Презентация по ФЭМП Дидактическая игра как средство формирования ФЭМП
Подготовила воспитатель ГБОУ Школы 1194 Мызина Татьяна ВалерьевнаДидактическая игра как средство формированияэлементарных математических представлений
определениеВ дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Игра для дошкольника – способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребёнка.
цели и задачи Цель работы - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.Задачи работы:развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
задачиовладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;развитие активности и инициативности детей;воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
интеграцияРеализация принципа интеграции при организации работы с математическими играми.познавательное развитие – развитие мышления, воображения, развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитиеречевое развитие - развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно выражать свои чувства, желания и мненияхудожественно-эстетическое развитие
классификацияИгры с геометрическими фигурамиИгры с цифрами и числамиИгры на ориентировки в пространствеИгры на различие временных представленийИгры на логическое мышление1.Математические игры и игровые упражнения можно разделить на несколько групп по содержанию:
классификация2. Логико-математические игры делятся по характеру мыслительных операций:Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки…)Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все круглые".Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)"
классификацияСравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко".Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. ( по названию, по размеру, по форме, по цвету …)
классификация3. Игры делятся по развивающему воздействию (на развитие психических процессов): Психические процессыТворческие способностиВоображениеВосприятиеМышлениеПамятьВнимание
средаОрганизация развивающей средыВ средней группе возможна организация уголков занимательной математики. При организации развивающей среды необходимо исходить из принципа доступности игр детям. В уголок занимательной математики рекомендуется помещать такие игры и игровые материалы, которые могут освоить дети с разным уровнем подготовки.
средаблоки Дьенеша;палочки Кюизенера;простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех», «Игры с палочками»;мозаики;геометрические орнаменты;Сюжетные изображения, составленные из геометрических фигур (сюжеты, действующими лицами которых являются герои детской литературы);рабочие тетради счеты;наборы «Учись считать», «Счетные палочки», геометрических фигур (плоских и пространственных);пазлы, разрезные картинки;календарь года, часы, песочные часы, лупа, чашечные весы;альбомы с иллюстрациями «Времена года» и др.
Работа с родителямиОформление развивающей среды.Родительские собрания.«Памятки» по использованию игровых технологий.Консультации для родителей.Совместные игры.
работа с родителямиЗнания будут прочнее, если закреплять их дома.Счет в дорогеСколько вокруг машин?Далеко ли это?Счет на кухне.Сложи квадрат
средстваСредства логико-математического развития дошкольников 1 .Пособия дидактические и универсальные (Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, пособия М. Монтесорри, «Геоконт» Воскобовича, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/ )
палочки КюизенераОсновные особенности:абстрактность;универсальность;высокая эффективность;Операции:сравнениеанализсинтезобобщениеклассификация
блоки дьенешаТренируют: - внимание, память, восприятие, воображение.
style.rotation
блоки дьенешаКарточки-свойства:развивают у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них
геоконтЭта игра погружает детей в мир геометрии, где дети осваивают основные понятия: «луч», «отрезок», «прямая»…
квадрат воскобовичаРазвивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество
развивающие игры (лото, домино, игры В.Воскобовича «Планета умножения», «Цифра - домино»)
волшебный мешокУчить детей различать основные цвета и форму, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.
развивающие игрыголоволомки, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», конструкторы, игры с палочками
кубики для всехИгра Никитина "Кубики для всехобучает мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению
чудо цветикВ этой игре развиваются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.
style.rotation
моделированиеМодели (пирамидки; планы пространства, схемы сложения построек, модели времени)
(Литературные формы: сказки, рассказы с математическими заданиями) – «Репка», «Теремок» и т. д.Игры на основе сюжета
Разминка на быстроту реакции.Из чего видна улица?Дед, который раздает подарки?Съедобный персонаж?Часть одежды, куда кладут деньги?Какой день будет завтра?Дополни фразу.Если песок мокрый, то...Мальчик моет руки, потому что...Если переходить улицу на красный свет, то...Автобус остановился, потому что...Закончи предложение.Музыку пишет... (композитор).Стихи пишет... (поэт).Белье стирает... (прачка).Загадки – шуткиВ садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).Вышла курочка гулять, собрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, сколько было всех цыплят.На большом диване в ряд куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?Сколько глаз у светофора?Сколько хвостов у четырех котов?Сколько ног у воробья?Сколько лап у двух медвежат?Сколько в комнате углов?Сколько ушей у двух мышей?Сколько лап у двух ежат?Сколько хвостов у двух коров?Занимательные вопросы, игры-шутки
Познавательные книги и рабочие тетради.
Компьютерные игры
Спасибо за внимание!