногенная, но и нравственная – проблема экологии души. В этой научной работе не только высвечиваются вызовы времени, но и предлагаются свои варианты решения проблемы, ярко продемонстрирована гражданская позиция.
Драматичной страницей истории России XX века являются сталинские репрессии. Под моховик репрессий часто попадали не просто невинные люди, а беззащитные и слабые - дети, старики, женщины. На форуме страницы «Калейдоскоп судеб» особый отклик нашла работа «Сталинский синдром: или интервью репрессированного, в которой затрагивается проблема влияния тоталитарной системы на судьбу человека и проблема исторической памяти. Автор работы «по праву памяти живой» раскрывает величие и жертвенность труда репрессированных. В ходе исследования повысился развивающийся и интеллектуальный потенциал учащегося, сформировался навык умения давать объективную оценку явлениям.
Голгофу репрессий пережила и уральская деревня. «Коллективизация или распятая деревня» пронизана болью за судьбу крестьянина, за судьбу русской деревни, распятой в годы индустриализации СССР. По сей день печально смотрят на нас «пустыми глазницами окон» заброшенные дома некогда богатого села Березовки. Разрушенная церковь, заросшие поля ждут своего воскресения и хозяина. Исследование пронизано сопричастностью и живой болью за судьбу предков, стремлением осмыслить день сегодняшний.
Изломам в судьбах людей стала Великая Отечественная война. Военная судьба Михаила Самойлова типична для миллионов советских людей. Вырос в колхозе, окончил техникум, мечтал о семье и счастье, но свою мечту ему пришлось отвоевывать. В прошлом году герой войны умер, а его правнук горд и рад, что успел записать воспоминания старого солдата. Автор этого проекта проявил компетентность в отборе материала, способность ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов, самостоятельно сформулировал интересную проблему.
Глобальной проблемой современного общества являются экстремизм и терроризм, у которых нет ни национальности, ни национальных границ. Экстремизм и терроризм не просто опасны, они коварны – в лицо врага мы не знаем. «Чечня – Березниковский заслон» посвящена гибели березниковского ОМОНа в далёкой Чечне. Погибшие герои заслонили от экстремизма «и Россию, и Москву, и Арбат» и провинциальный уральский городок Березники. Они настоящие герои, ответившие на вызов судьбы смертью, чтобы защитить жизнь. Эта работа патриотична, пронизана пониманием необходимости выбора в определенных исторических условиях, необходимостью иногда высокой жертвы.
В наше время, эпоху технической революции, появилось множество способов объединения людей с целью совместного решения ими вопросов и проблем из разных жизненных сфер. Интернет как наиболее современное популярное средство коммуникации является виртуальной площадкой для формирования сетевых сообществ, особых Интернет-объединений, а они, в свою очередь, способствуют становлению гражданского общества. Проблема выражения гражданской позиции посредством сетевых сообществ приобрела значимость в современном обществе. На примере сетевого объединения под названием «Evermore», сообщества юных лириков, автор работы выявляет потребность реализации творческого потенциала и гражданских инициатив березниковских пользователей сети Интернет. Особенностью современных реалий является интегрирующий характер, что позволяет усилить межпредметные связи. Последний проект выполнялся совместно с информатиками.
Метод проектов, несомненно, – передовой способ формирования гражданских компетенций в условиях новой школы. Проектирование – феномен современной цивилизации и стилевая черта современного мышления. Проектный метод гражданского образования представляется весьма результативным. За год работы учащиеся овладели культурой проектирования: научились совместной самостоятельной планируемой деятельности, работать в группе, видеть вызовы времени и искать на них ответы. Ребята проявили в ходе работы гражданские качества ответственность, деловитость, патриотизм, сопричастность к нашей истории и нашей судьбе. Осознали, судьба каждого человека связанна с судьбой общества и планеты: «человек не может выпасть из истории, отразить от себя историческую судьбу».[2]
Творческие работы участников проекта нашли высокую оценку на городской научно-практической конференции (2 призовых места), одна работа отмечена дипломом второго всероссийского конкурса на лучший молодежный проект по патриотической тематике. Проектная работа лицея №1 города Березники была отмечена КВО: на базе лицея создана городская лаборатория. Нам видятся перспективы дальнейшей работы:
обобщить и распространить опыт работы на уровне города в ходе деятельности городской лаборатории по теме: «Метод проектов как способ реализации гражданских компетенций»;
на странице «Калейдоскоп судеб» появятся новые истории жизни и судьбы березниковцев;
планируются новые гражданские акции;
расширение сетевого сообщества.
Список литературы
1. Абрамов С.В., Дмитриенко Г.В. и др. Система гражданского образования. Методическое пособие. - М.: Глобус, 2006.
2. Бердяев Н. А. Смысл истории. По изданию «Мысль» 1990 (с издания YMCAPRESS, Paris,1969). М.: Мысль 1990.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /под ред. С. Шехтера и П. Воскресенской при участии А. Иоффе и У. Уайта/. – М.: Фонд «За гражданское образование». 1998.