Доклад Логопедическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями


Логопедическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями


Великий физиолог Иван Петрович Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.
Одним из неотъемлемых условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу является предоставление им комплексной помощи специалистов и проведение необходимых коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление трудностей адаптации, компенсацию нарушений развития и социализацию обучающихся.
На начало 2015-2016 учебного года в Северной средней школе обучается 21 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья из них 13 — это дети с интеллектуальными нарушениями не только с легкой степенью умственной отсталости, но также с умеренной (это почти 62 %, т.е. больше половины детей с ОВЗ). Поэтому тема логопедического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями — актуальна для нашей школы.
Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем
Сегодня меняется парадигма образования. Если раньше мы говорили о знаниях, то сейчас говорим ещё и о компетенциях в ключевых областях, которые позволяют человеку успешно социализироваться. Овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций, позволяет достичь ребёнку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни
В связи с этим наша главная задача — помощь в социализации особого ребёнка.

Цель логопедического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями:
расширение представлений об окружающим мире;
формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;
повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам;

В ходе обучения детей с умственной отсталостью решаются следующие задачи:
поиск путей их возможной социализации через привития норм социально-адекватного поведения;
развитие навыков самообслуживания, приучения к элементарным формам труда;
повышение уровня их коммуникативной компетентности;
выявление нарушений устной и письменной речи обучающихся.

Особенности логопедического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Ведущим нарушением данных обучающихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Работа с ребёнком осуществляется в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.
Мы все работаем на результат. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Это безусловно один из самых тяжёлых моментов в работе.
Для корекционной работы в кабинете логопеда имеются учебно-методические, дидактические, игровые пособия (многие из них сделаны своими руками).
Умение читать и писать становится фундаментом дальнейшего обучения. Проблемы с письмом и чтением влекут за собой много других проблем: это и отставание от темпа урока, и недопонимание материала, и затягивание процесса подготовки домашнего задания.
Дети с нарушением интеллекта допускают на письме все возможные виды ошибок. Это обусловлено:

недоразвитием познавательной деятельности;
нарушением устной речи;
несформированностью языковых обобщений;
нарушением дятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов;
нарушением структуры операций письма;
особенностью организации психической деятельности.

Коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых дефектов, но и на формирование психических процессов (восприятия разной модальности, внимания, памяти, мышления).
Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:
I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
(важно определить не только то, что ребенок знает и умеет, но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи).
Диагностику состояния устной речи провожу по методике Татьяны Анатольевны Фотековой.
При исследовании состояния двигательной сферы обучающихся использую методику Любови Семёновны Цветковой.
С целью выявления нарушений письма использую (беру) слуховые диктанты из тестовой методики Татьяны Анатольевны Фотековой и Татьяны Васильевны Ахутиной.
Обследования устной речи детей с умеренной умственной отсталостью базируется на работах Трубниковой Надежды Михайловны.
Таким образом, обследование обучающихся носит комплексный характер и включает в себя несколько методик, направленных на выявление нарушений:
устной речи,
моторной сферы
письма
Анализ результатов исследования письма показал, что дисграфия у детей с недоразвитием речи и двигательной сферы носит более выраженный характер.
Следовательно, коррекционно-логопедическое воздействие должно носить комплексный характер и учитывать нарушения двигательной сферы.
Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от заключения строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.
Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.
На основе данных диаграммы, можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу дальнейшего его сопровождения. Кроме того, сравнивая диаграммы, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность логокоррекционной работы.

Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него. Необходимо развивать психологические предпосылки, на которых строятся навыки. Это сохраняет актуальность даже в тех случаях, когда возраст, в котором они обычно развиваются, уже остался позади.



1-ый кирпичик — ЭТО РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Работа по развитию неречевых психических функций проводятся на каждом логопедическом занятии и занимают от 3 до 10 минут и строится с учетом лексических тем занятий, виды заданий постепенно усложняются, но все задания взаимосвязаны и при необходимости могут меняться местами.
Некоторые моменты нашей работы:
развитие временных представлений
Формируем понятия об основных единицах времени. (используем события, действия из жизни ребёнка)
(Задание: Нужно в правильном порядке разложить иллюстрации времён года и разложить месяцы в нужной последовательности .)
Работа в паре — самое сложное - умение договариваться. Иногда - это получается, иногда с большим трудом уступаем и «отдаём» другому то, что получается у самого.

Развитие пространственного восприятия

При работе над пространственными представлениями рассматриваем схемы собственного тела; определяем правую и левую руки; схемы тела стоящего напротив. Конструируем.
Развитие восприятия формы и умения выделять плоскую форму из объёмной.
В процессе этой работы формируется зрительное восприятие пространственных признаков предметов, закрепляются речевые обозначения пространственных признаков предметов (геометрических фигур — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник; величины предметов — большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий -узкий).
Кроме развития пространственных представлений - пополняем словарь.

Развиваем сукцессивные способности.

Ребёнку предлагаются любые последовательности, используются задания, в основе которых лежат кинестетические ощущения, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, т.е. упражнения адресованы ко всем анализаторам. Эта работа развивает способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.
( Задания зависят от возможностей ребёнка) — Дифференцированный подход.
Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Умение сосредотачиваться является ключевым навыком во многих сферах нашей жизни. Внимание и концентрация очень важны для обучения и запоминания. Если ребёнок не обратит внимания на впервые услышанный факт, он вряд ли оставите его в своей памяти. Ну а если его не будет памяти, как он сможете вспомнить его?
Цель коррекции нарушений двигательной сферы:
Это прежде всего- формирование жизненно-необходимые двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь
(Динамические минутки, используем сенсорную комнату)
Развитие изобразительно-графических способностей.

Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Развитие изобразительно-графических способностей можно рассматривать как инструмент коррекции и развития и в частности развития речи!
письмо через кальку (готовим руку к письму)
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программ по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся

НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕД УСТРАНЯЕТ ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНУЮ АРТИКУЛЯЦИЮ ЗВУКА.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков вместе с артикуляционной гимнастикой играют и дыхательно-голосовые упражнения.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи.
Работу по исправлению речевых нарушений с умственно отсталыми детьми начинаю с самого действия понимания речи Строим предложения, соотносим с картинкой.
Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение разделить слово на составляющие его слоги.
(Представлены варианты игровых упражнений на развитие умения делить слова на слоги, согласовывать действие и речь.)
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.
Диктанты занимают ведущее место по формированию у детей орфографических умений и навыков.

Умственно отсталым детям свойственны трудности овладения техникой чтения, устранение дислексии занимает значительное место в системе логопедических занятий.
На фото представлены игровые задания при работе со слоговой таблицей. Основное назначение слоговой таблицы состоит в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога.

С детьми с умеренной умственной отсталостью работаем над альтернативным чтением (глобальное чтение), в доступных ребенку пределах, в результате происходит понимание смысла узнаваемого слова
Используем карточки с напечатанными словами как средство коммуникации.

Работа по развитию связной речи

Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.
Использование метода наглядного моделирования помогает детям в составлении описательных рассказов об овощах, фруктах, временах года. Использую мнемотаблицы, пиктограммы. Это технология очень помогает при тяжёлых нарушения речи.
В процессе занятий у значительной части детей появляются слова и простые фразы.
Создаём сказку сами! Читаем, смотрим фильмы, делаем декорации, рассказываем, играем, участвуем в конкурсах, выигрываем! Так происходит путешествие в сказку!
Эта работа даёт очень положительные результаты, у детей появляется мотивация — Эмоции способствуют желанию рассказывать!!!
Большое место отводится информационно- просветительской работе (работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи со всеми участниками образовательного процесса обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
По личным запросам учителей даются консультации;
выступления на МО учителей пропагандируют логопедические знания среди педагогов.
Систематически проводятся консультации для родителей, но при этом отмечается слабая включённость родителей в речевые проблемы детей.
Анализируя работу по сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями можно выделить следующие положительные моменты:
-повысилась речевая активность детей;
-многие дети стали более открыты для общения;
- использование игровых приемов способствуют развитию восприятия, внимания, памяти;
- комплексная работа по коррекции письменной речи показала положительные результаты.
Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с умственной отсталостью.